Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 N 13АП-11822/2024 по делу N А26-9498/2023
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О демонтаже объектов, размещенных на лесном участке.
Обстоятельства: Арендатором лесного участка, являющегося федеральной собственностью, при въезде на арендованную территорию установлен шлагбаум, а также информационный знак (аншлаг), что является нарушением лесного законодательства.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 N 13АП-11822/2024 по делу N А26-9498/2023
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О демонтаже объектов, размещенных на лесном участке.
Обстоятельства: Арендатором лесного участка, являющегося федеральной собственностью, при въезде на арендованную территорию установлен шлагбаум, а также информационный знак (аншлаг), что является нарушением лесного законодательства.
Решение: Удовлетворено.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2024 г. N 13АП-11822/2024
Дело N А26-9498/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Марченко С.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): представитель Ведюнов Ю.С. по доверенности от 20.04.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11822/2024) (заявление) индивидуального предпринимателя Шипаевой Жанны Валерьевны на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2024 по делу N А26-9498/2023 (судья Красовская М.Е.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к индивидуальному предпринимателю Шипаевой Жанне Валерьевне
о понуждении демонтировать шлагбаум
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Шипаевой Жанне Валерьевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Шипаева Ж.В.) о понуждении демонтировать шлагбаум, информационный аншлаг в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции в части обязания демонтировать шлагбаум, ссылаясь на то, что ответчик путем установки спорного шлагбаума исполняет свою обязанность по соблюдению водоохранного законодательства, пресекая незаконный доступ неограниченного круга лиц к водному объекту. Кроме того, установленный ответчиком щит в действительности соответствует перечню лесной инфраструктуры, установленному подпунктом "а" пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
В настоящее судебное заседание явился представитель ответчика, поддержал доводы апелляционной жалобы.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством (арендодатель) и ИП Шипаевой Ж.В. (далее - арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 75-Р от 28.01.2021, который зарегистрирован 08.02.2021 за N 10:11:0090703:572-10/032/2021-3) (далее - договор аренды),
Арендованный лесной участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1.3 договора аренды лесной участок передан арендатору с целью осуществления рекреационной деятельности (отдых, туризм).
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендованный лесной участок общей площадью 1,12 га расположен в Республике Карелия, Беломорском муниципальном районе, Беломорское лесничество Хвойное участковое лесничество (Хвойное лесничество по лесоустройству) квартал 182, лесотаксационный выдел 55 (часть). Арендованный лесной участок относится к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах.
07.09.2023 года при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в лесах по результатам патрулирования в лесах на арендованной территории в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества выявлено нарушение лесного законодательства.
В нарушение пункта 8 статьи 11 ЛК РФ на арендованном лесном участке в квартале 182 выделе 55 Хвойного участкового лесничества при въезде на арендованную территорию установлен преграждающий лесную дорогу шлагбаум, а также установлен информационный аншлаг "Въезд запрещен! Частная территория" со стороны озера Сумозеро на расстоянии 6 метров от береговой линии.
По результатам патрулирования составлен акт патрулирования лесов N 1 от 07.09.2023.
12.09.2023 года ИП Шипаевой Ж.В. была направлена претензия N 1481 от 12.09.2023 об устранении нарушений лесного законодательства в 10-дневный срок с момента направления претензии.
Неисполнение претензии со стороны предпринимателя явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене ввиду следующего.
Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что правообладателями земельных участков являются, в том числе арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 ЗК РФ закрепляет обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в соответствии с которыми данные лица обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и лесов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута (часть 2 статьи 24 ЛК РФ).
Таким образом, использование лесного участка арендатором возможно только при соблюдении условий, перечисленных в проекте освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Частью 8 статьи 11 ЛК РФ установлено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно частям 4, 5 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (часть 6 статьи 11 ЛК РФ).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р "Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов" (далее - Распоряжение N 1283-р) шлагбаум, информационный щит, аншлаг включены в перечень объектов лесной инфраструктуры.
При этом согласно условиям договора аренды, заключенного с ИП Шипаевой Ж.В. и разделу 3 "Создание лесной инфраструктуры" проекта освоения лесов, а также приведенным положениям Распоряжения N 1283-р, предпринимателю предоставлен участок леса, расположенный в водоохранной зоне, в котором не предусмотрено создание объектов лесной инфраструктуры, к которым относятся информационный аншлаг и шлагбаум, вследствие чего установка преграждающего шлагбаума и информационного аншлага "Въезд запрещен! Частная территория" предпринимателю не разрешена.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, у арендатора отсутствует право на установку на арендованном участке объектов лесной инфраструктуры, а именно шлагбаума и информационного аншлага "Въезд запрещен! Частная территория".
Нарушение предпринимателем вышеперечисленных требований лесного законодательства и договора аренды лесного участка, выразившееся в установке преграждающего шлагбаума и информационного аншлага "Въезд запрещен! Частная территория" подтверждено представленными в материалы дела доказательствами. Требованием предпринимателю предоставлен достаточный срок для устранения выявленных нарушений, однако требование в установленный срок не выполнено.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика относительно осуществления им водоохранной деятельности, а также относительно наличия у арендатора возможности устанавливать объекты, к которым относится аншлаг и шлагбаум ввиду следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергается сторонами, что на арендованном участке отсутствует дорога с твердым покрытием. Проходящий по участку проезд является заброшенной лесной дорогой, оставшейся от прежней эксплуатации лесного участка. Данный проезд не обозначен на проекте освоения лесов, что также установлено в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, съезд с указанного проезда к озеру Сумозеро перегорожен предпринимателем шлагбаумом, а также установлен аншлаг с запрещающей проезд надписью.
Как поясняла представитель истца в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, указанный проезд используется жителями близлежащих населенных пунктов для проезда к озеру, такая практика сложилась на протяжении всего времени существования данного проезда.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В пункте 6.1 проекта освоения лесов перечислены мероприятия по обеспечению охраны водных объектов, которые арендатору необходимо осуществлять ежегодно:
- соблюдать специальный режим на территории водоохранной зоны в границе земельного участка;
- не допускать загрязнения и засорения водного объекта производственными и бытовыми отходами, мусором;
- не допускать использования удобрений и ядохимикатов, заправку топливом, ремонт и мойку автотранспорта;
- осуществлять использование водного объекта общего пользования в целях судоходства в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта.
Также пунктом 6.1 проекта освоения лесов на арендатора возложены обязанности по соблюдению требований статей 39, 42, 65 ВК РФ.
При этом, вопреки доводам ответчика, в соответствии с пунктом 6.1 проекта освоения лесов у арендатора отсутствуют полномочия по блокированию проезда по арендованному лесному участку, в том числе путем установления преграждающего шлагбаума и информационного аншлага. Кроме того, содержание аншлага "Въезд запрещен! Частная территория" не соответствует текущему положению дел, поскольку лесной участок не принадлежит ИП Шипаевой Ж.В. и не является частной территорией.
Перечень мероприятий по охране водного объекта, которые уполномочен осуществлять арендатор лесного участка, перечислен в проекте освоения лесов и является исчерпывающим.
У ответчика как у арендатора лесного участка, расположенного в водоохранной зоне, отсутствуют полномочия по пресечению нарушений водоохранного законодательства.
При этом в случае, если арендатор полагает, что иные лица нарушают водоохранное законодательство, он имеет право обратиться с заявлением в орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по пресечению соответствующих правонарушений. Иное понимание прав арендатора лесного участка не соответствует презумпции государственного контроля за соблюдением требований законодательства, в том числе в области охраны водных объектов.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы арендатора о том, что создание им некапитального сооружения, не связанного с созданием лесной инфраструктуры - ограждение и таблички предусмотрено пунктом 3 статьи 21.1 ЛК РФ и подпунктом "а" пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" (далее - Распоряжение N 999-р), ввиду следующего.
Согласно разделу 3 проекта освоения лесов, создание объектов лесной инфраструктуры арендатором не предусмотрено. Разделом 4 проекта освоения лесов предусмотрена реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Распоряжения N 999-р некапитальные строения, сооружения, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, в лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в ценных лесах, лесах, расположенных в водоохранных зонах (за исключением особо защитных участков лесов): площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, для установки мусоросборников; элемент благоустройства лесного участка (информационный стенд (щит), информационная табличка (доска), дорожный знак, домовый знак, указатель, вывеска, учрежденческая доска, бортовой камень, бордюр, подпорная стенка, мостик, лестница, пандус (подъемник), ограждение, малая архитектурная форма (уличная мебель, элемент оформления озеленения, кормушка для птиц, скворечник, ротонда, урна, контейнер-мусоросборник), приствольная решетка, элемент озеленения, конструкция велопарковки, георешетка, настил, газон рулонный, посевной, мягкое покрытие, иные виды некапитальных покрытий); система наружного освещения (фонарь, светильник (прожектор), осветительный прибор (установка), опора, кронштейн, провод, кабель, прибор учета, фотореле, реле времени, рубильник, контактор, трансформатор, выключатель, магнитный пускатель); строения и сооружения попутного бытового обслуживания и питания (строения, сооружения для предоставления услуг общественного питания, охраны, билетных касс, информационных центров, фотоателье, душевых с раздевальнями и комнатой матери и ребенка); некапитальное нестационарное сооружение (включая навесы, веранды, беседки, дровницы, остановочные павильоны), туалетные кабины, контейнер-мусоросборник; пешеходная дорожка (тропа), велопешеходная дорожка (аллея), туристская тропа, экологическая тропа; лыжная трасса, роллерная трасса; строения, сооружения сопутствующей инфраструктуры для трасс, троп, аллей и дорожек (включая беседки, навесы, лавочки, скамейки, урны); веревочный парк, скейт-парк и иные специализированные сооружения для занятий физической культурой и спортом; проезд; пешеходный мост; объект электросетевого хозяйства (электроустановка, кабель, распределительное устройство, трансформаторная, пункт электрический распределительный, вводное устройство, прибор учета, рубильник, контактор, магнитный пускатель, технологическое и вспомогательное оборудование для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии); дренаж, ливнеотвод; система видеонаблюдения, оповещения, управления эвакуацией, пожарной, охранной сигнализации; щит и навес для размещения противопожарного инвентаря; площадка смотровая, площадка для массовых, культурно-просветительных мероприятий, размещения аттракционов для детей (каруселей, качелей, батутов), зимних горок и ледяных катков, выгула животных; элемент монументально-декоративного оформления (скульптура, инсталляция, арт-объект, входная группа); уличный обогреватель; уличный зонт (тент), пергола (навес); кабинка для переодевания, душевая кабинка; вспомогательные постройки (медицинский пункт первой помощи, пункт проката инвентаря, водно-спасательная станция (пост), смотровая вышка); платежный терминал для оплаты услуг и штрафов, вендинговый автомат; пирс, плавучий домик для птиц; на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад).
При этом Распоряжением N 999-р не предусмотрена установка таких объектов, как информационный аншлаг "Въезд запрещен! Частная территория" и шлагбаума.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2024 по делу N А26-9498/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БАЛАКИР
Судьи
С.В.ИЗОТОВА
Н.Е.ЦЕЛИЩЕВА