Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2024 N 16-6656/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2024 N 16-6656/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2024 г. N 16-6656/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника ООО "АкваМир-М" Акопяна Сержика Карленовича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Богородского г.о. по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Богородскому г.о. управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 29 августа 2023 года N 80, решение судьи Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2024 года, решение судьи Московского областного суда от 23 апреля 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "АкваМир-М" (далее - ООО "АкваМир-М", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора Богородского г.о. по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Богородскому г.о. управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 29 августа 2023 года N 80, оставленным без изменения решением судьи Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2024 года и решением судьи Московского областного суда от 23 апреля 2024 года, ООО "АкваМир-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений статьи 4.1.2 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Акопян С.К. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, возвращении дела на новое рассмотрение в городской суд.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), так и на Конституции Российской Федерации, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В статье 83 Закона N 123-ФЗ установлены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО "АкваМир-М" на основании договора аренда нежилого помещения от 1 декабря 2022 года N 12/01, заключенного Обществом с ИП ФИО4, договора о передаче в аренду-субаренду нежилого помещения от 1 мая 2023 года N 105/23-АММ, заключенного Обществом с ИП ФИО5, ИП ФИО6, является арендатором нежилых помещений общей площадью 635 кв. м и 800 кв. м по адресу: <адрес> 2.
21 августа 2023 года в 08 часов 45 минут на ЦППС ПСЧ-38 37 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Московской области поступило сообщение о пожаре производственно-складского здания по адресу: <адрес>
По результатам проверки 22 августа 2023 года в отношении ООО "АкваМир-М" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного инспектора Богородского г.о. по пожарному надзору от 29 августа 2023 года N 80 ООО "АкваМир-М" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения. Согласно данному постановлению в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АБК) (статья 83 Закона N 123-ФЗ, приложение N 1 "Критерии оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения" к Требованиям к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464);
- помещения не оборудованы системой автоматического пожаротушения (статья 83 Закона N 123-ФЗ, приложение N 1 "Критерии оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения" к Требованиям к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464);
- не представлен проект, в соответствии с которым проведены работы по доведению до требуемого предела огнестойкости несущих металлических конструкций производственно-складского помещения. Тем самым невозможно сделать вывод о соответствии фактического предела огнестойкости несущих конструкций нормативному для здания III степени огнестойкости. Не представлены документы, подтверждающие возможность применять незащищенные стальные конструкции (подтверждающие фактический предел огнестойкости несущих элементов по результатам испытаний не менее R 8);
- предел огнестойкости дверей, отделяющих АБК от производственных помещений, не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (Закон N 123-ФЗ таблица 21);
- руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (пункт 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- не представлен договор на техническое обслуживание систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре) (пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ООО "АкваМир-М" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "АкваМир-М" не были приняты все зависящие от этого юридического лица меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние ООО "АкваМир-М" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Приведенные защитником в настоящей жалобе доводы, сводящиеся к тому, что ООО "АкваМир-М" не является субъектом вмененного административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наряду с собственниками имущества могут являться и арендаторы как лица, владеющие, пользующиеся имуществом на законных основаниях и обязанные обеспечивать первичные меры пожарной безопасности.
Положения пункта 2.2.4 договора аренда нежилого помещения от 1 декабря 2022 года N 12/01, заключенного Обществом с ИП ФИО4, пункта 2.3.4 договора о передаче в аренду-субаренду нежилого помещения от 1 мая 2023 года N N, с учетом нормативных требований статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прямо возлагают на ООО "АкваМир-М" после принятия во временное владение и пользование нежилых помещений, общей площадью 635 кв. м и 800 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Соответственно, при получении этих помещений в аренду Общество должно было удостовериться в их соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности. Эксплуатация помещений без устранения указанных нарушений свидетельствует о нарушении Обществом требований пожарной безопасности.
Доводы защитника в жалобе о том, что непосредственно в арендуемых ООО "АкваМир-М" помещениях пожара не было, как и ссылки на представленные им в суде первой инстанции копии документов, а именно - договор на охрану объектов, подключенных на пункт централизованной охраны, от 1 марта 2020 N (пункт 6.1 договора - срок действия 1 год), дополнительное соглашение к этому договору, датированное 10 марта 2023 года, составленный сотрудником ООО ЧОП "Эра" акт проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения охранно-пожарной и тревожной сигнализации от 1 августа 2023 года, а также информация из реестра лицензий по состоянию на 14 февраля 2024 года, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не опровергают наличие в деянии Общества выявленных нарушений, в том числе касающихся содержащихся в постановлении главного государственного инспектора Богородского г.о. по пожарному надзору от 29 августа 2023 года N 80 данных о том, что в ходе проведения по факту произошедшего пожара проверки Обществом в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, не был представлен договор на техническое обслуживание систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "АкваМир-М" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 и применением положений части 1 статьи 4.1.2 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора Богородского г.о. по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Богородскому г.о. управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 29 августа 2023 года N 80, решение судьи Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2024 года, решение судьи Московского областного суда от 23 апреля 2024 года, вынесенные в отношении ООО "АкваМир-М" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "АкваМир-М" Акопяна Сержика Карленовича - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА