Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 N 88-17899/2025 (УИД 30RS0006-01-2024-000268-04)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт работы в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Решение: Отказано.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 N 88-17899/2025 (УИД 30RS0006-01-2024-000268-04)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт работы в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Решение: Отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2025 г. N 88-17899/2025
Дело N 2-323/2024
30RS0006-01-2024-000268-04
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Якубовской Е.В., Мотиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по кассационной жалобе Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее - ОСФР по Астраханской области), в котором просил признать решение ОСФР по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа период его работы с 12 июля 1996 года по 4 августа 2014 года в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля в Пожарной части N 37 Государственного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 19 августа 2024 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение ОСФР по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении страховой пенсии Г.
На ОСФР по Астраханской области возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Г. периоды работы с 12 июля 1996 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля в Профессиональной пожарной части N 37 Управления Государственной противопожарной службы УВД Астраханской области (пожарной части N 37 отряда противопожарной службы Володарского района управления государственной противопожарной службы МЧС России, пожарной части N 37 отряда государственной противопожарного службы Володарского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Астраханской области, пожарной части N 37 управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Володарского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Астраханской области), с 1 января 2009 года по 4 августа 2014 года в должности водителя 1 класса пожарной части N 37 Государственного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области" (пожарной части N 37 государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области), и назначить Г. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 ноября 2024 года решение Володарского районного суда Астраханской области от 19 августа 2024 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Г. просит отменить апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в связи с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что представленные документы подтверждают выполнение всех требований, установленных законом, для назначения досрочной пенсии.
Ответчик ОСФР по Астраханской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. В суд поступили возражения на кассационную жалобу Г., в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя отделения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений
части 1 статьи 167 и
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, из подсчета которого исключен период работы с 12 июля 1996 года по 4 августа 2014 года в должности водителя 1 класса в Пожарной части N 37 Государственного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области", так как Списком предусмотрена должность "водителя (шофера) автомобиля (пожарного)".
Рассматривая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь
статьей 39 Конституции Российской Федерации,
статьями 8,
11,
14,
22,
30, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статьей 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации",
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности",
статьями 62,
66 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в
пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пришел к выводу, что истец работал в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Астраханский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признал выводы суда первой инстанции сделанными с неправильным применением норм материального права, в связи с чем отменил его и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь положениями Федерального
закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального
закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Г. иска, поскольку им не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт работы Г. в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены верно.
Отношения, связанные с предоставлением страховой пенсии на основе обязательного пенсионного страхования, регулируются Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно
частям 3 и
4 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, согласно подпункту "л" пункта 1 которых при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Указанным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код 11442).
В соответствии с положениями
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным
законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
пункта 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (
часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со
статьями 30 и
31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
статьями 27 и
28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими
Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены
статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно
части 1 которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11,
12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11,
12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета
(часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в
пункте 10 которых закреплено, что в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в
пунктах 11 -
17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43).
На основании
статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (
статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (
часть 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу
пунктов 1,
2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно
статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям
статей 59,
60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу
статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что работа истца в рассматриваемый период осуществлялась в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, следовательно, у него отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
В трудовой книжке Г. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля в пожарную часть N 37 Управления Государственной противопожарной службы УВД Астраханской области.
1 января 2002 года Управление Государственной противопожарной службы УВД Астраханской области реорганизовано в пожарную часть N 37 отряда противопожарной службы Володарского района управления государственной противопожарной службы МЧС России, 1 октября 2003 года переименовано в пожарную часть N 37 отряда государственной противопожарного службы Володарского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Астраханской области, 1 января 2005 года - в пожарную часть N 37 управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Володарского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Астраханской области.
1 января 2009 года Г. принят в порядке перевода на должность водителя 1 класса в пожарную часть N 37 Государственного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области", которая 1 января 2012 года переименована в пожарную часть N 37 государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Астраханской области".
ДД.ММ.ГГГГ Г. уволен с должности водителя.
Сведения в трудовой книжке истца соответствуют сведениям о работе его в указанные периоды в справке, уточняющей особый характер работ или условия труда, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Г. в рассматриваемый период работал полный рабочий день, выполняемая им работа относится к
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что документы, послужившие основанием для выдачи такой справки, согласно сведениям ГУ МЧС России по Астраханской области, отраженным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N N, в архиве Главного управления МЧС России по Астраханской области отсутствуют, приказов отряда ГПС Володарского района за 1996 год, штатных расписаний за 1996-2009 годы, должностных инструкций за 1996-2005 годы, 2007-2008 годы, 2010-2014 годы не имеется.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт работы Г. в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в
определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, согласно которой предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Г. иска.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2025 года