Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2025 N 16-1190/2025 (УИД 34RS0041-01-2024-001729-68)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2025 N 16-1190/2025 (УИД 34RS0041-01-2024-001729-68)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2025 г. N 16-1190/2025
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" ФИО3 на вступившие в законную силу постановление судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 30 октября 2024 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 28 ноября 2024 года, вынесенные в отношении товарищества федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (далее - ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 30 октября 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 28 ноября 2024 года, ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" признано виновным в совершении в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет административную ответственность по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Исходя из части 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (статья 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. N 539 утвержден и введен в действие с 1 марта 2021 года свод правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 486.1311500.2020), который устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" на объектах по адресу: <адрес>, в нарушение требований статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пунктов 4.1 и 4.4 СП 486.1311500.2020 не выполнило в срок до 19 августа 2024 года пункты 1 - 11 предписания N 2401/013-34/2-П/ПВП от 16 февраля 2024 года и пункты 1 - 5 предписания N 2402/013-34/7-В/ПИВ от 16 февраля 2024 года, выданных главным государственным инспектором по г. Урюпинску, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору, а именно:
чердачные помещения здания отряда N 7 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; чердачные помещения здания больничного корпуса туберкулезной больницы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; чердачные помещения здания отряда N 5 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; чердачные помещения здания больницы участка колонии поселения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; бытовые помещения художественной мастерской не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания 4 отряда; в здании 4 отряда к выполнению работ по техническому обслуживанию пожарных кранов не привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания карантина УКП;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания ПФРСИ ТБ; в здании ПФРСИ ТБ к выполнению работ по техническому обслуживанию пожарных кранов не привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания 1 отряда ТБ;
чердачное помещение здания ШИЗО участка колонии поселения не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания карантина УКП; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания ШИЗО УКП; в здании ШИЗО УКП к выполнению работ по техническому обслуживанию пожарных кранов не привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение;
чердачное помещение здания отряда N 7 УКП не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания карантина УКП; в здании отряда N 7 УКП к выполнению работ по техническому обслуживанию пожарных кранов не привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение.
Ранее, вступившим 09 июня 2022 года в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 57 Урюпинского судебного района Волгоградской области от 24 марта 2022 года учреждение было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей за невыполнение предписания ГПН N 12/1/1 от 31 марта 2021 года в срок до 1 февраля 2022 года. Исполнение окончено 10 июня 2024 года за истечением срока давности исполнения судебного акта (л.д. 9,10).
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-6), решением о проведении внепланового инспекционного визита (л.д. 18-20), актом инспекционного визита (л.д. 18-20), предписанием от 30 августа 2024 года (л.д. 21-24), предписаниями от 16 февраля 2024 года, (л.д. 25-26, 27-28) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о законности предписания (постановления, представления, решения), за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Выданные учреждению предписания N 2401/013-34/2-П/ПВП и N 2402/013-34/7-В/ПИВ от 16 февраля 2024 года вынесены уполномоченным на то должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Урюпинску, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору, в них приведены нарушения и действия, которые необходимо совершить исполнителю, установлен срок исполнения, предписания доступны для понимания и исполнения, в установленном законом порядке данные предписания не обжаловались, не признаны судом незаконными и не отменены.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных, подтверждающих, что ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленные в предписании сроки, в том числе уведомило орган, осуществляющий государственный надзор, о невозможности выполнения предписания в указанный срок, в материалы дела не представлено. Направленные учреждением на запросы должностного лица ответы о невозможности исполнения по причине отсутствия финансирования о таких мерах не свидетельствуют.
Ссылка заявителя на то, что здание "художественной мастерской" не эксплуатируется, обесточено и опечато, доступ к нему ограничен, не влечет признания предписаний в названной части незаконными.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Таким образом, временные меры по ограничению, как доступа, так и эксплуатации здания, не освобождают юридическое лицо от выполнения правил противопожарной безопасности.
Указание заявителя на зависимость финансового положения учреждения от перечисления денежных средств из федерального бюджета главным распорядителем средств этого бюджета, не является основанием для освобождения учреждения от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности. Судьи городского и областного судов пришли к обоснованному выводу о том, что выявленные нарушения касаются безопасности людей, находящихся на территории учреждения, непринятие мер по их устранению в случае возникновения пожара увеличивает риск для безопасности жизни или здоровья сотрудников юридического лица и граждан, находящихся в учреждении на излечении и исправлении.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие юридическое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 23 УФСИН по Волгоградской области" с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 30 октября 2024 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 28 ноября 2024 года, вынесенные в отношении товарищества федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3 - без удовлетворения.
Судья
Н.Х.КАРАСОВА
Справка:
судья городского о суда Г. N 5-149/2024
судья областного суда Синицын А.Е. N 07п-332/2024
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-1190/2025