Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 по делу N 88-13351/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.10.2023 по делу N 33-14974/2023 (УИД 52RS0047-01-2023-000106-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода трудовой деятельности в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорный период осуществлял трудовую деятельность в пожарной части.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.10.2023 по делу N 33-14974/2023 (УИД 52RS0047-01-2023-000106-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода трудовой деятельности в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорный период осуществлял трудовую деятельность в пожарной части.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. по делу N 33-14974/2023
УИД 52RS0047-01-2023-000106-79
Судья Ложкина М.М.
Дело N 2-351/2023 (1 инстанция)
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Пятовой Н.Л., судей Кочневой А.С., Соколова Д.В.
при секретаре судебного заседания Ф.
с участием Г., его представителя С.Ф., представителя ОСФР по Нижегородской области О.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 апреля 2023 года
по иску Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области, 28-му пожарно-спасательному отряду Федерального противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области о включении периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить пенсию
установила:
Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области, 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области, в котором просил суд:
- признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с [дата] по [дата] (<данные изъяты>) в качестве командира отделения в <данные изъяты> 22 ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с [дата].
Заявленные требования истец мотивировал тем, что [дата] обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от [дата] N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с наличием стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, более 25 лет.
В спорный период с [дата] по [дата] он осуществлял трудовую деятельность в качестве командира отделения <данные изъяты>, которая входила в состав ГУ МЧС России по Нижегородской области, то есть не в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а в государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, то есть являлся сотрудником федеральной противопожарной службы. Как следует из трудовой книжки сведений об увольнении и переводах из государственной противопожарной службы в противопожарную службу субъекта Российской Федерации не имеется. В период с [дата] по [дата] в 28-ой Отряд Федеральной противопожарной службы по охране [адрес] учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" Главного управления МЧС России по Нижегородской области Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование ГПС МВД РФ в ГУ МЧС России по Нижегородской области, 115-я пожарная часть находилась в подчинении ГУ МЧС России по Нижегородской области и являлась структурным подразделением 22-го ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Структурная и функциональная принадлежность 115-ой ПЧ 22-го Отряда государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
Письмом пенсионного органа от [дата] [номер] истцу сообщено об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. На момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости продолжительность специального стажа, исчисленная ответчиком, составила <данные изъяты> при требуемой продолжительности 25 лет.
При определении продолжительности специального страхового стажа не был учтен период осуществления трудовой деятельности заявителя с [дата] по [дата], так как работа протекала в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, которая не входит в систему МЧС России и финансировалась за счет средств регионального и муниципального бюджетов.
С принятым решением истец не согласен, считает его незаконным, вследствие чего обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от [дата] исковые требования Г. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать за Г., [дата] года рождения, право на досрочную страховую пенсию по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с [дата] по [дата].
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области назначить Г. досрочную страховую пенсию по старости с [дата].
В иске к 28-му ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области отказать.
В апелляционной жалобе Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права. Заявитель указывает, что судом на пенсионный орган неправомерно возложена обязанность по включению в специальный стаж Г. периода работы с [дата] по [дата] и по назначению досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения - [дата]. Полагает, что совокупностью представленных по делу доказательств подтверждается, что в спорный период времени истец занимал должность командира отделения пожарной части, которая не являлась подразделением государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации. Трудовая деятельность осуществлялась истцом в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, финансирование которой происходило за счет средств областного бюджета. На основании сведений, содержащихся в трудовой книжке, справке о льготной работе, выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, продолжительность специального стажа заявителя составила <данные изъяты>, что не дает права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от [дата] "О страховых пенсиях".
В возражениях на апелляционную жалобу Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по Нижегородской области О. доводы апелляционной жалобы поддержала, Г. и его представитель С.Ф. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [дата] Г. обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (с [дата] Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от [дата] [номер] истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (л.д. 61-62).
Как следует из решения ответчика, специальный стаж, учтенный ответчиком, на дату обращения составил 21 год 3 месяца 23 дня, что является недостаточным.
В специальный стаж истца зачтены следующие периоды работы:
- с [дата] по [дата] - водитель-бригадир пожарного автомобиля <данные изъяты>;
- с [дата] по [дата] - водитель пожарного автомобиля Семеновского ПЧ-115;
- с [дата] по [дата] - пожарный <данные изъяты>;
- с [дата] по [дата] - водитель пожарного автомобиля <данные изъяты>;
- с [дата] по [дата] - пожарный <данные изъяты>, с [дата] по [дата] - командир отделения <данные изъяты>, с [дата] по [дата] - командир отделения <данные изъяты>, с [дата] по [дата] - командир отделения 115 пожарно-спасательной части 28 пожарно-спасательного отряда.
Из подсчета специального стажа исключен период с [дата] по [дата] со ссылкой на то, что в данный период трудовая деятельность осуществлялась в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, которая не входила в систему МЧС России и финансировалась за счет средств регионального и муниципального бюджетов.
Как следует из трудовой книжки истца, Г. [дата] принят в С. ОПО водителем-бригадиром пожарного автомобиля <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] переведен водителем пожарного автомобиля <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] переведен пожарным <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] переведен водителем пожарного автомобиля <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] переведен пожарным <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] переведен на должность командира отделения в <данные изъяты>, приказ от [дата] [номер]; [дата] уволен в порядке перевода в 28-ой отряд федеральной противопожарной службы по охране [адрес] государственного учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" Главного управления МЧС России по Нижегородской области, пункт 5 части 1 статьи 77 ТК РФ, приказ 22-ОГПС от [дата] [номер]; [дата] принят в порядке перевода из 22-го ОГПС МЧС России по Нижегородской области на должность командира отделения 115-ПЧ 28-го отряда федеральной противопожарной службы по охране [адрес] учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" Главного управления МЧС России по Нижегородской области, приказ 28-ОФПС от [дата] [номер]-к. Работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 13-19).
Также трудовой книжкой истца подтверждается, что в соответствии с приказом УГПС УВД Нижегородской области от [дата] [номер] С. отряд пожарной охраны переименован в 22-Отряд Государственной противопожарной службы с [дата].
На основании Указа Президента Российской Федерации от [дата] [номер] государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с [дата].
В соответствии с директивой Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [номер] от [дата] Управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с [дата] (л.д. 84).
На основании приказа ГУ ГОЧС [номер] от [дата] в соответствии с директивой МЧС России от [дата] [номер], 22 ОГПС ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области реорганизован в Управление по делам ГО и ЧС [адрес] и [адрес] ГУ ГОЧС Нижегородской области.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от [дата] [номер] Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с [дата] реорганизовано в Главное Управление МЧС России по Нижегородской области.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 N 487 Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям [адрес] управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с [дата] реорганизовано в 22-Отряд государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области на основании приказа ГУ ГОЧС Нижегородской области [номер] от [дата] (л.д. 85).
Приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области от [дата] [номер] утверждено штатное расписание 28 отряда противопожарной службы государственного учреждения "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области", на основании которого личный состав 22-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области переведен в 28-ОФПС ГУ "ЦУС ФПС по Нижегородской области" с [дата] (л.д. 53).
Указанные в трудовой книжке сведения о работе Г., подтверждаются справкой работодателя от [дата] [номер] (л.д. 20-22).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы Г. с [дата] по [дата] в должности командира отделения 115-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в пожарной части, которая входила в состав ГУ МЧС России по Нижегородской области и являлась структурным подразделением 22-ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области, при этом 22 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области являлся структурным подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области), что дает истцу право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от [дата] N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определив с учетом включенного периода работы с [дата] по [дата] продолжительность специального стажа Г. на [дата] (дата обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в пенсионный орган) более 25 лет, суд в соответствии пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложил на ответчика обязанность назначить заявителю досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с [дата].
Судебная коллегия, повторно оценив имеющиеся по делу доказательства, не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно нормам пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации). Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 317 (действовал до издания приказа МЧС РФ от 6 августа 2004 года N 372) было утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, пунктом 1 которого предусматривалось создание и функционирование в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На территории Нижегородской области данные задачи выполняло Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, действовавшее в соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Нижегородской области от [дата] [номер], то есть орган субъекта (л.д. 141-146).
[дата] на основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года N 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
На основании приказа ГУ ГОЧС [номер] от [дата] в соответствии с директивой МЧС России от [дата] [номер], 22 ОГПС ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области реорганизован в Управление по делам ГО и ЧС [адрес] и [адрес] ГУ ГОЧС Нижегородской области.
[дата] Правительство Российской Федерации постановлением [номер] утвердило Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации последствий (л.д. 137-138).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с [дата], в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от [дата] [номер] Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области с [дата].
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [номер] от [дата] Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям [адрес] управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с [дата] реорганизовано в 22 Отряд государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области на основании приказа ГУ ГОЧС Нижегородской области от [дата] [номер].
С [дата] на основании приказа ГУ МЧС России по Нижегородской области от [дата] [номер] утверждено штатное расписание 28 отряда противопожарной службы государственного учреждения "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области", в соответствии с которым личный состав 22-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области переведен в 28-ОФПС ГУ "ЦУС ФПС по Нижегородской области".
Как следует из отзыва представителя третьего лица ГУ МЧС России по Нижегородской области и представленных доказательств, на протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Государственной противопожарной службы МВД РФ в ГУ МЧС России по Нижегородской области, 22-отряд Государственной противопожарной службы (в состав которого входила 115 пожарная часть) являлся подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (впоследствии - ГУ МЧС России по Нижегородской области) (пункт 1.3 Положения о 22 ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области (2005 г.), пункт 1.3 Положения о 22 ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области (2007 г.)) (л.д. 120-122).
Материалами дела подтверждается, что приказом начальника ГУ ГО и ЧС по Нижегородской области в целях совершенствования организационно-штатной структуры подразделения ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области утверждались штатные расписания 115 пожарной части по охране [адрес] Нижегородской области, финансирование деятельности которой осуществлялось за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации из местного бюджета (л.д. 50-53).
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области) и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, учреждены Правительством Нижегородской области.
Согласно Положению о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, утвержденному Правительством Нижегородской области от 1 ноября 2004 года N 238 Комитет является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области в части полномочий, отнесенных к компетенции Нижегородской области.
Позднее Правительством Нижегородской области постановлением от 26 сентября 2005 года N 236 было утверждено новое Положение о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д. 141-146).
Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области создан как орган исполнительной власти Нижегородской области, специально уполномоченный решать задачи по организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности граждан на водных объектах Нижегородской области.
Таким образом, совокупность приведенных доказательств с достоверностью подтверждает факт работы истца в период с [дата] по [дата] в пожарной службе субъекта Российской Федерации, которая не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает.
Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2011 N 1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.02.2009 N 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Поскольку правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода с [дата] по [дата] не имеется, продолжительность специального стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от [дата] "О страховых пенсиях" составит менее 25 лет. При таких обстоятельствах, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости Г. с [дата] не имеется, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Основываясь на вышеизложенном, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за Г. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с [дата] по [дата], о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения - с [дата], вследствие чего решение суда в данной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с [дата] по [дата], о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения - с [дата].
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 апреля 2023 года отменить в части признания за Г. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с [дата] по [дата], возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения - с [дата].
Принять в отмененной части по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с [дата] по [дата], возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения с [дата] - отказать.
В остальной части решение Семеновского районного суда Нижегородской области от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].