Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2024 по делу N 88-32376/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 17.07.2024 N 33-6679/2024 (УИД 91RS0003-01-2023-002381-43)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта (дошкольного учреждения) были установлены нарушения требований нормативных актов по пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 17.07.2024 N 33-6679/2024 (УИД 91RS0003-01-2023-002381-43)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта (дошкольного учреждения) были установлены нарушения требований нормативных актов по пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2024 года
17 июля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Синани А.М., судей: Лозового С.В.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Х.,
с участием прокурора Ислямовой М.В.,
представителя Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
"Детский сад компенсирующего
вида N 77 "Крымчаночка"
Муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым Л.О.,
Представителя Главного
Управления министерства
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
по Республике Крым Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации города Симферополя, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым о возложении обязанности, третье лицо Главное Управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2023 года,
установила:
в июне 2023 года заместитель прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что проведенной прокуратурой района в апреле 2023 года проверкой исполнения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта МБДОУ "Крымчаночка", расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований нормативных актов по пожарной безопасности, а именно:
- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 5.1.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями
СП 52.13330, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.3.12 СП 1.13130.20 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 26.04.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ "Крымчаночка" по <данные изъяты>
КоАП РФ. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым в МБДОУ "Крымчаночка" внесено предписание об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Вместе с тем, ввиду отсутствия в образовательной организации финансирования на вышеуказанные цели, нарушения в полном объеме не устранены. Необеспечение требований законодательства влечет нарушение прав воспитанников и работников дошкольной образовательной организации на охрану их жизни и здоровья. С учетом уточненных требований просил обязать Администрацию города Симферополя в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5;
- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- оборудовать в здании на путях эвакуации аварийное освещение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 20 сентября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ Управление образования Администрации города Симферополя.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2023 года на Администрацию города Симферополя возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
На Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования, устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5;
- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- оборудовать в здании на путях эвакуации аварийное освещение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование апелляционной жалобы, Администрация города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что бюджетом муниципального образования не предусмотрены расходы на указанные цели, руководителем образовательного учреждения заключены контракты на обеспечение выполнения требований пожарной безопасности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, представителя третьего лица, прокурора, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым требований законодательства о пожарной безопасности.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой района в апреле 2023 года проверкой исполнения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта МБДОУ "Крымчаночка", расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований нормативных актов по пожарной безопасности, а именно:
- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 5.1.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями
СП 52.13330, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.3.12 СП 1.13130.20 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ "Крымчаночка" по ч. N
КоАП РФ.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым в МБДОУ "Крымчаночка" внесено предписание об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно сообщению начальника ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 21.04.2023 в адрес заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя, 14.04.2023 дознавателем отдела надзорной деятельности по городу Симферополю управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым лейтенантом внутренней службы Д. совместно с сотрудником прокуратуры Центрального района г. Симферополя проведена проверка исполнения требования законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" по адресу <адрес> В ходе проверки выявлены нарушения требований в области пожарной безопасности, в том числе:
- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 5.1.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями
СП 52.13330, что не соответствует требованиям
ст. 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.3.12 СП 1.13130.20 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Ссылаясь на то, что указанные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц в образовательном учреждении, прокурор г. Симферополя Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с
ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями
ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании
пунктов 2,
15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с
п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно
ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", создание условий для охраны здоровья обучающихся, которые включают в себя организацию питания обучающихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, отнесено непосредственно к обязанностям организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу
п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с
ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Федеральный
закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно
пункту 3 статьи 26 Закона N 273-ФЗ, единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Из материалов дела следует, что ввиду отсутствия в образовательной организации финансирования на вышеуказанные цели, нарушения в полном объеме не устранены.
В соответствии со
ст. 9 Закона N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 6.1 Устава МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка", утвержденного постановлением Администрации г. Симферополя 05.10.2018, собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым, полномочия которого осуществляет Администрация г. Симферополя.
Пунктом 6.8 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Статьями 6,
15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
Учитывая указанные нарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части возложения на Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, исходя из следующего.
Согласно Бюджетному
кодексу Российской Федерации, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом
(абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (
абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (
статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми, предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в
абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается
(абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (
пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (
статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования г. Симферополя, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом, понуждение администрации муниципального образования "город Симферополь" к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует изменить, возложив обязанность на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5;
- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- оборудовать в здании на путях эвакуации аварийное освещение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
Руководствуясь
ст. ст. 327,
328,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2023 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 77 "Крымчаночка" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп N 4, 5;
- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- оборудовать в здании на путях эвакуации аварийное освещение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности."
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2024 года.