Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 N 88-6779/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-005770-53)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 N 88-6779/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-005770-53)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2024 г. N 88-6779/2024
2-178/2024
49RS0001-01-2023-005770-53
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Панфиловой Л.Ю., Дубовик М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" о взыскании недополученного денежного довольствия и компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе К. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Магаданского областного суда от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области), указав, что в период с 19.12.2022 по 30.07.2023 проходила службу в Учреждении в должности инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области. С января 2023 года по 30.07.2023 с ее согласия на основании рапортов и соответствующих приказов она выполняла свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
За сверхурочную работу в выходные и праздничные дни ей произведена выплата денежной компенсации в размере 51 870,09 руб. из расчета двойной часовой ставки, определенной путем деления ее должностного оклада на среднемесячное количество служебных часов, в пределах 287,7 часов без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27.06.2023 N 35-П, согласно которой оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета оклада с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом увеличения исковых требований просила суд признать: незаконными действия ответчика по оплате ей сверхурочных часов; обязать ответчика выплатить ей сверхурочные часы в полном объеме; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за отработанные сверхурочные часы в течение десяти дней со дня принятия судебного решения в размере 242 171 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы; вынести в адрес государственной инспекции труда Магаданской области частное определение, поставив вопрос о привлечении ответчика к установленной законом ответственности за нарушение трудового законодательства.
Определением судьи Магаданского городского суда от 27 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены УФСИН России по Магаданской области и Государственная инспекция труда в Магаданской области.
Определением Магаданского городского суда от 17 января 2024 года производство по делу в части признания незаконными действий по оплате сверхурочных часов, возложении обязанности выплатить сверхурочные часы в полном объеме, вынесении в адрес государственной инспекции труда Магаданской области частного определения прекращено.
Решением Магаданского городского суда от 17 января 2024 года исковые требования К. удовлетворены частично.
С ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в пользу К. взыскана оплата за работу в выходные и праздничные дни за период с 01.01.2023 по 30.07.2023 в размере 202 538,66 руб., компенсация морального вреда в размере 10 000 руб., а всего взыскано 212 538,66 руб.
В удовлетворении остальной части требований К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 марта 2024 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе К. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе К. просит об отмене апелляционного определения. Настаивает на том, что при расчете денежной компенсации, ответчиком не учтены стимулирующие и компенсирующие выплаты, которые в связи с не урегулированием нормативно-правовыми актами уголовно-исполнительной системы, подлежат начислению в соответствии с положениями ст. 153 Трудового кодекса РФ.
Стороны в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судом апелляционной инстанции допущены не были.
Из материалов гражданского дела следует и судами установлено, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в соответствии с Уставом является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых.
К. приказом Учреждения от 19.12.2022 назначена на должность инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области с установлением ей должностного оклада в размере 13 860 руб., ежемесячной надбавки за особые условия службы в процентах от должностного оклада в размере 23%, замещающему должность в подразделении охраны следственного изолятора в размере 10%, замещающему должность, исполнение обязанностей, по которым предусматривает применение служебных собак, в размере 10%, замещающему должность младшего начальствующего состава в размере 3%.
19.12.2022 с К. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Приказом Учреждения от 25.07.2023 К. уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон о службе в уголовно-исполнительной системе РФ) 30.07.2023 с выплатой единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, денежной компенсации за основной отпуск за 2023 год в количестве 45 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 год в количестве 10 календарных дней из расчета 1/12 части отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения.
Полагая, что работодатель произвел ей не в полном размере выплату за работу в сверхурочное время, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 55, 56 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе РФ, статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), Порядка N 132, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 11 апреля 2019 года N 17-П, от 27 июня 2023 года N 35-П, пришел к выводу, что начисление истцу оплаты за работу в выходные и праздничные дни должно производиться не исходя из должностного оклада, а из денежного довольствия, в которое помимо должностного оклада включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, а также месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции о начислении компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном акте, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19.7.2018 N 197-ФЗ), а также Трудовым кодексом РФ в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Частями 1 и 2 статьи 56 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 указанной статьи).
С 01.01.2013 отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 03.10.2021.
Согласно пункту 17 Порядка от 27.05.2013 N 269, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах:
1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
Приказом ФСИН России от 16.08.2021 N 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Приказом Минюста России от 05.08.2021 N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 11).
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с пунктом 11 данного Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12 Порядка).
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанций, верно указав на то, что начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено, фактически спорная компенсация не является денежным довольствием, оплата труда работников в органах уголовно-исполнительной системы регулируется специальным законодательством о порядке и условиях прохождения указанной службы, в силу положений этого законодательства доплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочное время производится сверх установленного денежного довольствия, соответственно возможность применения к этим доплатам надбавок и коэффициента не предусмотрена.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Магаданского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.