Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 N 16-6788/2024 (УИД 22RS0068-01-2024-003122-93)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 N 16-6788/2024 (УИД 22RS0068-01-2024-003122-93)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 г. N 16-6788/2024
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора ООО "Леспром" М. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 30 ноября 2023 г. N, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01 февраля 2024 г., решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июня 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 04 сентября 2024 г., вынесенные в отношении ООО "Леспром" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 30 ноября 2023 г. N, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01 февраля 2024 г., ООО "Леспром" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июня 2024 г., оставленным без изменения и решением судьи Алтайского краевого суда от 04 сентября 2024 г., постановление по делу об административном правонарушении и решение вышестоящего должностного лица изменены, путем снижения размера назначенного административного наказания в виде штрафа до 50 000 рублей.
В жалобе директор ООО "Леспром" М. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше решения отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно подпункту "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 г. N 993, при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из материалов дела следует, что ООО "Леспром", являясь подрядчиком по договору на выполнение лесосечных работ от 24 декабря 2021 г. N 717, в нарушение требований, предусмотренных подпунктом "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 г. N 993, подпункта "б" пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614, после окончания работ по заготовке древесины (добровольно-выборочной рубки), произведенных в квартале N 204 выдела N 31 лесосеки N 2 Тальменского участкового лесничества Ларичихинского лесничества, на территории лесосеки оставлена невывезенная древесина в объеме 85 м3, а также порубочные остатки, уложенные в кучи более трех метров.
Указанные нарушения выявлены должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в ходе осмотра, произведенного ДД.ММ.ГГГГ.
Своими действиями ООО "Леспром" совершило правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Виновность ООО "Леспром" в совершении указанных административных правонарушений подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки, фототаблицами, копиями договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ N, технологическими картами лесосечных работ и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ООО "Леспром" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах должностные лица административного органа и судебные инстанции пришли к правильному выводу о виновности ООО "Леспром" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в основу выводов о виновности ООО "Леспром" в совершении вмененных ему правонарушений, получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы повлечь признание их недопустимыми, из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы о том, что возбуждение дела об административном правонарушении за несоблюдение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), допускается только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 названного Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта 18 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 г. N 152 (в редакции, действующей во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), в области лесных отношений Министерство наделено полномочиями по обеспечению государственного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; организует использование лесов, их охрану.
Как следует из материалов дела, нарушения обязательных требований были выявлены должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в ходе осмотров лесосек, проведенных в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 января 2022 г. N 23. При этом мероприятия, предусмотренные Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ, не проводились.
При наличии повода, предусмотренного частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом указанного административного органа возбуждено настоящее дело об административном правонарушении.
Оснований для вывода о нарушении уполномоченным должностным лицом порядка возбуждения дела об административном правонарушении не имеется.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" необоснованна. В рассматриваемом случае требования данного акта неприменимы, указанные в нем контрольные (надзорные) мероприятия не подлежали проведению, настоящее дело возбуждено в отношении ООО "Леспром" в ином установленном законом порядке.
Доводы заявителя о том, что работы на лесных участках осуществлялись ИП ФИО5, аналогичны доводам, которые были предметом проверки на предыдущей стадии судебного разбирательства и правомерно отклонены как несостоятельные по основаниям, указанным в обжалуемом судебном решении с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Вопреки доводам жалобы из материалов данного дела не усматривается, что ООО "Леспром" было дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Доводы жалобы не опровергают обоснованность выводов о виновности ООО "Леспром" в совершении вмененных ему административных правонарушений, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводам жалоб, имеющим значение для разрешения данного дела, дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 30 ноября 2023 г. N 03-07/15-36/09/2023, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01 февраля 2024 г., решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июня 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 04 сентября 2024 г., вынесенные в отношении ООО "Леспром" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Д.В.НЕДОРЕЗОВ