Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2024 N Ф07-15044/2024 по делу N А26-9498/2023
Требование: О понуждении демонтировать шлагбаум, информационный аншлаг, установленные на арендуемом лесном участке.
Обстоятельства: Претензия об устранении нарушений лесного законодательства не исполнена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в соответствии с проектом освоения лесов у арендатора отсутствуют полномочия по блокированию проезда по арендованному лесному участку.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2024 N Ф07-15044/2024 по делу N А26-9498/2023
Требование: О понуждении демонтировать шлагбаум, информационный аншлаг, установленные на арендуемом лесном участке.
Обстоятельства: Претензия об устранении нарушений лесного законодательства не исполнена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в соответствии с проектом освоения лесов у арендатора отсутствуют полномочия по блокированию проезда по арендованному лесному участку.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2024 г. по делу N А26-9498/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., рассмотрев 27.11.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шипаевой Жанны Валерьевны на
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 по делу N А26-9498/2023,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Шипаевой Жанне Валерьевне (ОГРН 315100100019543, ИНН 231406321033; регистрация: г. Петрозаводск; далее - Предприниматель), о понуждении демонтировать шлагбаум, информационный аншлаг в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества
Решением от 26.02.2024, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2024, иск Министерства удовлетворен.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неполное установление судами обстоятельств дела и ошибочную судебную оценку представленных доказательств и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы настаивает на том, что наличие шлагбаума обусловлено возложенной на нее как арендатора обязанностью не допускать стихийного и незаконного проезда транспорта в водоохранную зону. В отношении размещенного информационного щита "Въезд запрещен! Частная территория" выводы судов не обжалуются, как следует из жалобы, щит демонтирован.
Представители Министерства и Предпринимателя, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (
часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Министерства поступил отзыв на жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и ИП Шипаевой Ж.В. (арендатор) 28.01.2021 заключен договор аренды лесного участка N 75-Р, относящегося в силу
части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к землям государственного лесного фонда и являющегося федеральной собственностью (далее - Договор). Договор зарегистрирован 08.02.2021 за N 10:11:0090703:572-10/032/2021-3.
Согласно пункту 1.3 Договора аренды лесной участок передан арендатору с целью осуществления рекреационной деятельности (отдых, туризм).
Арендованный лесной участок общей площадью 1,12 га расположен в Республике Карелия, Беломорском муниципальном районе, Беломорское лесничество Хвойное участковое лесничество (Хвойное лесничество по лесоустройству) квартал 182, лесотаксационный выдел 55 (часть). Арендованный лесной участок относится к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах (пункт 1.2 Договора).
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в лесах по результатам патрулирования в лесах на арендованной территории в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества 07.09.2023 выявлено нарушение лесного законодательства.
Так, в нарушение
пункта 8 статьи 11 ЛК РФ на арендованном лесном участке в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества при въезде на арендованную территорию установлен преграждающий лесную дорогу шлагбаум, а также установлен информационный аншлаг "Въезд запрещен! Частная территория" со стороны озера Сумозеро на расстоянии 6 метров от береговой линии.
По результатам патрулирования 07.09.2023 составлен акт патрулирования лесов N 1, а 12.09.2023 Предпринимателю направлена претензия N 1481 об устранении нарушений лесного законодательства в 10-дневный срок с момента направления претензии.
Неисполнение Предпринимателем претензии явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
части 1 -
5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правильно отметили, что использование лесного участка арендатором возможно только при соблюдении условий, перечисленных в проекте освоения лесов. При этом, запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным
пунктами 4 и
5 статьи 11 ЛК РФ, не допускается (
часть 6 статьи 11 ЛК РФ).
Действительно согласно
Распоряжению Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р "Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов" (далее - Распоряжение N 1283-р) шлагбаум, информационный щит, аншлаг включены в
перечень объектов лесной инфраструктуры.
Однако, как следует из условий Договора аренды и проекта освоения лесов (раздела 3 "Создание лесной инфраструктуры"), а также приведенным положениям
Распоряжения N 1283-р, Предпринимателю предоставлен участок леса, расположенный в водоохранной зоне, в котором не предусмотрено создание объектов лесной инфраструктуры к которым относятся информационный аншлаг и шлагбаум.
Поскольку разделом 4 проекта освоения лесов предусмотрена только реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а спорные объекты не относятся к ограждению и табличке в понимании
пункта 3 статьи 21.1 ЛК РФ и
подпункта "а" пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", следует признать, что установка преграждающего шлагбаума и информационного аншлага "Въезд запрещен! Частная территория" арендатору не разрешена, т.е. право на их установку отсутствует.
В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергается ответчиком, что на арендованном участке отсутствует дорога с твердым покрытием. Проходящий по участку проезд является заброшенной лесной дорогой, оставшейся от прежней эксплуатации лесного участка. Данный проезд не обозначен на проекте освоения лесов.
Вместе с тем, съезд с указанного проезда к озеру Сумозеро перегорожен арендатором шлагбаумом, а также установлен аншлаг с запрещающей проезд надписью, тогда как этот проезд используется жителями близлежащих населенных пунктов для проезда к озеру, такая практика сложилась на протяжении всего времени существования данного проезда.
Наличие преграждающего шлагбаума и информационного аншлага на арендованном лесном участке, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не отрицается (т.е. нарушение арендатором вышеперечисленных требований лесного законодательства и Договора аренды лесного участка доказано).
На дату обращения Министерства в суд, несмотря на достаточный для этого срок, спорные объекты не демонтированы.
Суды оценили доводы арендатора относительно осуществления им водоохранной деятельности, в которую, по его мнению, входит право устанавливать объекты, в частности аншлаг и шлагбаум.
Пунктом 6.1 проекта освоения лесов на арендатора возложены обязанности по соблюдению требований
статей 39,
42,
65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Согласно
части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае имеется в виду пункт 4 части 15 статьи 65 ВК РФ, а не пункт 4 части 5 статьи 65. | |
В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (
пункт 4 части 5 статьи 65 ВК РФ).
В пункте 6.1 проекта освоения лесов также перечислены мероприятия по обеспечению охраны водных объектов, которые арендатору необходимо осуществлять ежегодно:
- соблюдать специальный режим на территории водоохранной зоны в границе земельного участка;
- не допускать загрязнения и засорения водного объекта производственными и бытовыми отходами, мусором;
- не допускать использования удобрений и ядохимикатов, заправку топливом, ремонт и мойку автотранспорта;
- осуществлять использование водного объекта общего пользования в целях судоходства в соответствии с
Кодексом внутреннего водного транспорта.
С учетом изложенного, перечень мероприятий по охране водного объекта, которые уполномочен осуществлять арендатор лесного участка, перечислен в проекте освоения лесов и является исчерпывающим.
Следовательно, вопреки доводам ответчика, в соответствии с пунктом 6.1 проекта освоения лесов у арендатора отсутствуют полномочия по блокированию проезда по арендованному лесному участку, в том числе путем установления преграждающего шлагбаума и информационного аншлага, равно как и полномочия по пресечению нарушений водоохранного законодательства, которыми наделены органы исполнительной власти.
Иное понимание прав арендатора лесного участка не соответствует презумпции государственного контроля за соблюдением требований законодательства, в том числе в области охраны водных объектов.
Суд округа (с учетом значимой судебной практики по данному вопросу) соглашается с таким выводом судов нижестоящих инстанций, поскольку доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки, являлись предметом подробного исследования судами.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 286,
287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 по делу N А26-9498/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шипаевой Жанны Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.Г.КУДИН
В.М.ТОЛКУНОВ