Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2025 N 88-22944/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 04.06.2025 по делу N 33-1517/2025 (УИД 30RS0008-01-2023-001476-41)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец полагая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Астраханского областного суда от 04.06.2025 по делу N 33-1517/2025 (УИД 30RS0008-01-2023-001476-41)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец полагая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа.
Решение: Удовлетворено в части.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2025 г. по делу N 33-1517/2025
Судья Хамидуллаева Р.Р.
дело N 2-143/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Метелевой А.М.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Алтаяковой А.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО3 ФИО1 ФИО2 на решение Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установила:
ФИО3 обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указав в его обоснование о том, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия специального стажа, из подсчета которого исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 2 класса пожарной части N ГУ "5 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>.
С отказом не согласен, так как все время до достижения пенсии он работал в пожарной части в должности <данные изъяты>, действие ответчика нарушают его права на социальное обеспечение по старости, в связи с чем просил суд признать отказ незаконным и обязать ответчика включить спорный период работы в льготный стаж, назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал.
Представители ОСФР по <адрес>, третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимали.
Решением Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены частично, решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части признано незаконным, в специальный стаж истца включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> N <данные изъяты> <адрес>. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 по доверенности адвокат ФИО1 ФИО10 ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы в должности водителя пожарной автомашины 2 класса пожарной части N <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что данный период должен быть включен в его специальный стаж, поскольку он работал в пожарной части в должности водителя пожарной автомашины, на другие должности его не переводили, другого транспорта в пожарной части, кроме пожарных автомашин не было. Кроме того финансирование пожарной части осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Наставления по технической службе государственной противопожарной службы МВД России, в котором изложены основные положения по эксплуатации пожарной техники, находящейся на вооружении подразделений Государственной противопожарной службы, которые подтверждают факт работы ФИО3 в пожарном автомобиле.
На заседание судебной коллегии представитель <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты> <адрес> не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела суду не представили.
В силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Заслушав докладчика, объяснения ФИО3 и его представителя по доверенности адвоката ФИО1 ФИО11., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ОСФР по <адрес> ФИО8, возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения районного суда, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании части 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полагая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, из подсчета которого исключены периоды работы в должности водителя 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пожарной части N ГУ "<данные изъяты> <адрес> в пожарной части.
Согласно расчету пенсионного органа, на дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж у ФИО3 составил 9 лет 9 месяцев 15 дней, страховой стаж - 29 лет 6 месяцев 26 дней (согласно приложению, являющейся неотъемлемой частью решения - том 1 л.д. 13-14).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности гражданина.
По сведениям трудовой книжки (том 1 л.д. 16-20) ФИО3 зачислен временно <данные изъяты> N <данные изъяты> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с сокращением численности ПЧ-31, ДД.ММ.ГГГГг. восстановлен в должности водителя ПЧ-31 <адрес>. Приказом начальника Главного управления ГО и ЧС <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в Управление по делам ГО и ЧС <адрес> Отряд Государственной противопожарной службы <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен в связи с переводом в <данные изъяты> <адрес>". ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> N. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в <данные изъяты> <адрес>.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что <данные изъяты> <адрес> отдел пожарной охраны <данные изъяты> переименован в Управление пожарной охраны <данные изъяты> приказом МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 0420; <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ N 64дсп переименовано в <данные изъяты> <адрес>; <данные изъяты> <адрес> приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460 переименована в <данные изъяты> <адрес>; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 <данные изъяты> <адрес> реорганизовано в <данные изъяты> <адрес>; в соответствии с директивой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 31-23-21 и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3/10 <данные изъяты> <адрес> вошло в состав <данные изъяты> <адрес>; в соответствии с приказом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ N 487 ФИО12 <адрес> реорганизовано в <данные изъяты> <адрес>.
Справкой ГУ МЧС России по <адрес> N С-218-61 от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, подтверждается факт работы ФИО3 Ш. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подразделениях федеральной противопожарной службы и сторонами по делу не оспаривается.
Разрешая исковые требования, и частично их удовлетворяя, в незаконности решения пенсионного органа об отказе во включении в подсчет специального стажа периодов работы в должности <данные изъяты> N <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции с учетом поступивших сведений из <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 89), указал, что работа истца в эти периоды проходила в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы. Так как пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской, то оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж не имелось.
Судебная коллегия частично соглашается с выводами районного суда, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Таким образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации, а также то, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения районного суда в указанной части судебная коллегия отклоняет как несостоятельные и не основанные на нормах права.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, проанализировав представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что поскольку документально подтверждено, что истец в указанное время работал в структуре государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации, указанный период подлежит включению в стаж работы, подлежащий учету при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что в специальный стаж подлежит включению период работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как ошибочно указал суд первой инстанции, исходя из следующего.
Судебной коллегией в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу и проверки доводов апелляционной жалобы истца истребованы у Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по <адрес> и приобщены к материалам дела следующие документы: сведения от ДД.ММ.ГГГГ N согласно которым обеспечение профессиональной пожарной части N Управления Государственной противопожарной службы УВД <адрес> (пожарной части N отряда государственной противопожарной службы <адрес> управления государственной противопожарной службы МЧС России, пожарной части N отряда государственной противопожарной службы <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>, пожарной части N управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось за счет субъекта бюджета Российской Федерации (областной бюджет), а ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время финансирование деятельности пожарной части N Государственного учреждения "5 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес> (пожарной части N федерального государственного казенного "5 отряд федеральной противопожарной службы <адрес>, отдельного поста <адрес> 30 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по <адрес> за счет средств федерального бюджета.
К указанной справке приложены приказы относительно трудовой деятельности истца, из которых в том числе следует, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ истец работал именно в федеральном учреждении МЧС Российской Федерации - Государственном учреждении "5 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>", что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N приобщенной судебной коллегией к материалам дела на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также сведениями индивидуального лицевого счета истца, где указан соответствующий код льготной работы истца.
С учетом изложенного, выводы районного суда о включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ, сделаны без надлежащего и полного установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Судебная коллегия в данном случае считает необходимым на основании пункта 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности и соблюдения пенсионных прав истца, выйти за пределы доводов апелляционной жалобы путем изменения решения районного суда в данной части и включения в специальный стаж ФИО3 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения районного суда об отказе во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то обстоятельство, что в данном случае подчиненность учреждения субъекту Российской Федерации либо федеральным органам Российской Федерации не имеет значение для разрешения спора, поскольку функциональные обязанности истца за весь спорный период, начиная с 1996 года не изменялись, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального права по мотивам, приведенным выше в настоящем определении.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено. Досрочная страховая пенсия по старости не может быть назначена работникам противопожарной службы субъекта Российской Федерации на основании подпункта 18 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактическая деятельность истца по выполнению работ в противопожарной службы полностью соответствует одноименным должностям Государственной противопожарной службы, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Аналогичная правовая позиция суда приведена кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая отсутствие у ФИО3 отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж истца продолжительность специального стажа составил 15 лет, то вопреки доводам апелляционной жалобы право на назначение досрочной страховой пении по старости у него отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части включения ФИО3 в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> N <данные изъяты> <адрес>" изменить.
Включить в специальный стаж ФИО3 период работы в должности водителя <данные изъяты> N <данные изъяты> <адрес>" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО3 по доверенности адвоката ФИО2 - без удовлетворения.
Полный текст апелляционного определения вынесен 5 июня 2025 года
Председательствующий
Судьи
областного суда