Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2024 N 16-6673/2024 (УИД 19RS0001-02-2024-005113-24)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2024 N 16-6673/2024 (УИД 19RS0001-02-2024-005113-24)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов; 2) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2024 г. N 16-6673/2024
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление заместителя министра лесного хозяйства Республики Хакасия от 10 июня 2024 г., решение судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 02 августа 2024 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 09 сентября 2024 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя министра лесного хозяйства Республики Хакасия от 10 июня 2024 г., оставленным без изменения решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 02 августа 2024 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 09 сентября 2024 г., ИП С. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе С. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные решения отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно подпунктам "г", "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 г. N 993, при заготовке запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Как следует из материалов дела, ИП С., являясь арендатором лесного участка для заготовки древесины (кадастровый N<адрес>), расположенного в Таштыпском районе Республики Хакасия, в нарушение требований, предусмотренных подпунктами "г", "к" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 г. N 993, пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614, после окончания лесосечных работ не произвела очистку от порубочных остатков лесосеки, расположенной в выделе N 57 квартала N 40 Таштыпского участкового лесничества.
Указанные нарушения выявлены должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия в ходе выездного обследования, произведенного 12 сентября 2023 г., и послужили основанием для привлечения ИП С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Виновность ИП С. в совершении указанных административных правонарушений подтверждается: постановлениями заместителя прокурора Таштыпского района о возбуждении дел об административных правонарушениях от 12 февраля 2024 г., копиями договора аренды лесного участка от 23 сентября 2021 г. N, акта выездного обследования от 12 сентября 2023 г. N 12, фототаблицами и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, ИП С. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих несвоевременную очистку лесосеки от порубочных остатков, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что на момент проведения выездного обследования лесосечные работы были окончены (л.д. 19), однако лесосека от порубочных остатков очищена не была (л.д. 16).
Ссылка заявителя на то, что в акте выездного обследования отсутствует информация о несвоевременной очистки лесосеки, обоснованной признать нельзя, поскольку в названном акте, помимо прочего, указано на то, что нарушения обязательных требований выразилось в невыполнении работ по очистке мест рубок от порубочных остатков (л.д. 16).
Оснований не доверять указанному акту не имеется, поскольку его содержание подтверждено приложенными фототаблицами с фиксацией факта наличия на лесосеке порубочных остатков (л.д. 17-18, 77, 103).
Доказательства, положенные в основу выводов о виновности ИП С. в совершении вмененных ей правонарушений, получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы повлечь признание представленных в материалы дела доказательств недопустимыми, не усматривается.
Доводы жалобы о том, что данное дело об административном правонарушении было возбуждено спустя 11 месяцев после окончания лесосечных работ, не свидетельствуют о нарушении процессуальных требований, влекущим отмену обжалуемых актов и прекращение производство по делу, поскольку предусмотренные КоАП РФ сроки, установленные для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, пресекательными не являются.
Совершенное ИП С. административное правонарушение является длящимся, так как выразилось в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что совершенное ИП С. административное правонарушение было выявлено в ходе выездного обследования, произведенного 12 сентября 2023 г., следовательно, постановление по делу об административном правонарушении от 10 июня 2024 г. было вынесено в течение срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Приведенные в жалобе доводы о сроках проведения осмотра лесосек, правового значения при исчислении срока давности привлечения ИП С. к административной ответственности не имеют.
Довод заявителя о том, что Минлесом Хакасии нарушено гражданское законодательство в части договорных обязательств, в рамках рассмотрения настоящего дела оценке не подлежит, поскольку проверка данного утверждения в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, не отнесено к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела не усматривается, что должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия были нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы жалобы не опровергают обоснованность выводов о виновности ИП С. в совершении вмененных ей административных правонарушений, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводам жалоб, имеющим значение для разрешения данного дела, дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление заместителя министра лесного хозяйства Республики Хакасия от 10 июня 2024 г., решение судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 02 августа 2024 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 09 сентября 2024 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя С. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Д.В.НЕДОРЕЗОВ