Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 N 88-17899/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 27.11.2024 N 33-4229/2024 (УИД 30RS0006-01-2024-000268-04)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт работы в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 27.11.2024 N 33-4229/2024 (УИД 30RS0006-01-2024-000268-04)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт работы в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Решение: Отказано.


Содержание


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2024 г. N 33-4229/2024
судья Синельников О.В.
Дело N 2-323/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей Бабушкиной Е.К., Чернышовой Ю.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области
на решение Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по делу по иску ФИО1 к ФИО8 о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что решением ФИО27 ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. С решением пенсионного органа не согласен, просит признать указанное решение незаконным, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля в Пожарной части N ФИО29 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание стороны не явились.
Решением Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО25 ставит вопрос об отмене решения суда как несоответствующего нормам материального права. Действующим законодательством включение в подсчет специального стажа оспариваемых периодов не предусмотрено, поскольку ФИО1 работал в профессиональной пожарной части N ФИО26 ФИО9 <адрес>, которая являлась структурным подразделением ФИО10 по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, а, следовательно, не входила в состав ФИО11. Поскольку работа в указанном учреждении относилась к государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законом не установлено. Кроме этого, занимаемая истцом должность в рассматриваемый период не поименована Списком должностей, работа на которых дает возможность назначения данного вида пенсии.
В возражениях ФИО1 считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, принятое по делу решение - законным и обоснованным.
На заседание коллегии ФИО1, представитель ФИО12 не явились, извещены, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Астраханского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ФИО24 ФИО6, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ФИО35 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, из подсчета которого исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФИО32 ФИО23 N ФИО33, так как Списком предусмотрена должность ФИО34
Будучи не согласным с принятым решением, ФИО1 обратился в суд с соответствующим иском.
Рассматривая заявленные исковые требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 11, 14, 22, 30, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьями 62, 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N, разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пришел к выводу, что истец работал в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия не соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на ненадлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при неправильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код 11442).
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая исковые требования истца, суд пришел к выводу о доказанности ФИО1 занятости в рассматриваемый период времени в особых условиях труда при соответствии наименования занимаемой истцом в спорный период должности, указанной в трудовой книжке, наименованию, установленному в Списке.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что работа истца в рассматриваемый период осуществлялась в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, следовательно, у него отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
В трудовой книжке ФИО1 имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу в ФИО31 N ФИО14 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 ФИО13 <адрес> реорганизовано в пожарную часть N отряда противопожарной службы <адрес> управления государственной противопожарной службы МЧС России, ДД.ММ.ГГГГ переименовано в пожарную часть N отряда государственной противопожарного службы <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ - в пожарную часть N управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> ФИО16 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в порядке перевода на должность ФИО30 N ФИО17", которая ДД.ММ.ГГГГ переименована в пожарную часть N государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с должности водителя.
Сведения в трудовой книжке истца соответствуют сведениям о работе его в указанные периоды в справке, уточняющей особый характер работ или условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 в рассматриваемый период работал полный рабочий день, выполняемая им работа относится к пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, документы, послужившие основанием для выдачи такой справки, согласно сведениям ФИО20, отраженным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N N, в архиве ФИО19 отсутствуют, приказов отряда ФИО18 за 1996 год, штатных расписаний за 1996-2009 годы, должностных инструкций за 1996-2005 годы, 2007-2008 годы, 2010-2014 годы не имеется.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт работы ФИО1 в ФИО21 федерального органа исполнительной власти, материалы дела не содержат, следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного ФИО1 иска.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О "По запросу Шарьинского городского суда <адрес> о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности принятого по делу решения, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО22 о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2024 года.