Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 по делу N 16-5803/2024 (УИД 34RS0042-01-2024-001061-79)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 по делу N 16-5803/2024 (УИД 34RS0042-01-2024-001061-79)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 г. по делу N 16-5803/2024
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Т. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Михайловка, г. Фролово, Даниловского и Фроловского районов Волгоградской области от 29 мая 2024 года, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 05 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области Т.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Михайловка, г. Фролово, Даниловского и Фроловского районов Волгоградской области N 043-18/2024 от 29 мая 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2024 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 05 сентября 2024 года Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Т. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные решения, ссылаясь на из незаконность и необоснованность, постановление должностного лица изменить, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью/ с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 67 Правил противопожарного режима в РФ установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Пунктом 73 Правил противопожарного режима в РФ определено, руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Зона очистки от сухой травы, веток, других горючих материалов и сухостойных деревьев вокруг костра, место размещения запаса дров и огнетушащих средств должны составлять не менее 2 метров. Не допускается разводить открытый огонь (костры) в местах, находящихся за территорией частных домовладений, на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. После завершения мероприятия или при усилении ветра костер или кострище необходимо залить водой или засыпать песком (землей) до полного прекращения тления углей. На территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запрещается запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2024 года в 10 часов 00 минут, в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требовании пожарной безопасности в границах населенного пункта - <адрес> было выявлено, что главой Дадученского сельского поселения Фроловского муниципального района Т. нарушены требования Правил противопожарного режима в РФ, а именно: в нарушение пункта 48 указанных Правил отсутствуют указатели по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения с обозначениями и указателями со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; в нарушение пунктов 67, 73 Правил противопожарного режима в РФ территория общего пользования (с координатами, указанными в акте проверки от 25 апреля 2024 года) своевременно не убрана от сухой растительности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области Т.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица.
Факт совершения Т. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности должностного лица.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Т. является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, как лицо, ответственное за обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Необеспечение мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности указывает на наличие в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается. Действия ФИО2 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе, что за указанное нарушение привлечено юридическое лицо - администрация Дудаченского сельского поселения в рассматриваем случае не влияет на порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, поскольку, в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Т. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении Т. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.4 названного Кодекса.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Михайловка, г. Фролово, Даниловского и Фроловского районов Волгоградской области по пожарному надзору от 29 мая 2024 года, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 05 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы Дудаченского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области Т. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Четвертого кассационного суда
общей юрисдикции
А.Е.РУСАКОВ