Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-13552/2025 (УИД 38RS0031-01-2023-003366-33)
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: Об обязании устранить строительные недостатки.
Обстоятельства: Истец указал, что выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации, ответчиком не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем, недостатки не устранены.
Решение: Удовлетворено.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-13552/2025 (УИД 38RS0031-01-2023-003366-33)
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: Об обязании устранить строительные недостатки.
Обстоятельства: Истец указал, что выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации, ответчиком не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем, недостатки не устранены.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2025 г. N 88-13552/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Попова А.А., Шабаловой О.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки
по кассационным жалобам министерства имущественных отношений Иркутской области и службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 апреля 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л., выслушав старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Иркутского района с привлечением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирных домов <адрес> о нарушении жилищных прав, возведении домов ненадлежащего качества и другим вопросам.
В ходе проверки установлено, что между министерством имущественных отношений Иркутской области и застройщиком ООО "СтройГарант" заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома N от 12 декабря 2013 г., N от 12 декабря 2013 г., N, N, N, N от 15 августа 2014 г.
Разрешения на строительство жилых домов выданы застройщику - ООО "СтройГарант" администрацией Уриковского муниципального образования 22 ноября 2013 г. N (МКД N), 30 апреля 2014 г. N (МКД NN, N).
Проектная документация на строительство многоквартирного дома NN, N, N разработана ООО "Архитектурно-инженерный центр "СВ-Студия", государственная экспертиза проектной документации не проводилась, региональный строительный надзор при возведении объектов не осуществлялся, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных в указанный период времени градостроительным законодательством.
По результатам строительных работ МКД NN, N введены в эксплуатацию с учетом выданных администрацией Уриковского муниципального образования разрешений от ДД.ММ.ГГГГ N (МКД N), 2 декабря 2014 г. N (МКД NN, N).
Факт передачи застройщиком объектов долевого строительства - квартир, указанных в приложениях N к государственным контрактам от 12 декабря 2013 г. NN, N и от 15 августа 2014 г. N, N, министерству имущественных отношений Иркутской области подтвержден актами приема-передачи от 10 ноября 2014 г. и от 3 декабря 2014 г.
Министерство имущественных отношений Иркутской области приобрело в областную собственность 60 жилых помещений из 78 для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (МКД N квартиры, МКД NN и N по 18 квартир).
Распоряжениями министерства имущественных отношений Иркутской области от 24 декабря 2014 г. N, от 11 февраля 2015 г. N жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд Иркутской области (60 квартир).
На основании распоряжений министерства имущественных отношений области от 24 декабря 2014 г. N/и, от 20 февраля 2015 г. N жилые помещения предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С гражданами заключены договоры специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет.
В 2020 году (по окончании срока действия договоров специализированного найма) министерством имущественных отношений Иркутской области на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N шестьдесят жилых помещений исключены из специализированного жилищного фонда области и включены в жилищный фонд социального использования. Во исполнение статьи 7 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключены договоры социального найма.
По состоянию на 1 апреля 2023 г. в собственности Иркутской области находятся 27 жилых помещений (МКД N - 7, МКД N - 9, МКД N - 11) из 60 (на 33 жилых помещения гражданами зарегистрировано право собственности).
В соответствии с заключением службы государственного строительного и жилищного надзора Иркутской области от 10 апреля 2023 г. в рамках осмотра МКД NN, N выявлены нарушения требований законодательства и отступления от проектной документации.
Вместе с тем, министерством имущественных отношений Иркутской области не приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, как при их приемке, так и в ходе эксплуатации жителями в дальнейшем. Недостатки до настоящего времени не устранены.
Кроме того, администрацией Уриковского муниципального образования выданы разрешения на ввод в эксплуатацию МКД N - от 30 октября 2014 г., МКД N, N - от 2 декабря 2014 г.
Вместе с тем, администрацией Уриковского муниципального образования надлежащим образом указанные полномочия при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию МКД NN, N не исполнены, что привело к наличию многочисленных строительных недостатков в указанных домах и нарушению прав детей-сирот, которым были предоставлены жилые помещения в указанных домах.
Просит:
1. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить благоустройство прилегающей территории к многоквартирным домам <адрес> в соответствии с проектной документацией "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана).
2. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить продухи в подвальных помещениях многоквартирных домов <адрес> в соответствии с требованиями п. 7.8 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 13 мая 2022 г. N 361/пр.
3. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить металлическое ограждение кровли многоквартирных домов <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N, N, требованиями п. п. 6.4.11 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 13 мая 2022 г. N 361/пр.
4. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования оборудовать помещение электрощитовой в многоквартирном доме <адрес> противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30 в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, требованиями ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
5. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить фасады блок-секции N многоквартирного дома <адрес> из лицевого кирпича ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
6. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить оштукатуривание цоколя блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
7. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования выполнить витражные конструкции из алюминиевого профиля ГОСТ 215192003 на балконах блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12.
8. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить холодное чердачное помещение в блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1.
9. Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области, администрацию Уриковского муниципального образования обустроить приямки на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси <данные изъяты> в блок секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24 апреля 2024 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2024 г. решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 апреля 2024 г. отменено. Принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2025 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2024 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 апреля 2025 г. решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 апреля 2024 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании устранить строительные недостатки.
В срок до 31 декабря 2026 г. со дня вступления апелляционного определения в законную силу:
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность выполнить благоустройство прилегающей территории к многоквартирным домам <адрес> в соответствии с проектной документацией "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана);
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность обустроить продухи в подвальных помещениях многоквартирных домов <адрес> в соответствии с требованиями п. 7.8 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 13 мая 2022 г. N 361/пр;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность обустроить металлическое ограждение кровли многоквартирных домов <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N, N, требованиями п. п. 6.4.11 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 13 мая 2022 г. N 361/пр;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность оборудовать помещение электрощитовой в многоквартирном доме <адрес> противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30 в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, требованиями ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность выполнить фасады блок-секции N многоквартирного дома <адрес> из лицевого кирпича ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность выполнить оштукатуривание цоколя блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность выполнить витражные конструкции из алюминиевого профиля ГОСТ 21519-2003 на балконах блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность обустроить холодное чердачное помещение в блок-секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с проектной документацией шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1;
- на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность обустроить приямки на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВЛ и В/4-3 в блок секции N многоквартирного дома <адрес> в соответствии с. проектной документацией шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4.
В удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уриковского муниципального образования об обязании устранить строительные недостатки отказано.
В кассационной жалобе министерством имущественных отношений Иркутской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационных жалоб прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между министерством имущественных отношений Иркутской области (участником, заказчиком) и ООО "СтройГарант" (застройщиком) заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов NN, N от 12 декабря 2013 г., N, N от 15 августа 2014 г.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 12 декабря 2013 г. N предметом контракта являются 12 квартир, расположенных по адресу: <адрес> (1-3 этажи), жилой площадью 19,4 кв. м каждая, общей площадью - 29,4 кв. м; согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 762 400 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 12 декабря 2013 г. N предметом контракта являются 12 квартир, расположенных по адресу: <адрес> (1-3 этажи), жилой площадью 24,8 кв. м каждая, общей площадью 34,4 кв. м; согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 13 790 400 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15 августа 2014 г. N предметом контракта являются 11 квартир, расположенных по адресу: <адрес> (1-3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 154 000 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15 августа 2014 г. N предметом контракта являются 11 квартир, расположенных по адресу: <адрес> (1-3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 11 154 000 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15 августа 2014 г. N предметом контракта являются 4 квартиры, расположенных по адресу: <адрес> (1, 3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 4 596 800 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15 августа 2014 г. N предметом контракта являются 4 квартиры, расположенных по адресу: <адрес> (1, 2 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 4 191 200 руб.
В соответствии с Приложением 1 к государственному контракту от 15 августа 2014 г. N предметом контракта являются 6 квартир, расположенных по адресу: <адрес> (1-3 этажи); согласно пункту 3.1 указанного государственного контракта его цена составляет 6 489 600 руб.
Согласно пункту 4.3.7 государственных контрактов ООО "СтройГарант" обязано передать в срок, установленный пунктом 4.3.4 контракта, участнику долевого строительства квартиры, соответствующие условиям настоящего контракта, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, и представить разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4.2 государственных контрактов в случае, если квартиры построены (созданы) застройщиком с отступлениями от условий контрактов, приведших к ухудшению качества квартир или иным недостаткам, которые делают их непригодными для предусмотренного контрактами использования, потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (подп. 4.2.1); до подписания передаточного акта потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие квартир требованиям пункта 3.4 контрактов (подп. 4.2.2); отказаться от подписания передаточного акта до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных пунктом 4.3.7 контрактов (подп. 4.2.3).
Согласно представленным актам приема-передачи, квартиры в спорных многоквартирных домах были приняты министерством имущественных отношений Иркутской области без замечаний.
В дальнейшем квартиры в спорных многоквартирных домах были предоставлены во владение и пользование гражданам в рамках ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. по договорам социального найма и впоследствии в собственность, что подтверждается договорами социального найма жилого помещения, выписками из ЕГРН.
В настоящее время в многоквартирном доме N из 24 жилых помещений в собственности Иркутской области находится только 6 жилых помещений, 18 - в собственности граждан; в многоквартирном доме N в собственности Иркутской области находится 9 жилых помещений, 9 - в собственности граждан; в многоквартирном доме N в собственности Иркутской области -11 жилых помещений, 7 - в собственности граждан.
В процессе эксплуатации квартир детьми-сиротами, проживающими в квартирах по договорам найма специализированных жилых помещений, были выявлены строительные дефекты и недостатки.
Прокуратурой Иркутского района и службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка, по результатам которой в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, был выявлен ряд нарушений, указанных в представлении прокуратуры Иркутского района от 13 мая 2015 г. N; постановлением службы государственного строительного надзора Иркутской области N об административном правонарушении от 30 июня 2015 г. ООО "СтройГарант" по данному факту привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Вместе с тем, в адрес прокуратуры, министерства имущественных отношений Иркутской области, службы государственной строительного и жилищного надзора Иркутской области от детей-сирот, проживающих по адресу: <адрес>, продолжали и продолжают поступать письменные и устные жалобы с фото/видео фиксацией существенных недостатков, ухудшающих условия их проживания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства имущественных отношений Иркутской области в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки в объектах долевого строительства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2017 г. по делу N А19-19184/2015 исковые требования министерства имущественных отношений Иркутской области к ООО "СтройГарант" удовлетворены частично. На ООО "СтройГарант" возложена обязанность безвозмездно в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки и недоделки в работе при строительстве жилых домов по адресам: <адрес>, а именно: 1) выполнить проходы кабелей, проведенные через стены электрощитовой с применением стальных труб (в кабельном лотке, пластиковом кабельном канале, гладкой жесткой поливинилхлоридной трубе гофрированной ПВХ трубке, нарушающих нормируемый предел огнестойкости строительных конструкций), выполнить заделку мест прохода кабелей распределительных и групповых линий через перекрытия и стены, обеспечивающих требуемый передел огнестойкости строительных конструкций, а также выполнить заделку зазоров между кабелями и трубами легко удаляемой массой из несгораемого материала; 2) оборудовать выходы на чердак в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 1, ст. 6, ст. 88, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п. 7.6 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" путем замены противопожарного люка 2-го типа размером 0,6 *0,8 метра в свету; 3) обеспечить в местах пересечения перекрытия между подвалом и первым этажом трубопроводами канализации и водоснабжения необходимый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости в соответствии с требованиями п. 7.11 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений"; 4) в первом, цокольном или подвальном этажах разместить кладовую уборочного инвентаря, оборудованную раковиной, в соответствии с п. 4.16 СНиПа 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 5) в ванных комнатах квартир (в доме <адрес>; в доме <адрес>; в доме <адрес>) установить розетки не менее 0,6 метра от умывальников в соответствии с требованиями пункта 8.14 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 6) оборудовать жилые <адрес>, N организованным водостоком в соответствии с требованиями п. 9.21 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; 7) осуществить обратную засыпку между домами с адресами: <адрес>, фасады между домами - выполнить из однородных материалов; 8) обустроить площадки для отдыха, игровые, спортивные и хозяйственные в соответствии с п. 2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов N 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, а также произвести благоустройство территории жилых домов в полном объеме; 9) обеспечить доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в трехэтажный жилой дом N путем приведения высоты и угла наклона пандуса на входе в дом в соответствие с требованиями пункта 39 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Исполнительное производство, возбужденное по исполнению судебного акта, окончено фактическим исполнением.
Вместе с тем, рассмотрение исковых требований министерства имущественных отношений Иркутской области к застройщику об устранении строительных недостатков в полном объеме не разрешило вопрос об устранении строительных недостатков и не привело к восстановлению прав лиц, проживающих в спорных домах, о чем свидетельствуют их неоднократные обращения в прокуратуру Иркутской области, в министерство имущественных отношений Иркутской области, к уполномоченному по правам человека в Иркутской области, в управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
По результатам коллективного обращения жителей многоквартирных домов <адрес> о нарушении жилищных прав, возведении домов ненадлежащего качества, прокуратурой Иркутского района с привлечением службы государственного и жилищного надзора Иркутской области была проведена проверка, по результатам которой службой составлено заключение от 10 апреля 2023 г.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения:
1. Согласно листу проектной документации "Группа трехэтажных жилых домов по <адрес>" шифр ДП-27-02/2013 (схема генплана), выполненной ООО Архитектурно-инженерный центр "СВ-Студия", при благоустройстве прилегающей территории выполняются пешеходные дорожки с покрытием из тротуарной плитки, детские и спортивные площадки, озеленение, подпорная стена, проезды и площадки с покрытием из асфальтобетона.
В нарушение указанных требований пешеходные дорожки выполнены из асфальтобетона, не в полном объеме и расположение не соответствует проектной документации; детские и спортивные площадки выполнены в меньшем количестве и расположение не соответствует проектной документации; озеленение не выполнено согласно проектной документации; подпорная стена выполнена другой конфигурации; проезды и площадки с покрытием из асфальтобетона не выполнены в полном объеме.
2. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12 фасады блок-секции N (МКД <адрес>) выполняются из лицевого кирпича ГОСТ 530-2007 светло-бежевого цвета.
В нарушение указанных требований фасады выполнены из металлического профилированного листа.
3. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12 цоколь блок-секции N (МКД <адрес>) оштукатуривается.
В нарушение указанных требований цоколь обшит металлическим профилированным листом.
4. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2014 листы 9-12 балконы блок-секции N (МКД <адрес>) закрыты витражными конструкциями из алюминиевого профиля ГОСТ 21519-2003.
В нарушение указанных требований балконы выполнены открытыми, без витражного остекления.
5. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2014 лист 8, разрез 1-1, у блок-секции N (МКД <адрес>) холодное чердачное помещение.
В нарушение указанных требований холодное чердачное помещение отсутствует, выполнен мансардный этаж.
6. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2014АР, лист 10, блок секция N, N, (МКД <адрес>) оборудуются металлическим ограждением на кровле.
В нарушение проектной документации, ограждение кровли не выполнено
7. Согласно проектной документации шифр ДП-27-02/2014АР, стадия ПД, лист 4, в блок секции N (МКД <адрес>), на отметке - 1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3 предусматривается устройство двух приямков, для эвакуации их подвального этажа.
В нарушение проектной документации, приямки в блок секции N (МКД <адрес>), на отметке -1,800, в подвальном этаже по оси АВ/1 и В/4-3, не выполнены.
8. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, в блок секции N (МКД <адрес>), входы в подвальный этаж выполнены обособлено от жилых помещений.
В нарушение проектной документации, в блок секции N (МКД <адрес>), входы в подвальный этаж выполнены совмещенными с подъездом жилого дома.
9. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2013АР, стадия Р, лист 3, в блок секции N (МКД <адрес>), помещение электрощитовой оборудуется противопожарной дверью с пределом огнестойкости EI30.
В нарушение проектной документации, в блок секции N (МКД <адрес>), в помещении электрощитовой установлена дверь, не имеющая требуемого предела огнестойкости.
10. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2013-ПЗ, под перекрытием на стояках предусмотрены противопожарные муфты.
В нарушение проектной документации, противопожарные муфты не установлены в блок секции N (МКД <адрес>) на стояках канализации и полипропиленовых трубах.
11. Согласно проектной документации, шифр ДП-27-02/2013, стадия П, по схеме генплана для наружного пожаротушения жилых домов (МКД <адрес>) предусмотрены противопожарные резервуары.
В нарушение проектной документации, противопожарные резервуары для наружного пожаротушения жилых домов (МКД <адрес>), отсутствуют.
В результате осмотра было установлено, что в подвальных помещениях МКД N, N установлены насосные станции холодного водоснабжения, резервуары (пластмассовые баки) для аккумулирования холодной воды. Вода в резервуарах имеет запах сероводорода, станции водоподготовки, предназначенные для заполнения резервуаров холодной питьевой водой (фильтры очистки от механических примесей, установки обеззараживания воды), находятся в нерабочем состоянии (отключены).
Помещения подвалов МКД N, N, N захламлены строительным, бытовым мусором, а также вещами и предметами жителей домов. Приямки подземных этажей отсутствуют, продухи отсутствуют вследствие чего нарушен температурно-влажностный режим помещений.
При проведении осмотра выявлено подтопление подвала МКД N грунтовыми и талыми водами.
Водоотведение канализационных стоков с данных домов осуществляется в одну выгребную яму. В свою очередь не производится своевременная откачка канализационных стоков из выгребной ямы. Вследствие чего систематически происходит подпор наружного участка сети и подтопление подвальных помещений фекальными массами. На момент осмотра выявлено переполнение выгребной ямы.
При визуальном осмотре чердачных помещений МКД N, N выявлено наличие просветов возле вентиляционных шахт (отсутствует надлежащее примыкание), на деревянных конструкциях обнаружены следы намокания (разводы).
Вытяжные части канализационных стояков не выведены за пределы кровель.
В качестве теплоизоляционного материала чердачных перекрытий использована газобетонная стружка (фрагменты битого, дробленого газобетонного блока).
Ограждения кровель в МКД N, N выполнены частично. Кроме того, помещение чердака N захламлено строительным мусором.
Также при осмотре установлено, что обшивка фасадов (торцевые стороны между домами) МКД N, N выполнена из разных материалов: металлического профилированного листа с полимерным покрытием, оцинкованного металлического профилированного листа, прямого оцинкованного металлического листа. Листы деформированы (оторваны) и не имеют жесткого крепления.
Ранее 30 марта 2023 г. при участии сотрудников Фонда имущества Иркутской области сотрудниками службы в жилых помещениях граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) осуществлены инструментальные замеры скорости движения воздуха у вентиляционных окон в предусмотренных проектом помещениях, а также замеры давления в точках водоразбора в системе холодного водоснабжения.
По результатам проведенных инструментальных замеров следует, что в осматриваемых помещениях система естественной вентиляции находится (преимущественно) в неисправном состоянии. При обеспечении притока воздуха тяга в каналах отсутствует, удаление воздуха не осуществляется, вследствие чего в осматриваемых жилых помещениях наблюдается повышенная влажность, духота, что также может являться основной причиной появления различных пятен на ограждающих конструкциях жилых помещений. давление в системе холодного водоснабжения на момент замеров соответствовало нормативу.
По результатам визуального осмотра нарушения требований, предъявляемых к безопасности эксплуатации жилых зданий не установлено. Признаков для отнесения их к категории ограниченно-работоспособных и аварийных не выявлено.
Ввиду выявленных дефектов и в целях сохранения и обеспечения надежности общедомового имущества осматриваемых многоквартирных домов, по мнению службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, необходимо:
обеспечить работоспособность и надлежащее обслуживание насосных станций холодного водоснабжения (повысительных насосов), станций водоподготовки (накопительные емкости, фильтры очистки от механических примесей, установки обеззараживания воды);
обеспечить бесперебойное и надлежащее предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения во всех точках водоразбора (верхние этажи) в часы максимального разбора;
обеспечить надлежащее санитарное состояние и температурно-влажностный режим подвальных помещений, в том числе с устройством продухов;
обеспечить защиту от влагонасыщения основания фундаментов и наружных стен путем восстановления наружной гидроизоляции и отмостки зданий;
обеспечить надлежащее и своевременно обслуживание систем водоотведения. Кроме того, для исключения негативного воздействия техногенных вод на конструкции зданий, необходимо осуществить мероприятия по ремонту (реконструкции) наружной системы канализации, в том числе ливневой канализации;
обеспечить надлежащее содержание чердачных помещений и конструкций кровель и их фрагментов (целостность, герметичность), в том числе с устройством вытяжных частей канализационных стояков за пределы кровель, устройства организованного водостока, устройства ограждения кровель.
По мнению службы, лицом, ответственным за выполнение работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества МКД N, N, N, является АО "Восточное управление ЖКС", которое с 21 мая 2021 г. осуществляет управление указанными многоквартирными домами.
Согласно общедоступной информации из ЕГРЮЛ ООО "СтройГарант" прекратило деятельность путем ликвидации 22 ноября 2019 г.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор исходил из того, что министерством имущественных отношений Иркутской области, как наймодателем по договорам найма специализированных жилищных помещений, надлежащим образом не исполнена обязанность по предоставлению нанимателям жилых помещений, отвечающих установленным законодательством требованиям, в связи с чем на данный орган должна быть возложена обязанность по устранению указанных в иске недостатков.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска прокурора.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с его выводами. Отменяя решение суда и принимая новое решение, суд второй инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 14, 65, 67, 109.1, 161, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. N 163-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области", статей 12, 309, 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 6 статьи 16, статьи 29 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Определяя надлежащего ответчика и возлагая на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность по устранению выявленных недостатков, суд апелляционной инстанции исходил из того, министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, в том числе по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление специализированным жилищным фондом Иркутской области, а также включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области и исключение жилых помещений из указанного фонда. Также отметив, что по условиям заключенных государственных контрактов заказчиком на строительство трех спорных многоквартирных жилых дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступало также министерство имущественных отношений Иркутской области, в связи с чем именно указанный ответчик, исполняя свои обязанности разумно и добросовестно с целью выполнения требований по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в многоквартирных домах, отвечающими установленным требованиям, должен был при принятии объектов долевого строительства проверить их на соответствие требованиям контракта.
Вместе с тем, бездействие министерства имущественных отношений Иркутской области при принятии объектов долевого строительства по государственным контрактам о долевом участии в строительстве, предназначенных для обеспечения жильем граждан, особо нуждающихся в помощи со стороны государства ввиду их незащищенности, привело к тому, что до настоящего времени жители спорных многоквартирных домов вынуждены проживать в жилых помещениях в многоквартирных домах, санитарное и техническое состояние которых не соответствует требованиям законодательства и условиям государственных контрактов. Установив, что на момент рассмотрения спора гарантийный срок для предъявления требований к застройщику по устранению недостатков объекта долевого строительства истек, застройщик ликвидирован, при этом, заказчик - министерство имущественных отношений Иркутской области надлежащим образом свои обязанности по проверке качества передаваемых объектов долевого участия в строительстве не исполнило, общее имущество многоквартирных жилых домов находится в ненадлежащем состоянии для проживания (а в части недостатков и в небезопасном для граждан состоянии), требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков, пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению имеющихся строительных недостатков на министерство имущественных отношений Иркутской области, установив в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ срок исполнения до 31 декабря 2026 г., указав, что данный срок является разумным и достаточным для обеспечения ответчику возможности исполнить судебный акт. При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для одновременного возложения обязанности по устранению имеющихся недостатков на администрацию Уриковского муниципального района, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику.
Отклоняя доводы третьего лица службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о пропуске срока исковой давности, суд апелляционной инстанции указал, что данные доводы не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре; в данном случае ответчиком министерством имущественных отношений такое ходатайство не заявлялось, а заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу, не является основанием для применения судом срока исковой давности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Правовая позиция суда апелляционной инстанции, изложенная в обжалуемом судебном акте, является правильной, выводы суда, вопреки мнению кассаторов, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Указанные требования закона судом апелляционной инстанции при разрешении спора были выполнены.
Доводы министерства имущественных отношений Иркутской области и службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, изложенные в кассационных жалобах, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции о возложении на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности по устранению выявленных строительных недостатков подлежат отклонению.
Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (части 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (часть 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (часть 3).
По смыслу части 2 статьи 92 ЖК РФ объектом специализированного найма, к числу которых относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может являться жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5 статьи 100 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (пункт 2 статьи 676 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Пунктом 2 данной статьи установлен прямой запрет на заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Факт передачи в собственность субъекта Российской Федерации жилого помещения со строительными недостатками от застройщика, сам по себе не исключает ответственность собственника специализированного жилого помещения по исполнению обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку положения договора найма такого жилого помещения, заключенного между наймодателем (собственником) и нанимателем (гражданином), на застройщика не распространяются.
Учитывая, что строительные работы по возведению спорных МКД по государственным контрактам, заключенным с министерством имущественных отношений Иркутской области, выполняло ООО "СтройГарант", которое прекратило свою деятельность путем ликвидации 22 ноября 2019 г., а министерство, являясь собственником, предоставило гражданам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированные жилые помещения, не отвечающие требованиям, установленным жилищным законодательством, соответственно, обязанность по устранению имеющихся строительных недостатков и отступлений от проектной документации, влекущих нарушение прав и законных интересов именно данной категории социально незащищенных граждан, обоснованно возложена судом апелляционной инстанции на ответчика - министерство имущественных отношений Иркутской области.
Также является несостоятельными доводы кассаторов о том, что прокурор не уполномочен предъявлять настоящий иск в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что в данном случае данный круг определен - собственники квартир спорных многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из материалов дела, иск прокурора Иркутского района подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (прав и законных интересов нанимателей, собственников помещений многоквартирных домов <адрес>, а также иных лиц, проживающих в указанных домах, круг которых постоянно изменяется, т.е. неопределенного круга граждан) на благоприятные условия проживания, то есть в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Доводы кассаторов относительно порядка исполнения апелляционного определения ввиду отсутствия проектной документации не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления. Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела. В случае неясности исполнения апелляционного определения стороны, судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, не лишены возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 202 ГПК РФ о разъяснении судебного постановления.
Доводы заявителей касаются доказательственной базы по делу, оценки судом апелляционной инстанции представленных доказательств, которые подлежат отклонению, поскольку вопросы достоверности, относимости, допустимости, достаточности и взаимной связи доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела; полномочиями по оценке доказательств суд кассационной инстанции в силу ст. 390 ГПК РФ не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу апелляционного определения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационные жалобы министерства имущественных отношений Иркутской области и службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 29 августа 2025 г.