Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 по делу N 88-37111/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23.05.2023 по делу N 33-18267/2023 (УИД 23RS0002-01-2022-011637-08)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик в отсутствие законных оснований оформил право собственности на спорный земельный участок.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23.05.2023 по делу N 33-18267/2023 (УИД 23RS0002-01-2022-011637-08)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик в отсутствие законных оснований оформил право собственности на спорный земельный участок.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2023 г. по делу N 33-18267/2023
Судья Танов Х.А.
N 2-2198/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.,
судей Таран А.О., Дунюшкиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Юровой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к К. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе представителя К. на основании доверенности М. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Ямпольской В.Д. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к К. о признании отсутствующим права на земельный участок.
В обоснование иска указано, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Сочи, установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... незаконно оформлен в собственность К., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г., пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 19.10.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории - "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 09.08.2005 г.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 г. земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 г., которые составляли территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем, на данный участок 28.07.2016 г. зарегистрировано право собственности за ответчиком К.
Изложенное, по мнению прокурора, указывает на незаконность возникновения права собственности К. на земельный участок с кадастровым номером ...
Кроме того, из акта натурного обследования спорного земельного участка от 29.09.2021 г. и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, фактически не осваивается, в связи с чем фактически земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
С учетом изложенных обстоятельств прокурор г. Сочи просил суд признать отсутствующим право собственности К., зарегистрированное 28.07.2016 г. в ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи; снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета; указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности К. на земельный участок с кадастровым номером ..., категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи; указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 г. исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к К. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворены.
Признано отсутствующим право собственности К., зарегистрированное 28.07.2016 г. в ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства" расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи.
Постановлено снять земельный участок с кадастровым номером ..., категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи, с государственного кадастрового учета.
Указано, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности К. на земельный участок с кадастровым номером ..., категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи, и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. При этом в жалобе апеллянт приводит те же доводы, что и в обоснование возражений на иск, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование жалобы ее автор, анализируя нормы действующего законодательства, утверждает о том, что истцом выбран неправильный способ защиты права, ответчик является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, суд неправомерно не применил к рассматриваемым правоотношениям срок исковой давности. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам по делу. Просит перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и назначить по делу судебную землеустроительную экспертизу.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Дубин Р.А. просит решение суда от 20 января 2023 г. оставить без изменения, жалобу стороны ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика К. на основании доверенности М. доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, предоставив на разрешение заявленные вопросы. Также заявил ходатайство об истребовании из Управления Росреестра по Краснодарскому краю землеустроительного дела и иные документов, послуживших основанием для внесения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером ..., просил применить последствия пропуска срока исковой давности.
Прокурор Ибрагимова Л.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержала доводы возражений на жалобу, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Заявленные ходатайства полагала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
От представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Р. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, посредством направления судебного извещения заказной почтовой корреспонденцией, информация о движении дела своевременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь положениями частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за К. 28.07.2016 г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.12.2021 г.
Согласно информации Территориального отдела N 14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 11.02.2022 г. N 690/33-13, земельный участок с кадастровым номером ... образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером ... а также участков с кадастровыми номерами ... (образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., который в свою очередь, образован из земельного участка с кадастровым номером ...).
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации первичного права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... за И.Н. послужило свидетельство о праве собственности на землю N ..., выданное 24.02.1995 г. на основании постановления главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г. Сочи от 06.02.1995 г. N 35 "О разрешении купли-продажи земельного участка площадью 3100 кв. м в <...> Адлерского района г. Сочи".
По результатам изучения названного постановления, предоставленного МКУ "Архив г. Сочи" от 14.04.2022 г. N ..., установлено, что И.Н. разрешена продажа Б. ранее предоставленного в соответствии со свидетельством на право собственности на землю N ... земельного участка площадью 3100 кв. м, расположенного в <...> г. Сочи.
Как следует из информации Адлерского отдела г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю г. Сочи от 23.06.2022 г., свидетельство на право собственности на землю N ... выдано И.Н. на основании постановления Кудепстинской сельской администрации г. Сочи от 29.08.1994 г. N 349 "О передаче земельных участков в собственность гражданам".
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности И.Н. на земельный участок с кадастровым номером ... (из которого в последующем образован участок с кадастровым номером ...) послужила выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, в соответствии с которой за И.Н. на основании приказа Верхне-Хостинского чайного совхоза от 03.07.1985 г. N 196 закреплен земельный участок площадью 800 кв. м, расположенный в ...
Согласно информации, предоставленной МКУ "Архив г. Сочи", от 28.02.2022 г. И.А. предоставлен приусадебный земельный участок площадью 0,08 га, расположенный в с. Хлебороб Адлерского района г. Сочи.
Вместе с тем, в похозяйственной книге сведения о правопреемстве указанного земельного участка отсутствуют.
Как следует из информации Центрального отдела по г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 01.07.2022 г., отвод земельного участка с кадастровым номером ... выполнен лишь в 2008 году.
В то же время, спорные земельные участки подлежали постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г. Сочи.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Сочи, установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... незаконно оформлен в собственность К., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу статей 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978 г., утратил силу 06.03.1993 г.) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 г. N 4613-1, которыми ЛК РСФСР 1978 г. признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса РФ, с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г., предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013 г.) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статьями 67, 68 Лесного кодекса РФ, пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 ЛК РФ 1997 года, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 16.05.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:17, категории - "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.07.2021 г., а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 09.08.2005 г.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом РФ в определении от 11.02.2021 г. N 186-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из положений пункта 5 части 2, частей 6, 7 статьи 111, пункта 3 части 2 статьи 23, части 1 пункта 5, частей 2, 3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
Более того, в силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.03.2015 г. N ...
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2021 г. земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, которые составляли территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем, как установлено судом ранее, право собственности на спорный земельный участок 28.07.2016 г. зарегистрировано за К., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.12.2021 г.
Пунктами 1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г. (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц и их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу пунктов 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались пунктами 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, пунктами 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные пунктами 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
В кадастровом деле по межеванию исходных земельных участков с кадастровыми номерами ... а также образованного из него с кадастровым номером ... акт согласования границ участков с территориальным органом МТУ Росимущества отсутствует.
При этом подпункт 6 пункта 22, пункт 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412, действовавших с 01.01.2009 г. до 01.01.2017 г., предусмотрено, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
В настоящее время подпунктом 6 пункта 22, пунктом 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установлении площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного земельного участка надлежало учитывать карту-план Кудепстинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежности к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 624 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в с. Илларионовка Адлерского района г. Сочи.
Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности И.Н. на исходный земельный участок, а в последующем К. на спорный земельный участок с кадастровым номером ...
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, от 29.09.2021 г. и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, фактических не осваивается. При этом ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии доказательств обратного не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок во владении ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Ответчиком же, в нарушение статей 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы и требования истца.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначального правообладателя И.Н. права собственности на исходный земельный участок, и, как следствие, последующего законного приобретения права на земельный участок ответчиком К., суд первой инстанции, верно руководствуясь вышеприведенными нормами права, признал зарегистрированное право ответчика на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим.
При этом суд исходил из того, что приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
С учетом вышеизложенного довод апелляционной жалобы о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, ошибочен и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что способ защиты имущественных интересов Российской Федерации определяется характером рассматриваемых отношений по использованию земель, ограниченных в обороте, что подтверждается позицией вышестоящих судов (определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 г. N 330-0, от 30.01.2020 г. N 101-О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 г. N 5-КГ18-121, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.10.2015 г. N 14-КГ15-7), сформулированной при рассмотрении аналогичных обстоятельств неправомерной регистрации прав на земельные участки, образованные на землях, приватизация которых запрещена (п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
По указанным гражданским делам защита права собственности Российской Федерации обеспечена путем предъявления требований о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В частности, из определений Конституционного суда РФ от 28.02.2019 г. N 330-0, от 30.01.2020 г. N 101-0 следует, что защита гражданских прав, в том числе права собственности, осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами, и вместе с тем он предопределяется правовыми нормами с учетом характера нарушения и фактических обстоятельств дела.
Вышестоящим судом указано, что в гражданских делах, в которых предъявлялось требование о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.
В данном случае право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком в ЕГРН 28.07.2016 г.
Право собственности Российской Федерации на земли федеральной собственности возникло в силу закона на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского государственного природного национального парка" и определяется датой принятия указанных нормативно-правовых документов.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земли федеральной собственности считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
При этом сведения о границах земель федеральной собственности внесены в государственный кадастр недвижимости, сведения из которого в дальнейшем перенесены Единый государственный реестр прав и в последующем в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ограничены в обороте.
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, на формирование и предоставление участка в собственность физическому лицу подтвержден материалами дела.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что К. является добросовестным приобретателем. Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (пункт 38 Постановления. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Как установлено судом, сделка, по которой приобретено право собственности на спорный земельный участок не отвечает признакам действительности сделки из-за незаконности возникновения права на данный земельный участок у первоначального собственника. При этом, порочность возникновения права собственности подтверждена представленными истцом письменными доказательствами.
Ссылки представителя ответчика на пропуск срока исковой давности являются необоснованными, поскольку в силу статьей 208, 304 Гражданского кодекса РФ, пункта 7 Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", требование о признании отсутствующим права собственности является негаторным. Исковая давность не распространяется на право требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права отсутствующим.
Довод апеллянта о том, что суд не назначил по делу судебную экспертизу, несмотря на необходимость ее назначения, не истребовал дополнительные доказательства о нарушении норм процессуального права не свидетельствует, поскольку согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При этом доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства по делу заключения специалиста С. от 20.09.2021 г. отражают субъективную точку зрения ответчика, направлены фактически на оспаривание одного из доказательств по делу.
Заявленное суду апелляционной инстанции стороной ответчика ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы на предмет определения местоположения спорного земельного участка также подлежит отклонению. Оценив мотивы и основания, положенные в основу заявленного ходатайства, предмет заявленных требований, учитывая наличие доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу, их достаточность, руководствуясь статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для проведения такой экспертизы.
При этом представленное стороной ответчика в качестве основания для назначения по делу судебной землеустроительной экспертизы заключение кадастрового инженера Ш. от 27.01.2023 г. N 3/23 не является в данном случае безусловным и достаточным основанием для назначения судебной экспертизы. Данное заключение является личным мнением специалиста, не привлеченного к участию в деле, содержит субъективное мнение специалиста, направленное на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, и не имеет для суда доказательственного значения, поскольку его автор в данном случае не является экспертом в смысле положений части 1 статьи 79, 85 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалы дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость истребования и приобщения дополнительных доказательств по делу, отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия ответчика с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Оснований для истребования и приобщения дополнительных доказательств на стадии апелляционного рассмотрения судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не установлено.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащей оценке судом представленных доказательств, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных в судебном решении, и отражают субъективное мнение о них заявителя апелляционной жалобы.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений ст. 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г. N 566-О-О, от 18.12.2007 г. N 888-О-О, от 15.07.2008 г. N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.
Суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
В настоящем случае судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Несогласие стороны ответчика с выводами суда первой инстанции, а также иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Доводы жалобы о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц, не извещенных надлежащем образом, также не влекут отмену судебного постановления, поскольку данные обстоятельства на права и законные интересы автора жалобы не повлияли. Оснований, предусмотренных пунктом 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для перехода к рассмотрению данного дела по правилам производства суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено, в связи с чем соответствующее ходатайство стороны ответчика подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении ходатайства представителя К. на основании доверенности М. о приобщении, истребовании дополнительных (новых) доказательств, о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы отказать.
Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К. на основании доверенности М. - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке, определенном главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.Д.ЯМПОЛЬСКАЯ
Судьи
краевого суда
Н.В.ДУНЮШКИНА
А.О.ТАРАН