Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-13552/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 30.04.2025 N 33-3032/2025 (УИД 38RS0031-01-2023-003366-33)
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: Об обязании устранить строительные недостатки.
Обстоятельства: Истец указал, что выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации, ответчиком не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем, недостатки не устранены.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 30.04.2025 N 33-3032/2025 (УИД 38RS0031-01-2023-003366-33)
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: Об обязании устранить строительные недостатки.
Обстоятельства: Истец указал, что выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации, ответчиком не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем, недостатки не устранены.
Решение: Удовлетворено.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2025 г. N 33-3032/2025
Судья Суровцева Ю.В. Дело N 2-78/2024
Судья-докладчик Солодкова У.С. УИД 38RS0031-01-2023-003366-33
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Красновой Н.С.,
судей Седых Д.А., Солодковой У.С.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-78/2024 по иску прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки,
по апелляционному представлению И.о. прокурора Иркутского района Гайченко А.А.
на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 апреля 2024 г.,
установила:
прокурор Иркутского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования, указав в его обоснование, что прокуратурой Иркутского района с привлечением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирных домов <адрес изъят> о нарушении жилищных прав, возведении домов ненадлежащего качества и другим вопросам.
В ходе проверки установлено, что между министерством имущественных отношений Иркутской области и ООО "СтройГарант" заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома N 103 от 12.12.2013, N 104 от 12.12.2013, N 2014.200452, N 2014.213875, N 2014.206465, N 2014.206438 от 15.08.2014.
Разрешения на строительство жилых домов выданы застройщику - ООО "СтройГарант" администрацией Уриковского муниципального образования 22.11.2013 N RU-38508313-27-2013/ф (МКД N 54), 30.04.2014 NN RU-38508313-30-2014/ф (МКД NN 56, 58).
Проектная документация на строительство многоквартирного дома (далее МКД) N N 54, 56, 58 разработана ООО "Архитектурно-инженерный центр "СВ-Студия", государственная экспертиза проектной документации не проводилась, региональный строительный надзор при возведении объектов не осуществлялся, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных в указанный период времени градостроительным законодательством.
По результатам строительных работ МКД NN 54, 56, 58 введены в эксплуатацию с учетом выданных администрацией Уриковского муниципального образования разрешений от 30.10.2014 N RU-38508313-82-2014/ф (МКД N 54), 02.12.2014 N RU-38508313-86-2014/ф (МКД N N 56, 58).
Факт передачи застройщиком объектов долевого строительства - квартир, указанных в приложениях N 1 к государственным контрактам от 12.12.2013 N N 103, 104, от 15.08.2014 N N 2014.200452, 2014.213875, 2014.206465, 2014.206438, министерству имущественных отношений Иркутской области подтвержден актами приема-передачи от 10.11.2014, 03.12.2014.
Министерство имущественных отношений Иркутской области приобрело в областную собственность 60 жилых помещений из 78 для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (МКД N 54 - 24 квартиры, МКД NN 56 и 58 по 18 квартир).
Распоряжениями министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.12.2014 N 1868/и, от 11.02.2015 N 125/и жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд Иркутской области (60 квартир).
На основании распоряжений министерства имущественных отношений области от 24.12.2014 N 1869/и, от 20.02.2015 N 186/и жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С гражданами заключены договоры специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет.
В 2020 году (по окончании срока действия договоров специализированного найма) министерством имущественных отношений Иркутской области на основании распоряжений от 17.02.2020 N 220/и, 06.04.2020 N 490/и 60 жилые помещения исключены из специализированного жилищного фонда области и включены в жилищный фонд социального использования. Во исполнение ст. 7 Закона области N 164-ОЗ с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключены договоры социального найма.
По состоянию на 01.04.2023 в собственности Иркутской области находятся 27 жилых помещений (МКД N 54 - 7, МКД N 56 - 9, МКД N 58 - 11) из 60 (на 33 жилых помещения гражданами зарегистрировано право собственности).
В соответствии с заключением службы государственного строительного и жилищного надзора Иркутской области от 10.04.2023 в рамках осмотра МКД NN 54, 56, 58 выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации.
Факт передачи застройщиком ООО "СтройГарант" объектов долевого строительства - квартир, указанных в приложениях N 1 к государственным контрактам от 12.12.2013 N N 103, 104, от 15.08.2014 N N 2014.200452, 2014.213875, 2014.206465, 2014.206438, министерству имущественных отношений Иркутской области подтвержден актами приема-передач от 10.11.2014, 03.12.2014.
Министерство имущественных отношений Иркутской области приобрело в областную собственность 60 жилых помещений из 78 для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (МКД N 54 - 24 квартиры, МКД NN 56 и 58 по 18 квартир).
Вместе с тем, министерством имущественных отношений Иркутской области не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем. Недостатки до настоящего времени не устранены.
Кроме того, администрацией Уриковского муниципального образования выданы разрешения на ввод в эксплуатацию МКД N 54 - от 30.10.2014 N RU-38508313-82-2014/ф, МКД N 56, 58 - N RU-38508313-86-2014/ф.
Вместе с тем, администрацией Уриковского муниципального образования надлежащим образом указанные полномочия при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию МКД N 54, 56, 58 не исполнены, что привело к наличию многочисленных строительных недостатков в указанных домах и нарушению прав детей-сирот, которым были предоставлены жилые помещения в указанных домах.
На основании изложенного, истец просил суд:
1. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить благоустройство прилегающей территории к многоквартирным домам N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес изъят> шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана).
2. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить продухи в подвальных помещениях многоквартирных домов N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с требованиями
п. 7.8 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр.
3. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить металлическое ограждение кровли многоквартирных домов N 56,58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N 1, N 2, требованиями
пп. 6.4.11 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр.
4. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования оборудовать помещение электрощитовой в многоквартирном <адрес изъят> противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30 в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, требованиями
ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
5. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить фасады блок-секции N 2 многоквартирного <адрес изъят> из лицевого кирпича
ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
6. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить оштукатуривание цоколя блок-секции N 2 многоквартирного <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
7. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить витражные конструкции из алюминиевого профиля
ГОСТ 21519-2003 на балконах блок-секции N 2 многоквартирного <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
8. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить холодное чердачное помещение в блок-секции N 2 многоквартирного <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1.
9. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить приямки на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3 в блок секции N 2 многоквартирного <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24.04.2024 исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки в многоквартирных домах <адрес изъят> оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 04.10.2024 решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24.04.2024 отменено.
Принято новое решение.
Исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки удовлетворены.
В срок до 31 декабря 2025 г. со дня вступления апелляционного определения в законную силу на министерство имущественных отношений Иркутской области и администрацию Уриковского муниципального образования возложены следующие обязанности:
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить благоустройство прилегающей территории к многоквартирным домам N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес изъят>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана);
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить продухи в подвальных помещениях многоквартирных домов N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с требованиями
п. 7.8 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить металлическое ограждение кровли многоквартирных домов N 56,58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N 1, N 2, требованиями
пп. 6.4.11 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования оборудовать помещение электрощитовой в многоквартирном доме N 54 по <адрес изъят> противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30 в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, требованиями
ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить фасады блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> области из лицевого кирпича
ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить оштукатуривание цоколя блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить витражные конструкции из алюминиевого профиля
ГОСТ 21519-2003 на балконах блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9 - 12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить холодное чердачное помещение в блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить приямки на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3 в блок секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 04.10.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционном представлении И.о. прокурора Иркутского района Гайченко А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционного представления указывает, что суд первой инстанции, опровергая доводы искового заявления о допущенных нарушениях, исходил из обстоятельств, установленных решением арбитражного суда Иркутской области, в порядке
ч. 3 ст. 61 ГПК РФ, вместе с тем, органы прокуратуры при рассмотрении дела Арбитражным судом Иркутской области участия не принимали, установленные арбитражным судом обстоятельства в части соответствия объектов строительства проектной документации оспаривались, в связи с чем, подлежали подтверждению соответствующими доказательствами в рамках рассмотрения настоящего дела.
Истцом представлены доказательства несоответствия многоквартирных домов как проектной документации, так и обязательным требованиям, которым судом оценка не дана.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец исходил из того, что министерством имущественных отношений Иркутской области, как наймодателем по договорам найма специализированных жилищных помещений, надлежащим образом не исполнена обязанность по предоставлению нанимателям жилых помещений, отвечающих установленным законодательством требованиям, в связи с чем на данный орган должна быть возложена обязанность по устранению указанных в иске недостатков.
В обоснование обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц истцом указано, что установить и индивидуализировать круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются вследствие выявленных строительных недостатков фактически невозможно, поскольку круг лиц, проживающих в жилых помещениях данных многоквартирных домов постоянно меняется как ввиду сделок купли-продажи жилых помещений, так и ввиду сдачи таких жилых помещений в наем. Выводы суда о нарушении прав и интересов лишь ограниченного круга лиц, обладающих имущественными правами на жилые помещения в многоквартирных домах, основаны на неверном толковании норм процессуального права и не опровергают доводы искового заявления.
От представителя ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области З. поступил письменный отзыв на апелляционное представление, согласно которого представитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
От представителя ответчика администрации Уриковского муниципального образования - Б.Н.А. поступили письменные возражения на апелляционное представление, согласно которого представитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела третьи лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений
статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Иркутского областного суда, в связи с чем на основании
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Солодковой У.С., выслушав помощника прокурора Чичигина Е.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области - З., представителя ответчика администрации Уриковского муниципального образования - Б.Н.В., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные прокурором требования об обязании ответчиков устранить строительные недостатки, суд первой инстанции исходил из того, что круг лиц, в защиту интересов которого обратился прокурор, ограничен интересами собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в связи с чем заявленные требования выходят за пределы полномочий прокурора, поскольку в данном споре круг лиц, в чьих интересах обращается прокурор определен. Кроме того, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств того, что недостатки, заявленные к устранению, возникли при строительстве спорных многоквартирных домов; министерством имущественных отношений Иркутской области не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений при их приемке, а администрацией Уриковского муниципального образования ненадлежащим образом реализованы полномочия при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Согласно
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По смыслу вышеуказанных норм, круг лиц является неопределенным, если отсутствует возможность индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прямо предусмотрено право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц; право выбора по принятию той или иной меры прокурорского реагирования, предусмотренной законом, принадлежит прокурору, в связи с чем, учитывая, что обращение прокурора связано с защитой прав и законных интересов жителей многоквартирных домов, в которых выявлены строительные недостатки, круг которых постоянно изменяется, судебная коллегия приходит к выводу о том, что прокурор при предъявлении указанного искового заявления действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Согласно
ч. 2,
3 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу
ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно
статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как предусмотрено в
статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу
пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (
п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно
ст. 557 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила
статьи 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп (ред. от 31.01.2024) "О министерстве имущественных отношений Иркутской области", министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управлению государственной собственностью Иркутской области, а также осуществляющим функции в сфере гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), пожарной безопасности.
Министерство обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Согласно пункту 6 Положения задачами министерства являются:
- содействие формированию и реализация областной государственной политики в области имущественных отношений;
- управление, распоряжение и контроль за использованием государственной собственности Иркутской области.
В силу пункта 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
- осуществление от имени Иркутской области полномочий собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных отношений (за исключением случаев, когда такие полномочия осуществляют иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области);
- заключение договоров о приобретении в государственную собственность Иркутской области имущества, заключение договоров пожертвований имущества (кроме финансовых средств) в государственную собственность Иркутской области, осуществление иных юридических действий, связанных с осуществлением указанных функций;
- формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление специализированным жилищным фондом Иркутской области, а также включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области и исключение жилых помещений из указанного фонда;
- заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в государственной собственности Иркутской области, согласование перевода жилых помещений, находящихся в государственной собственности Иркутской области, в нежилые;
- судебная защита прав и интересов Иркутской области в установленной сфере деятельности министерства.
Как предусмотрено в
статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно
части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных
частями 5 -
6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Устава Уриковского муниципального образования, Уриковское муниципальное образование является единым, экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, входит в состав муниципального образования "Иркутский район", наделенным Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 94-оз "О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области" статусом муниципального района.
Уриковское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 94-оз "О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области".
Администрация Уриковского муниципального образования в соответствии с Уставом, является исполнительно-распорядительным органом Поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области (ст. 36 Устава).
Перечень полномочий администрации Поселения предусмотрен в статье 36 Устава, включающих полномочия, отнесенные к ведению органом местного самоуправления Поселения, за исключением отнесенных к компетенции Думы, Избирательной комиссии Поселения.
Как следует из материалов дела, между министерством имущественных отношений Иркутской области (участником, заказчиком) и ООО "СтройГарант" (застройщиком) заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома N 103 от 12.12.2013, N 104 от 12.12.2013, N 2014.200452, N 2014.213875, N 2014.206465, N 2014.206438 от 15.08.2014.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 12.12.2013 N 103 предметом контракта является 12 квартир, расположенных по адресу: <адрес изъят> (1 - 3 этажи), жилой площадью 19,4 кв. м, каждая, общей площадью - 29,4 кв. м; согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 762 400 (одиннадцать миллионов семьсот шестьдесят две тысячи четыреста) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 12.12.2013 N 104 предметом контракта является 12 квартир, расположенных по адресу: <адрес изъят> (1 - 3 этажи), жилой площадью 24,8 кв. м, каждая, общей площадью 34,4 кв. м; согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 13 790 400 (тринадцать миллионов семьсот девяносто тысяч четыреста) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15.08.2014 N 2014.200452 предметом контракта является 11 квартир, расположенных по адресу: <адрес изъят> (1 - 3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 154 000 (одиннадцать миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15.08.2014 N 2014.213875 предметом контракта является 11 квартир, расположенных по адресу: <адрес изъят> (1 - 3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 154 000 (одиннадцать миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15.08.2014 N 2014.206465 предметом контракта является 4 квартиры, расположенные по адресу: <адрес изъят>, 58 (1, 3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 4 596 800 (четыре миллиона пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15.08.2014 N 2014.206438 предметом контракта является 4 квартиры, расположенные по адресу: <адрес изъят>, 58 (1, 2 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 4 191 200 (четыре миллиона сто девяносто одна тысяча двести) рублей.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15.08.2014 N 2014.200462 предметом контракта является 6 квартир, расположенных по адресу: <адрес изъят>, 58 (1-3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 6 489 600 (шесть миллионов четыреста восемьдесят девять тысяч шестьсот) рублей.
Согласно пункту 4.3.7 государственных контрактов ООО "СтройГарант" обязано передать в срок, установленный пунктом 4.3.4 контракта, участнику долевого строительства квартиры, соответствующие условиям настоящего контракта, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, и представить разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4.2 государственных контрактов в случае, если квартиры построены (созданы) Застройщиком с отступлениями от условий контрактов, приведших к ухудшению качества квартир или иным недостаткам, которые делают их непригодными для предусмотренного контрактами использования, потребовать от Застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (подп. 4.2.1); до подписания передаточного акта потребовать от Застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие квартир требованиям п. 3.4 контрактов (подп. 4.2.2); отказаться от подписания передаточного акта до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных п. 4.3.7 контрактов (подп. 4.2.3).
Согласно представленным актам приема-передачи, квартиры в спорных многоквартирных домах были приняты министерством имущественных отношений Иркутской области без замечаний.
В дальнейшем квартиры в спорных многоквартирных домах были предоставлены во владение и пользование гражданам в рамках
ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 по договорам социального найма и впоследствии в собственность, что подтверждается договорами социального найма жилого помещения, выписками из ЕГРН, т.т. 2,3 материалов дела).
В настоящее время в многоквартирном доме N 54, из 24 жилых помещений в собственности Иркутской области находится только 6 жилых помещений, 18 - в собственности граждан; в многоквартирном доме N 56 в собственности Иркутской области находится 9 жилых помещений, 9 - в собственности граждан; в многоквартирном доме N 58 в собственности Иркутской области - 11 жилых помещений, 7 - в собственности граждан.
В процессе эксплуатации квартир детьми-сиротами, проживающими в квартирах по договорам найма специализированных жилых помещений, были выявлены строительные дефекты и недостатки.
Прокуратурой Иркутского района и службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка, по результатам которой в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес изъят> был выявлен ряд нарушений, указанных в представлении прокуратуры Иркутского района от 13.05.2015 N 7-17(б)/15; постановлением Службы государственного строительного надзора Иркутской области N 2-98/15 об административном правонарушении от 30.06.2015 ООО "СтройГарант" по данному факту привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Вместе с тем, в адрес прокуратуры, министерства имущественных отношений Иркутской области, службы государственной строительного и жилищного надзора Иркутской области от детей-сирот, проживающих по адресу: <адрес изъят>, продолжали и продолжают поступать письменные и устные жалобы с фото/видео фиксацией существенных недостатков, ухудшающих условия их проживания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства имущественных отношений Иркутской области в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки в объектах долевого строительства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.06.2017 по делу N А19-19184/2015 исковые требования министерства имущественных отношений Иркутской области к ООО "СтройГарант" удовлетворены частично. На ООО "СтройГарант" возложена обязанность безвозмездно в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки и недоделки в работе при строительстве жилых домов по адресам: <адрес изъят>, а именно: 1) выполнить проходы кабелей, проведенные через стены электрощитовой с применением стальных труб (в кабельном лотке, пластиковом кабельном канале, гладкой жесткой поливинилхлоридной трубе гофрированной ПВХ трубке, нарушающих нормируемый предел огнестойкости строительных конструкций), выполнить заделку мест прохода кабелей распределительных и групповых линий через перекрытия и стены, обеспечивающих требуемый передел огнестойкости строительных конструкций, а также выполнить заделку зазоров между кабелями и трубами легко удаляемой массой из несгораемого материала; 2) оборудовать выходы на чердак в соответствие с требованиями
ч. 2 ст. 1,
ст. 6,
ст. 88,
ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и
п. 7.6 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" путем замены противопожарного люка 2-го типа размером 0,6*0,8 метра в свету; 3) обеспечить в местах пересечения перекрытия между подвалом и первым этажом трубопроводами канализации и водоснабжения необходимый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости в соответствии с требованиями
п. 7.11 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; 4) в первом, цокольном или подвальном этажах разместить кладовую уборочного инвентаря, оборудованную раковиной, в соответствии с
п. 4.16 СНиПа 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 5) в ванных комнатах квартир (в доме 54 - квартиры с 1 по 24; в доме 56 - квартиры с 1 по 6, 9, 12, с 14 по 17, 21, с 23 по 27; в доме 58 - квартиры 1, с 4 по 9, с 12 по 14, 16, с 19 по 23, 25) установить розетки не менее 0,6 метра от умывальников в соответствии с требованиями
пункта 8.14 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 6) оборудовать жилые дома N 56, N 58 организованным водостоком в соответствии с требованиями
п. 9.21 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 7) осуществить обратную засыпку между домами с адресами: <адрес изъят> фасады между домами выполнить из однородных материалов; 8) обустроить площадки для отдыха, игровые, спортивные и хозяйственные в соответствии с п. 2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов N 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, а также произвести благоустройство территории жилых домов в полном объеме; 9) обеспечить доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в трехэтажный жилой дом N 56 путем приведения высоты и угла наклона пандуса на входе в дом в соответствие с требованиями
пункта 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Исполнительное производство, возбужденное по исполнению судебного акта, окончено фактическим исполнением.
Вместе с тем, рассмотрение исковых требований министерства имущественных отношений Иркутской области к застройщику об устранении строительных недостатков, в полном объеме не разрешило вопрос об устранении строительных недостатков и не привело к восстановлению прав лиц, проживающих в спорных домах, о чем свидетельствуют их неоднократные обращения в прокуратуру Иркутской области, в министерство имущественных отношений Иркутской области, к уполномоченному по правам человека в Иркутской области, в управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (т. 6 материалов дела).
По результатам коллективного обращения жителей многоквартирных домов N 54, 56, 58 по <адрес изъят> о нарушении жилищных прав, возведении домов ненадлежащего качества, прокуратурой Иркутского района с привлечением службы государственного и жилищного надзора Иркутской области была проведена проверка, по результатам которой службой составлено заключение от 10.04.2023.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения:
1. Согласно листу проектной документации "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес изъят>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана), выполненный ООО Архитектурно-инженерный центр "СВ- Студия", при благоустройстве прилегающей территории выполняются пешеходные дорожки с покрытием из тротуарной плитки, детские и спортивные площадки, озеленение, подпорная стена, проезды и площадки с покрытием из асфальтобетона.
В нарушение указанных требований пешеходные дорожки выполнены из асфальтобетона, не в полном объеме и расположение не соответствует проектной документации; детские и спортивные площадки выполнены в меньшем количестве и расположение не соответствует проектной документации; озеленение не выполнено согласно проектной документации; подпорная стена выполнена другой конфигурации; проезды и площадки с покрытием из асфальтобетона не выполнены в полном объеме.
2. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12 фасады блок-секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>) выполняются из лицевого кирпича
ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета.
В нарушение указанных требований фасады выполнены из металлического профилированного листа.
3. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014 листы 9 - 12 цоколь блок-секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>) оштукатуривается.
В нарушение указанных требований цоколь обшит металлическим профилированным листом.
4. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12 балконы блок-секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>) закрыты витражными конструкциями из алюминиевого профиля
ГОСТ 21519-.
В нарушение указанных требований балконы выполнены открытыми без витражного остекления.
5. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1, у блок-секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>) холодное чердачное помещение.
В нарушение указанных требований холодное чердачное помещение отсутствует, выполнен мансардный этаж.
6. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N 1, N 2, (МКД N 56, N 58 по <адрес изъят>) оборудуются металлическим ограждением на кровле.
В нарушение проектной документации, ограждение кровли не выполнено.
7. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4, в блок секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>), на отметке - 1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3 предусматривается устройство двух приямков, для эвакуации их подвального этажа.
В нарушение проектной документации, приямки в блок секции N 2 (МКД N 58 по <адрес изъят>), на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3, не выполнены.
8. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, в блок секции N 9 (МКД N 54 по <адрес изъят>), входы в подвальный этаж выполнены обособлено от жилых помещений.
В нарушение проектной документации, в блок секции N 9 (МКД N 54 по <адрес изъят>), входы в подвальный этаж выполнены совмещенными с подъездом жилого дома.
9. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, в блок секции N 9 (МКД N 54 по <адрес изъят>), помещение электрощитовой оборудуется противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30.
В нарушение проектной документации, в блок секции N 9 (МКД N 54 по <адрес изъят>), в помещении электрощитовой установлена дверь, не имеющая требуемого предела огнестойкости.
10. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2013-ПЗ, под перекрытием на стояках предусмотрены противопожарные муфты.
В нарушение проектной документации, противопожарные муфты не установлены в блок секции N 9 (МКД N 54 <адрес изъят>) на стояках канализации и полипропиленовых трубах.
11. Согласно проектной документации шифр ДГТ-27-02/2013, стадия П, по схеме генплана для наружного пожаротушения жилых домов (МКД N 54, N 56, N 58 по <адрес изъят>) предусмотрены противопожарные резервуары.
В нарушение проектной документации, противопожарные резервуары для наружного пожаротушения жилых домов (МКД N 54, N 56, N 58 по <адрес изъят>), отсутствуют.
В результате осмотра было установлено, что в подвальных помещениях МКД N 54, N 58 установлены насосные станции холодного водоснабжения, резервуары (пластмассовые баки) для аккумулирования холодной воды. Вода в резервуарах имеет запах сероводорода, станции водоподготовки, предназначенные для заполнения резервуаров холодной питьевой водой (фильтры очистки от механических примесей, установки обеззараживания воды), находятся в нерабочем состоянии (отключены).
Помещения подвалов МКД N 54, N 56, N 58 захламлены строительным, бытовым мусором, а также вещами и предметами кителей домов. Приямки подземных этажей отсутствуют, продухи отсутствуют вследствие чего нарушен температурно-влажностный режим помещений.
При проведении осмотра выявлено подтопление подвала МКД N 54 грунтовыми и талыми водами.
Водоотведение канализационных стоков с данных домов осуществляется в одну выгребную яму. В свою очередь не производится своевременная откачка канализационных стоков из выгребной ямы. Вследствие чего систематически происходит подпор наружного участка сети и подтопление подвальных помещений фекальными массами. На момент осмотра выявлено переполнение выгребной ямы.
При визуальном осмотре чердачных помещений МКД N 56, N 54 выявлено наличие просветов возле вентиляционных шахт (отсутствует надлежащее примыкание), на деревянных конструкциях обнаружены следы намокания (разводы).
Вытяжные части канализационных стояков не выведены за пределы кровель.
В качестве теплоизоляционного материала чердачных перекрытий использована газобетонная стружка (фрагменты битого, дробленого газобетонного блока).
Ограждения кровель в МКД N 56, N 58 выполнены частично. Кроме того, помещение чердака N 56 захламлено строительным мусором.
Также при осмотре установлено, что обшивка фасадов (торцевые стороны между домами) МКД N 56, N 58 выполнена из разных материалов: металлического профилированного листа с полимерным покрытием, оцинкованного металлического профилированного листа, прямого оцинкованного
Листы деформированы (оторваны) и не имеют жесткого крепления.
Ранее 30.03.2023 при участии сотрудников Фонда имущества Иркутской области сотрудниками Службы в жилых помещениях граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) осуществлены инструментальные замеры скорости движения воздуха у вентиляционных окон в предусмотренных проектом помещениях, а также замеры давления в точках водоразбора в системе холодного водоснабжения.
По результатам проведенных инструментальных замеров следует, что в осматриваемых помещениях система естественной вентиляции находится (преимущественно) в неисправном состоянии. При обеспечении притока воздуха тяга в каналах отсутствует, удаление воздуха не осуществляется вследствие чего в осматриваемых жилых помещениях наблюдается повышенная влажность, духота, что также может является основной причиной появления различных пятен на ограждающих конструкциях жилых помещений. Давление в системе холодного водоснабжения на момент замеров соответствовало нормативу.
По результатам визуального осмотра нарушения требований, предъявляемых к безопасности эксплуатации жилых зданий не установлено. Признаков для отнесения их к категории ограниченно-работоспособных и аварийных не выявлено.
Ввиду выявленных дефектов, и в целях сохранения и обеспечения надежности общедомового имущества осматриваемых многоквартирных домов, по мнению службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области необходимо:
обеспечить работоспособность и надлежащее обслуживание насосных станций холодного водоснабжения (повысительных насосов), станций водоподготовки (накопительные емкости, фильтры очистки от механических примесей, установки обеззараживания воды);
обеспечить бесперебойное и надлежащее предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения во всех точках водоразбора (верхние этажи) в часы максимального разбора;
обеспечить надлежащее санитарное состояние и температурно-влажностный режим подвальных помещений, в том числе с устройством продухов;
обеспечить защиту от влагонасыщения основания фундаментов и наружных стен путем восстановления наружной гидроизоляции и отмостки зданий;
обеспечить надлежащее и своевременно обслуживание систем водоотведения. Кроме того, для исключения негативного воздействия техногенных ввод на конструкции зданий, необходимо осуществить мероприятия по ремонту (реконструкции) наружной системы канализации, в том числе ливневой канализации;
обеспечить надлежащее содержание чердачных помещений и конструкций кровель и их фрагментов (целостность, герметичность), в том числе с устройством вытяжных частей канализационных стояков за пределы кровель, устройства организованного водостока, устройства ограждения кровель.
По мнению, службы лицом, ответственным за выполнение работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества МКД N 54, N 56, N 58 является АО "Восточное управление ЖКС", которое с 21.05.2021 осуществляет управление указанными многоквартирными домами.
Согласно общедоступной информации из ЕГРЮЛ ООО "СтройГарант" прекратило деятельность путем ликвидации 22.11.2019.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, а также проверяя основания обращения прокурора с иском об устранении строительных недостатков к ответчикам - министерству имущественных отношений Иркутской области и администрации Уриковского муниципального образования, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно
п. 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, а не Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. | |
Согласно
ст. 29 указанного федерального закона муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу
п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В силу
ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с положениями Жилищного
кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (
п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации); наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (
п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В силу
п. 5 ст. 8 указанного федерального закона участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в
части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных
частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно условиям государственных контрактов, заключенных между министерством имущественных отношений Иркутской области и застройщиком ООО "СтройГарант", именно министерство имущественных отношений Иркутской области, исполняя свои обязанности разумно и добросовестно с целью выполнения требований по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в многоквартирных домах, отвечающими установленным требованиям, должно было при принятии объектов долевого строительства проверить их на соответствие требованиям контракта.
Наличие дефектов и недостатков общего имущества в спорных многоквартирных домах подтверждается как решением Арбитражного суда Иркутской области, так и заключением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, и не оспорено сторонами.
Вместе с тем, бездействие министерства имущественных отношений Иркутской области при принятии объектов долевого строительства по государственным контрактам о долевом участии в строительстве, предназначенных для обеспечения жильем граждан, особо нуждающихся в помощи со стороны государства ввиду их незащищенности, привело к тому, что до настоящего времени жители спорных многоквартирных домов вынуждены проживать в жилых помещениях в многоквартирных домах, санитарное и техническое состояние которых не соответствует требованиям законодательства и условиям государственных контрактов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения спора гарантийный срок для предъявления требований по устранению недостатков объекта долевого строительства истек, застройщик ликвидирован, при этом, заказчик - министерство имущественных отношений Иркутской области надлежащим образом свои обязанности по проверке качества передаваемых объектов долевого участия в строительстве не исполнило, учитывая, что общее имущество многоквартирных жилых домов находится в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности по устранению строительных недостатков, поименованных в иске, на министерство имущественных отношений Иркутской области. При этом, наличие установленной законом обязанности у всех собственников по содержанию общего имущества, не исключает такой обязанности у ответчика, также являющегося собственником общего имущества многоквартирного дома, ненадлежащим образом исполнившим свою обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями, отвечающими установленным требованиям.
Наряду с этим, судебная коллегия не смогла согласиться с доводами истца о наличии оснований для одновременного возложения обязанности по устранению имеющихся строительных недостатков как на министерство имущественных отношений Иркутской области, так и на администрацию Уриковского муниципального образования.
Заявляя требования об устранении имеющихся строительных недостатков к администрации Уриковского муниципального образования, прокурором оставлена без внимания невозможность одновременного возложения обязанности по устранению имеющихся строительных недостатков на министерство имущественных отношений Иркутской области и администрацию Уриковского муниципального образования.
Согласно Бюджетному
кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом
(абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим
кодексом (
абзац 38 статьи 6 БК РФ).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (
статья 38.1 БК РФ).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в
абзаце 1 пункта 1 статьи 74 БК РФ порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается
(абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным
кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (
пункт 4 статьи 154 БК РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (
статья 158 БК РФ).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Понуждение министерства имущественных отношений Иркутской области, являющегося органом государственной власти Иркутской области, и администрации Уриковского муниципального образования как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по выполнению необходимых мероприятий по устранению строительных недостатков МКД, требующих выделение финансирования средств из бюджетов соответствующего уровня, является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность указанных органов исполнительной власти и нарушает установленную
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Согласно
ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, судебный акт подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района к министерству имущественных отношений Иркутской области.
Оснований для удовлетворения исковых требований об устранении строительных недостатков к администрации Уриковского муниципального образования не имеется, в удовлетворении требований прокурора Иркутской области к указанному ответчику надлежит отказать.
Согласно
части 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В
части 2 этой статьи предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Оценивая возможности ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области по исполнению требований судебного акта с учетом характера подлежащей возложению обязанности, а также особого характера правоотношений, плана мероприятий по устранению строительных нарушений и недостатков многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес изъят> который включает в себя выполнение мероприятий по проведению собраний собственников, по техническому обследованию общего имущества в многоквартирных домах, проведение капитального ремонта и.т.д., с учетом указанных в плане сроков, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения апелляционного определения до 31.12.2026 со дня вступления его в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным для обеспечения ответчику возможности исполнить судебный акт.
Обсуждая доводы третьего лица службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о пропуске истцом срока исковой давности, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов состоятельными.
В соответствии с положениями
ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Приведенные третьим лицом в возражениях на исковое заявление доводы о пропуске срока исковой давности не могут послужить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований к министерству имущественных отношений Иркутской области.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в
п. 10 постановления 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (
пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности.
В материалах гражданского дела письменное заявление о пропуске срока исковой давности, поданное министерством имущественных отношений Иркутской области отсутствует.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель министерства имущественных отношений Иркутской области подтвердила, что о пропуске срока исковой давности указанным ответчиком в суде первой инстанции не заявлялось.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 апреля 2024 года по данному гражданскому делу отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании устранить строительные недостатки удовлетворить.
В срок до 31 декабря 2026 г. со дня вступления апелляционного определения в законную силу:
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области выполнить благоустройство прилегающей территории к многоквартирным домам N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес изъят>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана);
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области обустроить продухи в подвальных помещениях многоквартирных домов N 54, 56, 58 по <адрес изъят> в соответствии с требованиями
п. 7.8 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области обустроить металлическое ограждение кровли многоквартирных домов N 56,58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N 1, N 2, требованиями
пп. 6.4.11 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные.
СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области оборудовать помещение электрощитовой в многоквартирном доме N 54 по <адрес изъят> противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30 в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, требованиями
ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области выполнить фасады блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> из лицевого кирпича
ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области выполнить оштукатуривание цоколя блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области выполнить витражные конструкции из алюминиевого профиля
ГОСТ 21519-2003 на балконах блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области обустроить холодное чердачное помещение в блок-секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1;
- обязать министерство имущественных отношений Иркутской области обустроить приямки на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3 в блок секции N 2 многоквартирного дома N 58 по <адрес изъят> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4.
В удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки отказать.
Председательствующий судья
Н.С.КРАСНОВА
Судьи
Д.А.СЕДЫХ
У.С.СОЛОДКОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.05.2025