Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2024 по делу N 88-34752/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 25.07.2024 N 33-1326/2024 (УИД 13RS0025-01-2023-003091-55)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Доказано наличие предусмотренных законом оснований для снятия истца с учета.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 25.07.2024 N 33-1326/2024 (УИД 13RS0025-01-2023-003091-55)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Доказано наличие предусмотренных законом оснований для снятия истца с учета.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2024 г. N 33-1326/2024
Дело N 2-315/2024
УИД 13RS0025-01-2023-003091-55
Судья: Шамшурин О.К.
Докладчик: Урявин Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В.,
судей Солдатова М.О., Урявина Д.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Н.А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия об отмене решения территориальной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, понуждении к восстановлению на учете на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе истца Н.А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Урявина Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Н.А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Мордовия), указав, что решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы и ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия, комиссия Главного управления МЧС России по Республики Мордовия) от <дата> <N> он поставлен на учет для получения единой социальной выплаты (далее - ЕСВ).
Протоколом заседания Комиссии <N> от <дата> истец снят с очереди на получение ЕСВ на основании
подпунктов "б",
"г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <N>, в связи с невозможностью определить его право и членов его семьи состоять на учете для получения ЕСВ, а также наличия в действиях Н.А.В. намеренности, выраженной в предоставлении противоречивой, недостоверной информации, связанной с местом его проживания, с целью получения ЕСВ в большем размере.
Считает, что имеет право на получение ЕСВ в независимости от места своего проживания, поскольку непредставление документов, подтверждающих его фактическое место жительства, носит формальный характер, не связано с наличием у него права на улучшение жилищных условий.
Указывает, что решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> его уже снимали с учета на получение ЕСВ, на котором он был восстановлен решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от <дата>
С учетом уточнения исковых требований просил суд отменить решение заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <N> от <дата>, в части снятия Н.А.В. и членов его семьи Н.О. (супруга), Н.А.А. (сын) с учета на получение единовременной социальной выплаты; обязать ответчика восстановить истца и членов его семьи Н.О., Н.А.А. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от <дата> исковые требования Н.А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Н.А.В. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что до момента его постановки на учет и по настоящее время он зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, ком. 6,7, принадлежащей его племяннику. Членам его семьи, а именно: супруге Н.О., сыну Н.А.А., принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) жилое помещение общей площадью 42,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Другим сособственником указанной квартиры является С.Ю., ее доля в праве - 1/3. При этом указывает, что не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства супруги и сына, в связи отсутствием согласия С.Ю. на его регистрацию в указанном жилом помещении
Полагает, что в силу положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации С.Ю., которая является дочерью супруги от первого брака, членом его семьи не является, поскольку после регистрации брака в 2017 году проживает с супругом и ребенком в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Приводит доводы о том, что при постановке на учет на получение ЕСВ Н.О. и Н.А.А. уже имели в собственности указанное жилое помещение общей площадью 43,5 кв. м, что составляет по 14,5 кв. м на каждого собственника. При этом членам его семьи принадлежит 29 кв. м (14,5 * 2), в связи с чем, обеспеченность жильем, исходя из площади квартиры, составляет 9,6 кв. м на каждого члена семьи (истец, супруга и сын). Полагает, что с момента принятия его и членов семьи на учет для получения социальной выплаты и до настоящего времени его положение по обеспеченности жилым помещением не изменилось, нуждаемость в обеспечении жилым помещением у него не отпала, право на получение ЕСВ не реализовано.
Указывает, что не предоставление выписки из домовой книги не является основанием для снятия его с учета на получение ЕСВ. Кроме того, что справка о составе семьи и выписка из домовой книги были упразднены, в связи с чем требование об их предоставлении не основано на законе.
Выражает несогласие с выводом суда о предоставлении им в комиссию сведений, несоответствующих действительности и направленных на увеличение размера ЕСВ или ухудшение своего положения.
В возражениях на апелляционную жалобу истца исполняющий обязанности начальника Главного управления С.Д. просил решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третьи лица Н.О., Н.А.А., Л., Г.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Г.Н., Г.Д., не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании
части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Н.А.В., его представителя Г.Т., представителей ответчика Главного управления МЧС России по Республике Мордовия К. и С.Я., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке
статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из приказа Главного управления МЧС России по Республике Мордовия <N>-НС от <дата> старший прапорщик внутренней службы Н.А.В., замещавший должность старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя Пожарно - спасательной
части N 4 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия" <дата>, уволен (по
пункту 2 части 1 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ от <дата> (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе) из ФПС ГПС, календарная выслуга лет по состоянию на указанную дату составила 23 года 23 дня.
Из материалов учетного дела следует, что <дата> Н.А.В. обратился с заявлением к председателю комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о принятии на учет его и совместно проживающих членов его семьи, супруги Н.О., сына Н.А.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Н.А.В. в качестве адреса регистрации указано: <адрес> адресом регистрации Н.О. и Н.А.А. указано: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решением Комиссии <N> от <дата> Н.А.В. поставлен на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>, единовременная выплата рассчитана на одного человека, супруга и сын заявителя в расчет не приняты по причине их регистрации по другому адресу. Итоговый расчет потребности определен в размере 33 кв. м.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> <N>, ввиду обеспеченности общей площадью на одного члена семьи более 15 кв. м, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ),
пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ,
пункта 11 постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации"), Н.А.В. снят с учета для получения ЕСВ с даты утверждения протокола. Расчет нуждаемости заявителя и членов его семьи на получение ЕСВ рассчитан исходя из следующего: (43,5 + 5,98) / 3 = 16,49 кв. м, что превышает установленную законом учетную норму 15 кв. м.
Н.А.В. <дата> вновь обратился в комиссию Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с заявлением о пересмотре решения о снятии его с учета для получения ЕСВ, указал, что проживает по адресу: <адрес>, предоставил выписку из домовой книги <N> от <дата> по указанному адресу, согласно которой в указанном жилом помещение проживают Н.О., Н.А.А., С.Ю. (дочь Н.О.), С.К. (внучка Н.О.).
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия (выписка из протокола от <дата> <N>) Н.А.В. было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих совместное проживание заявителя и членов его семьи, а также заверенной надлежащим образом копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования Н.А.В.
Не согласившись с решениями Комиссии от <дата> <N>, от <дата> <N>, Н.А.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с исковым заявлением об их отмене и возложении обязанности по восстановлению его в списках на получение ЕСВ.
Н.А.В. предоставил в комиссию Главного управления МЧС России по Республике Мордовия нотариально заверенную копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, справку от <дата>, выданную ООО "Рузаевская городская управляющая компания" о его проживании по адресу: <адрес>, заверенную соседями.
Согласно выписке из протокола <N> от <дата> комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия принято решение об отмене протоколов от <дата> <N>, от <дата> <N>, восстановлении Н.А.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты с <дата>, предложено истцу в течение месяца с момента принятия указанного протокола предоставить свидетельство о временной регистрации его и членов его семьи, подтверждающих совместное проживание.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республики Мордовия от <дата> <N> в протокол заседания территориальной комиссии от <дата> <N> внесены изменения, а именно после слова "Предлагается" и словосочетания "Решение комиссии" изложить: п. 1 в следующей новой редакции ("1. Отменить протокол комиссии Главного управления от <дата> <N> в части снятия Н.А.В. с учета лиц на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения"); пункт 3 изложить в новой редакции ("3. Восстановить в учете для получения единовременной социальной выплаты с <дата> Н.А.В.").
Определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от <дата> производство по делу по иску Н.А.В. прекращено вследствие его отказа от иска в связи с добровольным удовлетворением требований.
Впоследствии, решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> (выписка из протокола <N> от <дата>) ФИО1 и члены его семьи сняты с учета на получение ЕСВ на основании
пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ,
подпункта "г" пункта 15 и
подпункта "б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <N>, ввиду не предоставления документов, подтверждающих совместное проживание заявителя с членами семьи.
Н.А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия с требованием об отмене вышеуказанного решения комиссии и восстановлении на учете на получение ЕСВ с даты первоначальной постановки.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от <дата>, вступившим в законную силу, исковые требования Н.А.В. удовлетворены частично. Постановлено об отмене решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> <N> и возложении обязанности по восстановлению ФИО1 на учете на получения ЕСВ с <дата>
При этом указанным решением суда установлен факт постоянного проживания Н.А.В. с членами своей семьи - женой Н.О. и сыном Н.А.А. по адресу: <адрес> <адрес>.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> (выписка из протокола <N> от <дата>) отменен протокол комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от <дата>, Н.А.В. и члены его семьи Н.О., Н.А.А. восстановлены на учете на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, произведен расчет ЕСВ на состав семьи из трех человек в размере 19,02 кв. м.
Сообщением начальника Главного управления МЧС России по Республики Мордовия Р. от <дата> Н.А.В. предложено в срок до <дата> предоставить в территориальную комиссию Главного управления МЧС России по <адрес> заверенные в установленном порядке копии паспортов членов семьи (Н.О., Н.А.А.), копию свидетельства о регистрации по месту пребывания Н.А.В., выписку из домовой книги по месту его жительства.
В ответ на указанное обращение, Н.А.В. сообщил, что требование о предоставлении копии свидетельства по месту пребывания не соответствует действующему законодательству, сособственник квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, С.Ю. отказывает согласовать его регистрацию в данной квартире, что является непреодолимым препятствием для получения запрашиваемых документов по месту пребывания. Предоставил, в том числе, выписку <N> от <дата>, выданную ООО "Рузаевское управление домами" согласно которой Н.А.В., Л., Г.С., Г.Н., Г.Д. зарегистрированы по адресу: <адрес>
Решением Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от <дата> пересмотрено учетное дело состоявшего на учете для получения выплаты Н.А.В. и на основании
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ,
подпунктов "б",
"г" пункта 15 постановления Правительства РФ от <дата> <N>,
пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ принято решение о снятии Н.А.В. и членов его семьи Н.О., Н.А.А. с учета для получения ЕСВ (л.д. 10-15).
В обоснование принятого решения Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия указано, что не представляется возможным определить право Н.А.В. и членов его семьи состоять на учете для получения ЕСВ, а также усматривается наличие в действиях Н.А.В. намеренности (выраженной в предоставлении противоречивой, недостоверной информации, связанной с местом проживания заявителя) с целью получения ЕСВ в большем размере.
Территориальной комиссией, с учетом пояснений заявителя, отраженных в рапорте, принята во внимание информация о проживании Н.А.В. по иному адресу, отличному от места регистрации.
Разрешая по существу возникший между сторонами спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 1,
4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), пунктами 5, 7, 11, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения),
частями 1,
2 статьи 31,
пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), разъяснениями, изложенными в
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14), установив, что Н.А.В. после восстановления на основании решения Октябрьского районного суда г. Саранска от <дата> на учете на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, с составом семьи из трех человек (жена, сын), вновь предоставил в территориальную комиссию Главного управления МЧС России по Республики Мордовия противоречивые сведения, связанные с его раздельным проживанием с членами семьи и, учитывая не предоставление заявителем сведений связанных с местом его проживания, что препятствует определению его нуждаемости в жилом помещении, пришел к выводу о наличии у ответчика установленных законом оснований для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат нормам материального права, которые подлежат применению к сложившимся отношениям сторон.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
В частности, в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с
пунктом 5 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Пунктом 7 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт также содержит перечень документов, предоставляемых в комиссию, где в том числе, указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пункт "з" названных правил) и документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 названных Правил).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 вышеназванного Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Из материалов дела следует, что на момент принятия Н.А.В. на учет для получения единовременной выплаты <дата>, он был зарегистрирован с <дата> в квартире площадью 29,9 кв. м, принадлежащей на праве собственности его матери Н.А.В., по адресу: <адрес>
Данное жилое помещение приобретено в собственность Н.А.В. на основании договора передачи квартир (домов) в собственность граждан от <дата> <N>, заключенного с администрацией городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно выписке из домовой книги на указанное жилое помещение от <дата> в нем по месту жительства на момент постановки истца на учет (<дата>) были зарегистрированы также Н.А.В. (с <дата>), Г.С., Г.Д., Г.Н. (с <дата>)
После смерти Н.А.В., последовавшей <дата>, собственником указанного жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является племянник Н.А.В. - Л.
При этом жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Н.А.В. на дату принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имелось, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что Н.А.В. имел право состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с выпиской из домовой книги от <дата> <N> в жилом помещении по адресу: <адрес>, ФИО1 вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи (дяди) Л. В жилом помещении также зарегистрированы иные родственники: Г.С. (сестра), Г.Н. (племянник), Г.Д. (племянник).
В силу
статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных указанным
Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (
статья 11 указанного Закона).
При этом
статья 31 ЖК РФ, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи (
часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации), предоставляет указанным лицам право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (
часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, положения
статьи 31 ЖК РФ выделяют в отдельную категорию бывших членов семьи собственника жилого помещения и устанавливают, что в случае прекращения семейных отношений с ним такие лица, по общему правилу, утрачивают право пользования соответствующим жилым помещением. Закрепляющая это правило
часть 4 статьи 31 ЖК РФ носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи собственника жилого помещения права пользования этим жилым помещением по соглашению с его собственником, а также предоставляя определенные гарантии социально незащищенным категориям граждан.
При этом в соответствии со
статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений
части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что данная норма направлена на защиту жилищных прав граждан - бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент приватизации данного жилого помещения имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (определения от 29 сентября 2011 г.
N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 г.
N 1660-О-О, от 22 января 2014 г.
N 18-О, от 23 октября 2014 г.
N 2332-О и др.).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 02 июля 2013 г. N 1033-О, бывшие члены семьи собственника, отказавшиеся от участия в приватизации, сохраняют право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением и осуществляют его на условиях, предусмотренных жилищным законодательством; гражданам, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, предоставляется право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними, и право требовать устранения нарушения своих прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника такого помещения.
Из анализа указанных правовых норм следует, что участие в приватизации, а равно отказ от участия в приватизации, в том числе с намерением сохранить право на приобретение в собственность в порядке приватизации иного жилого помещения в будущем, является правом граждан Российской Федерации, и реализация данного права влияет на изменение статуса гражданина по отношению к фактически занимаемому им жилому помещению, поскольку из нанимателя жилого помещения гражданин становится собственником жилья. Однако приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации либо отказ от участия в такой приватизации по сути не влияет на права гражданина в части пользования жилым помещением.
Учитывая сохранение за истцом права пожизненного пользования жилым помещением вследствие добровольного отказа от участия в приватизации, факт регистрации и проживания в приватизированной его матерью квартире не является формальным, а подтверждает возникновение прав и обязанностей наравне с собственником жилого помещения Л., а, следовательно, общая площадь квартиры, в которой истец зарегистрирован и проживает в качестве члена семьи собственника, так же подлежит учету для определения уровня обеспеченности истца.
При разрешении вопроса о нуждаемости истца и членов его семьи, следует исходить из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05 февраля 2018 г. N 67-КГ17-23, согласно которой, по смыслу нормативных положений
части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
При этом заслуживает внимания довод апелляционной жалобы Н.А.А. о том, что дочь его супруги Н.О. - С.Ю., фактически не является членом его семьи, поскольку после регистрации брака в 2017 году проживает с супругом и ребенком в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с чем принадлежащая ей доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение не может учитываться для разрешения вопроса о получении ЕСВ.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из разъяснений, содержащихся в
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ. Для признания супруга, а также детей и родителей данного собственника, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу
подпункта "б" пункта 11 вышеназванного постановления Пленума вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
С.Ю., как следует из выписки из ЕГРН от <дата> <N> с <дата> на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля жилого помещения общей площадью 42,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; с <дата> на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 41,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Н.О., Н.А.А. согласно выпискам из ЕГРН от <дата> <N>, от <дата> N <N> с <дата> принадлежит на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли (каждому) жилое помещение общей площадью 42,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги от <дата> на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, в нем по месту жительства на момент постановки истца Н.А.В. на учет (<дата>) была зарегистрирована Н.О. с детьми С.О. и Н.А.В. с <дата> С <дата> в указанное жилое помещение была вселена дочь С.О. - С.К.
Из выписки из домовой книги от <дата> на жилое помещение по адресу: <адрес>, следует, что по указанному адресу с <дата> зарегистрирована С.О. со своей дочерью С.К.
Таким образом, бывший член семьи - дочь Н.О. С.Ю., снялась с регистрационного учета в квартире, где была зарегистрирована, в течение непродолжительного времени после приобретения права собственности на другое жилое помещение, зарегистрировавшись там по месту жительства.
Судебная коллегия полагает, что при определении уровня обеспеченности Н.А.В. и членов его семьи (супруги и сына) на момент снятия с учета для получения ЕСВ, учету подлежит суммарная площадь жилых помещений принадлежащих на праве собственности Н.О., Н.А.А., Л., Г.С., Г.Н., Г.Д.
Согласно сведениям из ЕГРН Л. принадлежит:
- с <дата> на праве собственности жилое помещение общей площадью 29,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
- с <дата> на праве общей долевой собственности (1/5 доля) жилого помещения общей площадью 15,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> При этом зарегистрированные лица, имеющие право пользование указанным жилым помещением отсутствуют;
- с <дата> на праве собственности жилое помещение общей площадью 43,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Г.С., Г.Н., Г.Д., что следует из выписок из ЕГРН от <дата> N <N>, с <дата> принадлежат на праве общей долевой собственности в размере по 1/5 доли (суммарно 3/5 доли) жилого помещения общей площадью 15,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Таким образом, общая площадь вышеуказанных жилых помещений составляет (29,9 + 28,5 + 15,8 + 43,3) 117,5 кв. м, в результате деления ее на общее количество лиц, имеющих право пользования жилыми помещениями (7 человек: Н.А.В., Л., Г.С., Г.Н., Г.Д., Н.О., Н.А.А.), будет приходится по 16,7 кв. м на одного члена семьи, что превышает учетную норму в 15 кв. м.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Н.А.В. о необоснованном снятии его с учета в связи с наличием нуждаемости в улучшении жилищных условий признаются судебной коллегией необоснованными и опровергаются имеющимися в материалах дела документами, поскольку право на получение единой социальной выплаты у Н.А.В. отсутствует в связи с несоответствием условию, предусмотренному
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а именно в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м на момент снятия его с учета на получение ЕСВ.
При этом приведенный истцом Н.А.В. в апелляционной жалобе расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из которого он полагает, что нуждаемость в обеспечении жилым помещением не отпала и право на получение ЕСВ не реализовано, является неверным, основанным на неверном толковании норм материального права и не может повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.
Указание Н.А.В. в апелляционной жалобе на невозможность регистрации по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи отсутствием согласия С.Ю., является голословным, каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, в нарушение положений
статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Относительно довода апелляционной жалобы Н.А.В. о том, что истребование выписки из домовой книги является незаконным в связи с ее упразднением, судебная коллегия считает необходимым отметить, что из содержания
подпункта "з" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, следует, что сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан приложить к заявлению (рапорту) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места своего жительства и мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Вместе с тем, сотрудником могут быть представлены документы, заменяющие выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с места жительства, а в случаях, когда указанные документы по независящим от сотрудника обстоятельствам не могут им быть получены, должна быть документально подтверждена невозможность получения сотрудником требуемых документов.
Н.А.В. указанные документы в комиссию не представил, более того, согласно заявлению от <дата>, направленному им в ГУ МЧС по Республике Мордовия отказался представить копию свидетельства о регистрации по месту пребывания, сославшись на невозможность зарегистрироваться по адресу: <адрес>. Таким образом, в нарушение указанной нормы, Н.А.В. доказательства, подтверждающие невозможность получения свидетельства о регистрации по месту пребывания, не предоставил, отказался предоставлять документы, необходимые для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Довод апелляционной жалобы истца Н.А.В. о несогласии с выводом суда о предоставлении им в комиссию сведений, несоответствующих действительности и направленных на увеличение размера ЕСВ или ухудшение своего положения, также судебной коллегией отклоняется как необоснованный, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам
статей 56,
67 ГПК РФ.
Так, в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции достоверно установлено, что Н.А.В. в период нахождения на соответствующем учете неоднократно предоставлял в уполномоченный орган недостоверные, противоречивые сведения о своем месте жительства.
При подаче заявления от <дата> о пересмотре решения о снятии с соответствующего учета нуждающихся Н.А.В. указывал, что проживает по адресу: <адрес> <адрес>.
При этом в материалах учетного дела имеется справка, выданная паспортистом без указания фамилии, имени и отчества, имеющая также подписи соседей, из которой следует, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от <дата>, вступившим в законную силу, по гражданскому делу по иску Н.А.В. к ГУ МЧС России по Республике Мордовия об отмене решения комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, понуждении восстановить на учете для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты первоначальной постановки, установлено, что Н.А.В. постоянно проживает с членами своей семьи (супругой Н.О. и сыном Н.А.А.) по адресу: <адрес>.
<дата> Н.А.В. и члены его семьи (супруга Н.О. и сын Н.А.А.) были восстановлены на соответствующем учете (протокол от <дата> <N>).
Вместе с тем, <дата>, <дата>, <дата> Н.А.В. при актуализации предоставленных ранее сведений в соответствующих рапорте и заявлениях вновь указал, что зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>
Более того, как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, так и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, Н.А.В. пояснял, что проживает по двум адресам: <адрес> <адрес> <адрес>.
Кроме того, письмом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Р. от <дата> N ИВ-171-2249 Н.А.В. уведомлен о необходимости предоставления в территориальную комиссию заверенных установленным порядком документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Однако Н.А.В. от предоставления указанных документов отказался, выразив такой отказ в заявлении от <дата>
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что, вопреки доводам апеллянта, им неоднократно в период нахождения на соответствующем учете предоставлялись противоречивые и недостоверные сведения, кроме того, он не представил необходимые сведения, что не позволяет уполномоченному органу определить право истца и членов его семьи на получение ЕСВ, в связи с чем ответчиком было принято обоснованное решение о снятии указанного лица и членов его семьи с учета для получения ЕСВ.
Кроме того, в связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что статус коммунальной квартиры в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не может быть принят во внимание как условие, в соответствии с
пунктом 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, предполагающее право заявителя состоять на учете для получения ЕСВ независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в связи с тем, что Н.А.В. проживает по двум адресам: <адрес>, ком. 6,7, а также с членами своей семьи в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое не имеет статуса коммунальной квартиры.
Иных обстоятельств, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями
части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь
пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ВЕРЮЛИН
Судьи
М.О.СОЛДАТОВ
Д.А.УРЯВИН
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 августа 2024 г.