Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 по делу N 88а-36800/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 по делу N 33а-18278/2023 (УИД 23RS0036-01-2022-002097-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с совершением истцом действий, ухудшающих жилищные условия.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 по делу N 33а-18278/2023 (УИД 23RS0036-01-2022-002097-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с совершением истцом действий, ухудшающих жилищные условия.
Решение: Удовлетворено.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. по делу N 33а-18278/2023
Дело N 2-1639/2022
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ж.А. к Краснодарской таможне о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Ж.А. на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2022 года, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., изучив доводы Ж.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и представителя С., указавшего на законность постановленного по делу судебного акта, судебная коллегия,
установила:
Ж.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным решения комиссии Краснодарской таможни о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных административных требований указано, что
Ж.А. проходил службу в таможенных органах, откуда уволен по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. По истечении срока службы в Сочинской таможне, Ж.А. 17 декабря 2013 года обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения о постановке на учет для получения единовременной выплаты на семью в составе 3 человек: его самого, супругу Ж.М., и их сына ... 5 <...> года рождения. На заседании комиссии Сочинской таможни от 17 марта 2014 года принято решение поставить Ж.А. и его несовершеннолетнего сына ... 4 на учет для получения единовременной социальной выплаты. С 1 октября 2020 года Сочинская и Краснодарская таможни реорганизованы в форме присоединения Сочинской таможни к Краснодарской таможне, в связи с чем учетное дело уволенного со службы Ж.А. передано в Краснодарскую таможню. 24 ноября 2021 года на заседании комиссии Краснодарской таможни Ж.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты Краснодарской таможни как пенсионер таможенных органов. При этом, Ж.А. поставлен в известность о том, что по результатам рассмотрения его заявления о включении его супруги Ж.М. в состав семьи, учитываемой по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты, на заседании Краснодарской таможни принято решение о признании действия Ж.М., выраженные в снятии с регистрации по месту предыдущего жительства (Волгоградская область, ...) в 2016 году ухудшающими жилищные условия. По указанным основаниям, Ж.А. снят с учета для получения социальной выплаты по правилам подпункта "Б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Судом первой инстанции заявление Ж.А. принято к производству суда и определен порядок рассмотрения спора в порядке искового производства по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку предметом рассмотрения в данном случае является спор о праве, направленный на получение единовременной социальной выплаты.
Решением суда первой инстанции от 13 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Ж.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Ж.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2023 года апелляционное определение от 3 августа 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для рассмотрения в порядке, регламентированном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При новом апелляционном рассмотрении судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда Ж.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Краснодарская таможня в лице представителя С. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом; при проверке законности решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции Ж.А. с 1 октября 1996 года проходил службу в таможенных органах, откуда уволен 21 сентября 2016 года по выслуге срока службы, дающей право на пенсию.
По истечении срока службы в Сочинской таможне, 17 декабря 2013 года Ж.А. обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения о постановке его и членов его семьи: супруги Ж. (П.) и сына ... 1 зарегистрированных и проживающих совместно с ним по месту пребывания в городе ... корпус 2, квартира 4 на учет для получения единовременной выплаты, предусмотренной Федеральным законом РФ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В то время как его супруга Ж.М. с 23 октября 1998 года имела постоянную регистрацию в Волгоградской области, в <...> и с 18 октября 2013 года по 18 октября 2014 года временную регистрацию в ..., ...
Решением комиссии Сочинской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Сочинской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для при обретения или строительства жилого помещения от 17 марта 2014 года Ж.А. принят на учет только с сыном, и поставлен на учет в соответствии с подпунктом "1" пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
21 сентября 2016 года Ж.А. уволен со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, и в дальнейшем занимал должности федеральной государственной гражданской службы РФ в Сочинской таможне при этом Ж.А. продолжил состоять на учете для получения выплаты.
Кроме того, с 14 августа 2014 года по 14 августа 2017 года Ж.А. и его сын имели регистрацию по месту временного пребывания в <...>.
С 21 июля 2017 года по 21 июля 2022 года Ж.А. и члены его семьи супруга Ж.М. и сын ... 3 имели регистрацию по месту временному месту пребывания в городе ..., при этом фактически проживали в служебной квартире, предоставленной Сочинской таможней в городе ... по которому Ж.А., и его супруга и сын имели регистрацию.
Супруга истца Ж.М. с 11 июля 2016 года снята с регистрационного учета по месту жительства в Волгоградской области, в <...>- Интернационалистов дом 2, квартира 68.
В соответствии с приказом ФТС России N 331 от 27 марта 2020 года "О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен", вышеуказанные таможни реорганизованы путем присоединения Сочинской таможни к Краснодарской таможне.
На момент реорганизации таможни для целей учета по вопрос получения выплаты, Ж.А. имел статус пенсионера таможенных органов.
В ходе реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен, последней также получены учетные дела пенсионеров таможенных органов, принятых на учет для получения выплаты в период прохождения ими службы в Сочинской таможне.
Ж.А. решением комиссии Краснодарской таможни для рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов РФ и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения (протокол N 9 от 24 ноября 2021 г.) принят на учет Краснодарской таможни в том составе, в котором он состоял на учете в Сочинской таможне, вместе с сыном Ильей.
Поскольку при постановке на учет в Сочинской таможне в 2013 году его супруга имела регистрацию по месту жительства в квартире, принадлежащей ее отцу и регистрацию по месту пребывания по одному адресу с ним и их сыном Ильей, комиссией Сочинской таможни на учет по вопросу получения выплаты Ж.А. поставлен только вместе с сыном.
Вместе с тем, 25 ноября 2021 года комиссией Краснодарской таможни рассмотрено заявление Ж.А. о постановке на учет вместе с ним и его сыном Ильей его супруги Ж.М.
По результатам рассмотрения данного вопроса, Краснодарской таможней принято решение о снятии только лишь Ж.А. с учета, поскольку действия члена его семьи Ж.М. по снятию с регистрационного учета по месту жительства в городе Камышине Волгоградской области в 2016 году признаны комиссией действиями, ухудшающими жилищные условия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ж.А. об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты от 25 ноября 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Ж.М. от регистрации по месту жительства никоим образом не повлиял на учет семьи истца в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они изначально приняты на учет и состояли на учете в составе семьи из трех человек, в связи с чем истец не лишен жилищных гарантий, предусмотренных законодательством для лиц, увольняемых со службы в таможенных органах.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда нижестоящей инстанции ввиду следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем хилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя хилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона N 283, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на при обретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Ж.А. с 1 октября 1996 года по 21 сентября 2016 года состоял на службе в таможенных органах, где вместе с сыном поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2013 года N 283-ФЗ.
Супруга истца Ж.М. с 12 декабря 2013 года принята на службу в Сочинскую таможню (на должность главного государственного таможенного инспектора по связью с общественностью) с постоянным местом дислокации в городе Сочи.
25 ноября 2021 года комиссия Краснодарской таможни принимая решение о снятии Ж.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты пришла к выводу о наличии в действиях Ж.М. выраженных в снятии с регистрационного учета по месту предыдущего жительства в Волгоградской области, в <...>- Интернационалистов дом 2, квартира 68 недобросовестного поведения в виде намеренного ухудшения жилищных условий.
Однако отказывая в удовлетворении заявленных административных требований Ж.А. судом первой инстанции не принято во внимание, что решением комиссии Сочинской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Сочинской таможни, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для при обретения или строительства жилого помещения от 17 марта 2014 года Ж.А. принят на учет только с сыном, и поставлен на учет в соответствии с подпунктом "1" пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Таким образом решение комиссии от 25 ноября 2021 года о снятии Ж.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты без снятия с учета его несовершеннолетнего сына Ж.И. не соответствует приведенным выше требованиям закона.
Кроме того, судом первой инстанции при разрешении спора не принято во внимание, что Ж.М. в момент снятия с регистрационного учета по месту жительства в городе Камышине не являлась титульным владельцем <...> или ее части.
В этой связи снятие Ж.М. с регистрационного учета по предыдущему месту жительства не свидетельствует о совершении ею действий, искусственно ухудшающих жилищные условия.
При таких обстоятельствах, при правильном применении норм материального права, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом административных требованиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, что повлияло на исход административного дела, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимая по делу новое решение находит обоснованными и подлежащими удовлетворению административные требования Ж.А. к Краснодарской таможне о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2022 года отменить и вынести по делу новое решение.
Административные требования Ж.А. к Краснодарской таможне о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Краснодарской таможни от 25 ноября 2021 года в виде выписки из протокола N 10 о снятии Ж.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
на Краснодарскую таможню возложить обязанность восстановить Ж.А. на учете в качестве лица, нуждающегося в получении единовременной социальное выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2013 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с даты его постановки на такой учет решением комиссии Сочинской таможни, то есть с 17 декабря 2013 года.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий
Ю.В.ОНОХОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
К.К.СУСЛОВ