Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 по делу N 88а-20675/2023, 2а-58/2022 (УИД 33RS0020-01-2022-000938-55)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным в части предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Заявитель указал, что свалка располагалась на территории, прилегающей к земельному участку, находившемуся в частной собственности, не относившемуся к землям общего пользования. Свалка не подлежит уборке за счет средств бюджета муниципального образования. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до пятидесяти человек. В селе зарегистрирован один человек, в летнее время проживает около двадцати дачников. Водоем, указанный в предписании, не является пожарным водоемом.
Решение: Отказано.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 по делу N 88а-20675/2023, 2а-58/2022 (УИД 33RS0020-01-2022-000938-55)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным в части предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Заявитель указал, что свалка располагалась на территории, прилегающей к земельному участку, находившемуся в частной собственности, не относившемуся к землям общего пользования. Свалка не подлежит уборке за счет средств бюджета муниципального образования. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до пятидесяти человек. В селе зарегистрирован один человек, в летнее время проживает около двадцати дачников. Водоем, указанный в предписании, не является пожарным водоемом.
Решение: Отказано.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2023 г. по делу N 88а-20675/2023
Дело N 2а-58/2022
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,
судей Иванова Д.А. и Репиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области на решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 16 мая 2023 года по административному делу по административному иску администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-58/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А., судебная коллегия
установила:
21 октября 2022 года заместитель главного государственного инспектора Юрьев-Польского и Кольчугинского районов по пожарному надзору - заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Юрьев-Польскому и Кольчугинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области (далее - отдел надзорной деятельности) С. вынес в адрес администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее - администрация) предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности (далее - оспариваемое предписание). В нем указано, что администрация в нарушение:
- п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), допустила свалку отходов на территории общего пользования в селе Маймор (п. 1 оспариваемого предписания);
- п. 75 Правил противопожарного режима не создала условия забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения. В радиусе менее двухсот метров от территории населенного пункта имеется естественный водоисточник, который не обеспечен подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п. 3 оспариваемого предписания);
- п. 48 Правил противопожарного режима не обеспечила установку в селе Маймор указателей направления движения к источнику противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 4 оспариваемого предписания) (т. 1 л.д. 6-8).
1 декабря 2022 года администрация подала в Юрьев-Польский районный суд Владимирской области административный иск к отделу надзорной деятельности, просила признать незаконным и отменить оспариваемое предписание в части указанных пунктов. В обоснование иска указано, что свалка располагалась на территории, прилегающей к земельному участку, находившемуся в частной собственности, не относившемуся к землям общего пользования. В соответствии с Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Симское Юрьев-Польского района, надлежащему содержанию расположенных на них объектов, утвержденными решением Совета народных депутатов муниципального образования Симское от 26 апреля 2018 года N 7, свалка не подлежит уборке за счет средств бюджета муниципального образования. Согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до пятидесяти человек. В селе Маймор зарегистрирован один человек, в летнее время проживает около двадцати дачников. Водоем, указанный в оспариваемом предписании, не является пожарным водоемом и не включен в соответствующий реестр (т. 1 л.д. 3-5, 21).
6 февраля 2023 года Юрьев-Польский районной суд Владимирской области вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска (т. 1 л.д. 149-152). Администрация подала апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 16 мая 2023 года решение оставлено без изменения (т. 1 л.д. 229-233).
В кассационной жалобе, поданной 11 июля 2023 года, администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить административный иск. В обоснование жалобы административный истец повторил доводы, приведенные в административном исковом заявлении, и указал, что суды допустили неправильное применение норм материального права.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о заседании суда извещались надлежащим образом, ходатайств о его отложении не заявили. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по данному делу такие основания отсутствуют.
Фактические обстоятельства, указанные в оспариваемом предписании, суды признали соответствующими действительности. Они не оспариваются административным истцом.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения (п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14).
Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области, принятом решением Совета народных депутатов данного муниципального образования от 29 октября 2009 года N 9. Кроме того, в нем указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 6 и 12 ст. 6).
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абз. 17 ст. 1). К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (абз. 3 ст. 19).
Согласно Правилам противопожарного режима в редакции, действовавшей во время вынесения оспариваемого предписания, на территориях общего пользования сельских поселений запрещается устраивать свалки отходов (п. 69). Органами местного самоуправления сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта обеспечена источниками противопожарного водоснабжения (п. 75). Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48).
Исходя из обстоятельств административного дела и изложенных правовых норм, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Приведенные в ней доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и второй инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Выводы судов о законности оспариваемого предписания являются обоснованными и мотивированными, содержат детальный анализ правового регулирования спорных правоотношений, в том числе норм, на которые сослался административный истец в обоснование своей позиции.
Судебная коллегия соглашается с тем, что нахождение несанкционированной свалки вблизи земельного участка, находящегося в частной собственности, и приведенные администрацией сведения о численности жителей населенного пункта, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
Администрация является органом публичной власти, который на территории поселения обладает собственными полномочиями в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а также организации деятельности по сбору твердых бытовых отходов. Сведения о том, что она принимала меры к недопущению образования свалки или ее ликвидации, отсутствуют.
Норма, изложенная в ч. 5 ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, не освобождает администрацию от обязанности обустройства подъезда к естественному водоисточнику, который уже существует и соответствует абз. 2 п. 75 Правил противопожарного режима. Невключение данного водоисточника в перечень пожарных водоемов также не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Администрация предлагает формально оценить требования законодательства об обеспечении пожарной безопасности, что противоречит его эффективному применению.
При таких условиях судебная коллегия приходит к выводу о том, что изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2023 года.