Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 по делу N 88а-20675/2023, 2а-58/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 16.05.2023 N 33а-1742/2023 (УИД 33RS0020-01-2022-000938-55)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным в части предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Заявитель указал, что свалка располагалась на территории, прилегающей к земельному участку, находившемуся в частной собственности, не относившемуся к землям общего пользования. Свалка не подлежит уборке за счет средств бюджета муниципального образования. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до пятидесяти человек. В селе зарегистрирован один человек, в летнее время проживает около двадцати дачников. Водоем, указанный в предписании, не является пожарным водоемом.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Владимирского областного суда от 16.05.2023 N 33а-1742/2023 (УИД 33RS0020-01-2022-000938-55)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным в части предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Заявитель указал, что свалка располагалась на территории, прилегающей к земельному участку, находившемуся в частной собственности, не относившемуся к землям общего пользования. Свалка не подлежит уборке за счет средств бюджета муниципального образования. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до пятидесяти человек. В селе зарегистрирован один человек, в летнее время проживает около двадцати дачников. Водоем, указанный в предписании, не является пожарным водоемом.
Решение: Отказано.

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2023 г. N 33а-1742/2023
Докладчик Самылов Ю.В.
Судья Гаврилин А.С.
Дело N 33а-1742/2023 (II инстанция)
Дело N 2а-58/2023 (I инстанция)
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Астровко Е.П.,
и судей Самылова Ю.В. и Шайкина Ю.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 мая 2023 года административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области к Главному управлению МЧС России по Владимирской области о признании предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам незаконным
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области на решение Юрьев - Польского районного суда Владимирской области от 6 февраля 2023 года, которым постановлено:
администрации муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области в удовлетворении административного искового заявления к Главному управлению МЧС России по Владимирской области о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области от 21 октября 2022 г. N 51/1/1 (ПБ) отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя административного истца администрации муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области - Р., просившей решение суда отменить, представителя заинтересованного лица администрации МО Юрьев-Польский район - К., просившего удовлетворить апелляционную жалобу, представителя административного ответчика ГУ МЧС по Владимирской области - Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области (далее - администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Владимирской области (далее - ГУ МЧС) о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам от 21 октября 2022 г. N 51/1/1 (ПБ), в обоснование указав, что заместителем главного государственного инспектора Юрьев-Польского и Кольчугинского районов по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам ГУ МЧС от 21 октября 2022 г. вынесено предписание о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности в с. Маймор Юрьев-Польского района, расположенного на территории муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района.
Согласно пунктам 1, 3, 4 предписания в с. Маймор на территории общего пользования допускается свалка отходов, администрацией не созданы условия для забора в любое время воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на прилегающей к селу территории путем устройства площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей, а также в с. Маймор отсутствует указатель направления к источнику противопожарного водоснабжения.
По мнению административного истца, в предписании отсутствует указание на точные координаты свалки с привязкой к местности, свалка расположена на прилегающей территории к земельному участку дома N**** с кадастровым номером ****, что согласно правилам обеспечения чистоты и порядка МО Симское от 26 апреля 2018 года N 7 относится к прилегающей территории дома (10 м), поэтому ликвидация свалки является обязанностью собственника данного участка. Необходимость противопожарного водоснабжения определяется Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно ч. 5 ст. 68 которому пожарное водоснабжение допускается не предусматривать в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек, в с.Маймор зарегистрирован по месту жительства 1 человек, в летний период временно проживают до 20 человек дачников. Кроме того, водоем находится за границами села, поэтому обеспечение мер пожарной безопасности за границами сельских населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". Указатель к данному водоему не требуется, поскольку он не является противопожарным, не включен в одноименный реестр.
В судебном заседании представитель административного истца Р. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Г. не согласился с заявленными требованиями, считая, что принятое постановление основано на положениях действующего законодательства. Указал, что ч. 5 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предоставляет органам местного самоуправления не создавать источники противопожарного водоснабжения для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, однако, при наличии существующих источников, должны быть обеспечены условия для забора в любое время года воды путем устройства площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей, а также указатели направления к источнику противопожарного водоснабжения. Поскольку свалка находится в месте общего пользования, поэтому ее ликвидация отнесена к полномочиям администрации.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО Юрьев-Польский район К. полагал требование должностного лица ГУ МЧС, указанное в п. 3 предписания, не основанным на Федеральном законе "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ч. 5 ст. 68 которого допускается не предусматривать пожарное водоснабжение в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец администрация муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области в лице представителя Р. просит отменить решение, считая его незаконным, немотивированным и необоснованным. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без учета действительных фактических обстоятельств дела, как имеющихся, так и рассмотренных судом в качестве доказательств по данному делу. По мнению представителя административного истца, выводы суда о том, что водоем, расположенный на прилегающей к селу территории может быть использован в целях пожаротушения, несосотоятелен и опровергается материалами дела. При рассмотрении законности и обоснованности пунктов 3 и 4 обжалуемого предписания суд первой инстанции исходил из требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.09.202 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", являющимся подзаконным нормативным правовым актом, не применив при этом положения ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которая допускает не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 4).
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такие обстоятельства по делу судом не установлены.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения указаны в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Как предусмотрено статьей 19 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
В силу ст. 68 Федерального от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (ч.ч. 1, 2).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек (ч. 5).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), в соответствии с п. 75 которых органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу абз. третьего п. 48 Правил направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Таким образом, суд правомерно отметил, что вышеназванные нормативные положения предусматривают возложение обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем обеспечения территории населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии на органы местного самоуправления сельского поселения.
Пунктом 69 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Юрьев-Польского и Кольчугинского районов по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам ГУ МЧС проведена внеплановая выездная проверка администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района, по результатам которой 21 октября 2022 г. администрации вынесено предписание N 51/1/1 (ПБ) по устранению нарушений требований пожарной безопасности в с. Маймор, находящимся на территории муниципального образования Симское Юрьев-Польского района.
Согласно пункту 1 предписания в с. Маймор Юрьев-Польского района на территории общего пользования допускается свалка отходов.
Согласно пунктам 3, 4 предписания администрацией не созданы условия для забора в любое время воды из источника наружного противопожарного водоснабжения, расположенного на расстоянии менее 200 м от данного села (река Шаха), путем устройства площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей, а также в с. Маймор отсутствует указатель направления к указанному источнику противопожарного водоснабжения.
Срок устранения нарушений установлен до 1 августа 2023 года.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что свалка отходов находится приблизительно в 10 м от границ земельного участка с кадастровым номером **** при доме N**** с. ****
Таким образом, мусор находится на территории общего пользования, следовательно, пункт 1 предписания не противоречит действующему законодательству.
Нахождение свалки в пределах 10-метровой зоны вышеуказанного участка влечет обязанность администрации по ее ликвидации, как собственными силами, так и путем понуждения к ее исполнению владельца участка N **** в соответствии с Правилами обеспечения чистоты и порядка МО Симское от 26 апреля 2018 года N 7.
Также в ходе проверки установлено и не оспаривается сторонами, что на территории с.Маймор источники наружного противопожарного водоснабжения отсутствуют, однако, на расстоянии менее 200 (84 м от ближайшего дома N 19) от границ населенного пункта имеется естественный водоем (река Шаха), который не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области по состоянию на 01.01.2015 численность постоянного населения с.Маймор составила 3 человека.
Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для наружного пожаротушения для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. Однако, как обоснованно отмечено судом, указанную норму необходимо применять в совокупности с другими нормами, регулирующими указанные правоотношения, обязывающими органы местного самоуправления поселений обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях.
На прилегающей к с. Маймор территории уже имеется естественный водоем, который может быть использован для наружного пожаротушения.
В оспариваемом предписании содержитсятребованиене об оборудовании источника водоснабжения для наружного пожаротушения территории с. Маймор, а об устройстве подъезда к имеющемуся естественному водоему и установлении указателя к нему.
Отсутствие отнесения пруда в с. Маймор к противопожарным на обозначенную обязанность администрации не влияет, поскольку естественный водоем может являться источником забора воды и расположен на прилегающей к селу территории.
При таких данных, суд обоснованно полагал пункты 3, 4 предписания также не противоречащими действующему законодательству.
Следует отметить, что процедура выдачи предписания и его содержание соответствуют действующему законодательству, предписание выдано должностным лицом, которому предоставлено такое право, надлежащему субъекту, никаких негативных последствий для административного истца не порождает.
Поскольку необходимой совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и удовлетворения заявленных требований по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было, оспариваемое предписание принято в пределах компетенции и полномочий вынесшего его должностного лица, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом решении, обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательствах, получивших оценку в соответствии с законом, верном применении судом норм материального и процессуального права.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, направлена на иную правовую оценку фактических обстоятельств дела, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Юрьев - Польского районного суда Владимирской области от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Симское" Юрьев-Польского района Владимирской области - без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Е.П.АСТРОВКО
Судьи
Ю.В.САМЫЛОВ
Ю.А.ШАЙКИН