Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 по делу N 88-13351/2024 (УИД 52RS0047-01-2023-000106-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода трудовой деятельности в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорный период осуществлял трудовую деятельность в пожарной части.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 по делу N 88-13351/2024 (УИД 52RS0047-01-2023-000106-79)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода трудовой деятельности в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорный период осуществлял трудовую деятельность в пожарной части.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2024 г. по делу N 88-13351/2024
УИД 52RS0047-01-2023-000106-79
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Вишневской В.Д., Шеховцовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области, 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области о включении периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить пенсию,
по кассационной жалобе Г.Е.А.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 3 октября 2023 г.,
заслушав доклад судьи Вишневской В.Д.,
установила:
Г.Е.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области (ОСФР по Нижегородской области), 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области о включении периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить пенсию.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 апреля 2023 г. исковые требования Г.Е.А. удовлетворены частично. За Г.Е.А. признано право на досрочную страховую пенсию по старости. На ОСФР по Нижегородской области возложена обязанность включить Г.Е.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.01.2005 года по 31.12.2008 года, назначить Г.Е.А. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 07 ноября 2022 года. В иске к 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 3 октября 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания за Г.Е.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 01.01.2005 по 31.12.2008, возложении обязанности на ОСФР по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения - с 7 ноября 2022 г. В отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Г.Е.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 3 октября 2023 г., ссылаясь на нарушения судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение иных лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции по делу.
Как установлено судом, 7 ноября 2022 года Г.Е.А. обратился в отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (с 01.01.2023 отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 14.12.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Из подсчета специального стажа исключен период с 01.01.2005 по 31.12.2008 со ссылкой на то, что в данный период трудовая деятельность осуществлялась в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, которая не входила в систему МЧС России и финансировалась за счет средств регионального и муниципального бюджетов.
Как следует из трудовой книжки истца, Г.Е.А. 14.07.1999 переведен на должность командира отделения в Семеновской ПЧ-115, 31.12.2008 года уволен в порядке перевода в 28-ой отряд федеральной противопожарной службы по охране г. Семенов государственного учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" Главного управления МЧС России по Нижегородской области, пункт 5 части 1 статьи 77 ТК РФ, 01.01.2009 принят в порядке перевода из 22-го ОГПС МЧС России по Нижегородской области на должность командира отделения N отряда федеральной противопожарной службы по охране г. Семенов Государственного учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" Главного управления МЧС России по Нижегородской области, работает по настоящее время.
В соответствии с приказом УГПС УВД Нижегородской области от 18.07.1997 NN С. отряд пожарной охраны переименован в 22-Отряд Государственной противопожарной службы с 18.07.1997.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01.01.2002.
В соответствии с директивой Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 31-23-21 от 24.09.2003 Управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 1 октября 2003 года.
На основании приказа ГУ ГОЧС N 277 от 01.06.2004 в соответствии с директивой МЧС России от 29.12.2003 N 31-36-21, 22 ОГПС ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области реорганизован в Управление по делам ГО и ЧС г. Семенов и Семеновского района ГУ ГОЧС Нижегородской области.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 N 487 Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 1 января 2005 года реорганизовано в Главное Управление МЧС России по Нижегородской области.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 N 487 Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Семенов Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 1 января 2005 года реорганизовано в 22-Отряд государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области на основании приказа ГУ ГОЧС Нижегородской области N 656 от 17.12.2004.
Приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области от 16.12.2008 N 629 утверждено штатное расписание 28 отряда противопожарной службы государственного учреждения "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области", на основании которого личный состав 22-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области переведен в 28-ОФПС ГУ "ЦУС ФПС по Нижегородской области" с 1 января 2009 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы Г.Е.А. с 01.01.2005 по 31.12.2008 в должности командира отделения 115-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в пожарной части, которая входила в состав ГУ МЧС России по Нижегородской области и являлась структурным подразделением 22-ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области, при этом 22 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области являлся структурным подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области), что дает истцу право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определив с учетом включенного периода работы с 01.01.2005 по 31.12.2008 продолжительность специального стажа Г.Е.А. на 07.11.2022 (дата обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в пенсионный орган) более 25 лет, суд в соответствии пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложил на ответчика обязанность назначить заявителю досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 7 ноября 2022 года.
С выводами суда первой инстанции в части признания за Г.Е.А. права на назначение досрочной пенсии по старости, включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 01.01.2005 по 31.12.2008, возложении обязанности на ОСФР по Нижегородской области по назначению досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения - с 7 ноября 2022 г. не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что С. ПЧ-115, в которой работал истец в спорный период являлась структурным подразделением Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, являющегося органом исполнительной власти Нижегородской области, а следовательно, не входила в состав МЧС России. Поскольку работа в указанном учреждении относилась к государственной противопожарной службе субъекта РФ, а досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законом не установлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Установив, что специальный стаж истца составляет менее установленного п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (25 лет), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости Г.Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств осуществления Г.Е.А. деятельности в федеральной противопожарной службе в спорный период времени.
В обжалуемом судебном акте приведены нормы материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), подлежащие применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку заявителя кассационной жалобы о том, что в оспариваемый период С. ПЧ-115 по Нижегородской области относилась к Федеральной противопожарной службе, находилась под контролем МЧС России, при этом цели, задачи, должностные обязанности не менялись, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку данный факт не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. При рассмотрении спора судами установлено, что С. ПЧ-115 Нижегородской области, в которой Г.Е.В. состоял в должности командира отделения, в спорный период являлась структурным подразделением Министерства по делам ГО ЧС Нижегородской области, то есть входила в состав противопожарной службы Нижегородской области, финансировалась из средств областного бюджета и выполняла функции противопожарной службы субъекта РФ, работа в которой не дает права на досрочное назначение страховой пенсии.
При рассмотрении спора суд учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, согласно которой досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу апелляционного определения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Е.А. - без удовлетворения.