Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 N 88-6779/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19.03.2024 по делу N 33-282/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-005770-53)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19.03.2024 по делу N 33-282/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-005770-53)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2024 г. по делу N 33-282/2024
Дело N 2-178/2024 УИД 49RS0001-01-2023-005770-53
Судья Панова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Кречетова А.А., Морозовой Л.С.,
при секретаре М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению К. к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" о взыскании недополученного денежного довольствия и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., пояснения представителя ответчика М.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца К. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
К. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области, Учреждение) о взыскании недополученного денежного довольствия и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указывала, что в период с 19 декабря 2022 года по 30 июля 2023 года проходила службу в Учреждении в должности <должность> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области.
С января 2023 года по 30 июля 2023 года с ее согласия на основании рапортов и соответствующих приказов она выполняла свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
За сверхурочную работу в выходные и праздничные дни ей произведена выплата денежной компенсации в размере 51870 руб. 09 коп. из расчета двойной часовой ставки, определенной путем деления ее должностного оклада на среднемесячное количество служебных часов, в пределах 287,7 часов без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 июня 2023 года N 35-П, согласно которой оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета оклада с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом увеличения исковых требований просила суд признать: незаконными действия ответчика по оплате ей сверхурочных часов; обязать ответчика выплатить ей сверхурочные часы в полном объеме; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за отработанные сверхурочные часы в течение десяти дней со дня принятия судебного решения в размере 242 171 руб. 00 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп., судебные расходы; вынести в адрес государственной инспекции труда Магаданской области частное определение, поставив вопрос о привлечении ответчика к установленной законом ответственности за нарушение трудового законодательства.
Определением судьи Магаданского городского суда от 27 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее - УФСИН России по Магаданской области) и Государственная инспекция труда в Магаданской области (л.д. 1).
Определением Магаданского городского суда от 17 января 2024 года производство по делу в части признания незаконными действий по оплате сверхурочных часов, возложении обязанности выплатить сверхурочные часы в полном объеме, вынесении в адрес государственной инспекции труда Магаданской области частного определения прекращено (л.д. 184-186).
Решением Магаданского городского суда от 17 января 2024 года исковые требования К. удовлетворены частично.
С ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в пользу К. взыскана оплата за работу в выходные и праздничные дни за период с 1 января по 30 июля 2023 года в размере 202538 руб. 66 коп., компенсация морального вреда в размере 10000 руб. 00 коп., а всего взыскано 212538 руб. 66 коп.
В удовлетворении остальной части требований К. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных требований и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права и неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы указывает, что в период с 1 января по 30 июля 2023 года истец выполняла свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 320,5 часов, из них 29,4 часа оплачены в размере одинарной часовой ставки в сумме 2754 руб. 19 коп., 291,1 часа - оплачены в размере двойной часовой ставки в сумме 53414 руб. 42 коп., а всего истцу выплачена компенсация за исполнение служенных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 56168 руб. 91 коп.
При этом часовая ставка была определена ответчиком в соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2021 года N 132 (далее - Порядок N 132), исходя из деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество служебных часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности служебного времени соответствующей категории сотрудников.
Также истцу была осуществлена выплата за работу в ночное время в повышенном размере.
Отмечает, что истец не обращалась к работодателю с рапортами о предоставлении ей дополнительных дней отдыха за работы в выходные и праздничные дни, также привлечение к данной работе осуществлялось исключительно с согласия работника.
Настаивает на том, что истец пропустила срок обращения в суд за разрешением служебного спора. Полагает, что к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, не подлежат применению положения части 2 статьи 392 ТК РФ, поскольку в специальном законодательстве урегулирован срок обращения в суд за разрешением служебного спора.
Считает, что истец не доказал причинение ему морального вреда в заявленном размере.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании частей 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Судебное постановление обжалуется только в части удовлетворенных исковых требований, в остальной части судебный акт сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы и проверки решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив эти доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. приказом Учреждения от 19 декабря 2022 года назначена на должность <должность> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области с установлением ей должностного оклада в размере 13 860 руб. 00 коп., ежемесячной надбавки за особые условия службы в процентах от должностного оклада в размере 23%, замещающему должность в подразделении охраны следственного изолятора в размере 10%, замещающему должность, исполнение обязанностей, по которым предусматривает применение служебных собак, в размере 10%, замещающему должность младшего начальствующего состава в размере 3% (л.д. 170).
19 декабря 2022 года с К. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (л.д. 15-16).
Приказом Учреждения от 25 июля 2023 года К. уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон о службе в уголовно-исполнительной системе РФ) 30 июля 2023 года с выплатой единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, денежной компенсации за основной отпуск за 2023 год в количестве 45 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 год в количестве 10 календарных дней из расчета 1/12 части отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения (л.д. 19).
Полагая, что работодатель произвел ей не в полном размере выплату за работу в сверхурочное время, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 55, 56 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе РФ, статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), Порядка N 132, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 11 апреля 2019 года N 17-П, от 27 июня 2023 года N 35-П, пришел к выводу, что начисление истцу оплаты за работу в выходные и праздничные дни должно производиться не исходя из должностного оклада, а из денежного довольствия, в которое помимо должностного оклада включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, а также месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии, в том числе с: Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе (пункт 2); нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (пункт 6).
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).
В силу положений части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Таким образом, на федеральных государственных служащих (сотрудников) уголовно-исполнительной системы действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными указанными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случаях, не урегулированных ими.
Согласно статье 68 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в соответствии с которым денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1 и 2 Порядка).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Федерального закона обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя деятельность уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (подпункт 9 пункта 2 Положения).
Приказом Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Пунктом 11 указанного Порядка определено, что сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни:
в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки;
сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
При этом часовая ставка определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество служебных часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности служебного времени соответствующей категории сотрудников (пункт 3 Порядка N 132).
Таким образом, приведенными нормами права, действующими в спорный период, урегулирован порядок выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в связи с чем нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие оплату труда работников (статьи 152, 153), с учетом правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации, определяющих оплату сверхурочной работы исходя из оклада (тарифной ставки) и всех компенсационных и стимулирующих выплат, к сотрудникам уголовно-исполнительной системы не применимы.
Как установлено судом, в спорный период (с 1 января по 30 июля 2023 года) К. исполняла служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), на основании рапортов непосредственного начальника привлекалась на службу в свой выходной день в качестве <должность 2> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области (л.д. 76, 79, 82, 85, 88, 91, 94).
Всего в указанный период К. отработано в выходные и праздничные дни 320,5 часов, при этом из них 29,4 часа подлежат оплате исходя из размера одинарной часовой ставки в сумме 2754 руб. 19 коп., 291,4 часа - из размера двойной часовой ставки в сумме 53414 руб. 42 коп.
Общее количество часов исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни истцом не оспаривается.
Компенсация за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в общей сумме 56168 руб. 61 коп. исчислена ответчиком в соответствии с пунктом 3 Порядка N 132 и, как следует из пояснений его представителя в суде апелляционной инстанции, выплачена К. в полном размере. Данный факт истцом не отрицался.
Учитывая, что компенсация за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, исчисленная ответчиком в соответствии с пунктом 3 Порядка N 132, выплачена истцу в полном объеме, оснований для взыскания данной компенсации в заявленном истцом размере, а также компенсации морального вреда, не имеется, в связи с чем решение Магаданского городского суда от 17 января 2024 года в части удовлетворенных исковых требований подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 января 2024 года в части взыскания с Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" в пользу К. оплаты за работу в выходные и праздничные дни за период с 1 января по 30 июля 2023 года, компенсации морального вреда отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" о взыскании оплаты за работу в выходные и праздничные дни за период с 1 января по 30 июля 2023 года в размере 202538 руб. 66 коп., компенсации морального вреда в размере 10000 руб. 00 коп. отказать.
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 января 2024 года оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 марта 2024 года.