Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88а-11267/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 13.12.2023 N 33-5080/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-006941-26)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено нахождение СНТ на территории муниципального образования, а также отсутствие на территории товарищества наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 13.12.2023 N 33-5080/2023 (УИД 21RS0025-01-2022-006941-26)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено нахождение СНТ на территории муниципального образования, а также отсутствие на территории товарищества наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2023 г. N 33-5080/2023
Дело N 2-1056/2023
УИД 21RS0025-01-2022-006941-26
Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело N 33-5080/2023
Судья Ермолаева Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело N 2-1056/2023 по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары к администрации города Чебоксары о возложении обязанности разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения и оборудовать территорию наружным противопожарным водопроводом в соответствии с проектной документацией
по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары на заочное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 10 июля 2023 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения представителя администрации г. Чебоксары К., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Яковлева А.Г., возражавшего против ее удовлетворения, представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики А., полагавшего апелляционную жалобу частично обоснованной, судебная коллегия
установила:
Прокурор Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Чебоксары возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ "Ромашка" и в соответствии с проектной документацией оборудовать территорию СНТ "Ромашка" наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (с учетом уточнения заявленного требования в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковое заявление мотивировано следующими обстоятельствами.
Прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в период с 10 по 31 марта 2020 года ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в отношении администрации г. Чебоксары была проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ "Ромашка". В результате проверки было установлено, что близлежащий источник водоснабжения, который возможно использовать в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарный гидрант ПГ-646 (<...>), расположен на расстоянии 3600 м от названного СНТ. По результатам проверки 31 марта 2020 года ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в адрес администрации г. Чебоксары вынесено предписание N 7/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности и принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе СНТ "Ромашка", которое прекратило свою деятельность 15 марта 2016 года в связи с ликвидацией. Предписание ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии администрацией г. Чебоксары до настоящего времени не исполнено. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией г. Чебоксары требований законодательства о пожарной безопасности. Допущенные администрацией г. Чебоксары нарушения законодательства о пожарной безопасности создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц и нарушают их права, гарантированные
Конституцией Российской Федерации.
По делу постановлено указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Чебоксары просит отменить заочное решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления прокурора отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом.
Прокурор Московского района г. Чебоксары, представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, СНТ "Ромашка", АО "Водоканал", администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Согласно
части 3 статьи 167,
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии с указанными нормами процессуального права, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 10 по 31 марта 2020 года ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в отношении администрации г. Чебоксары проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ "Ромашка", в результате которой были выявлены нарушения, изложенные в акте проверки. В частности, проверкой было установлено, что безводные участки, в том числе СНТ "Ромашка", не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением.
31 марта 2020 года ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в адрес администрации г. Чебоксары было вынесено предписание N 7/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое в указанный в нем срок не было исполнено, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим исковым заявлением в суд по тому основанию, что невыполнение администрацией г. Чебоксары предписания ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии об устранении нарушений пожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу для их жизни и здоровья.
Принимая по делу обжалуемое решение, суд руководствовался положениями
статей 6,
62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статей 19,
37,
38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации,
статей 7,
26 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, статьи 41 устава муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики", утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года N 40, и исходил из того, что требование прокурора является обоснованным и правомерным.
При этом суд пришел к выводу о том, что администрация г. Чебоксары является надлежащим ответчиком по требованию прокурора, а приводившиеся администрацией г. Чебоксары доводы о том, что она не обязана с целью выполнения требований пожарной безопасности оборудовать указанный прокурором наружный противопожарный водопровод, судом отклонены как необоснованные.
Устанавливая в соответствии с положениями
статей 204,
206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения решения, суд пришел к выводу о том, что указанный прокурором срок является разумным, а также указал на то, что соответствующая обязанность должна была быть исполнена администрацией г. Чебоксары после издания
приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", устанавливающего требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, с началом его действия - 30 сентября 2020 года. С указанного времени, как отметил суд, администрация г. Чебоксары обязана была сама исполнить предписания указанного нормативного правового акта, решив вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на цели обеспечения пожарной безопасности, однако более чем 2 года никаких действий не предпринимала, при этом, в случае возникновения обстоятельств, имеющих исключительный характер и, действительно, препятствующих к совершению исполнительных действий, ответчик не лишен возможности поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (
пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Судебная коллегия находит, что суд полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства дела и дал им правовую оценку, основанную на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения суда.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (организациями), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно указанному
закону обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное положение закреплено в пункте 10 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 68 этого же Федерального закона территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Доводы администрации г. Чебоксары о невозможности применения к спорным правоотношениям положений Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" являются ошибочным.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, но и при эксплуатации объектов защиты.
Согласно
пунктам 15 и
20 статьи 2 названного Федерального закона объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный
закон, Федеральный
закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
часть 1 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
части 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В силу
статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с
пунктом 75 которых органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Таким образом, названные выше положения действующего законодательства предусматривают возложение на администрацию г. Чебоксары обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства источников наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ "Ромашка", которое, вопреки доводам апелляционной жалобы не создано до вступления в силу Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку согласно сведениям ЕГРЮЛ существующее СНТ "Ромашка" (ОГРН <...>) зарегистрировано в качестве юридического лица 27 июня 2022 года и не является правопреемником НСТ "Ромашка" (ОГРН<...>), исключенного из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица 15 марта 2016 года.
При этом доказательств существования в настоящее время какого-либо земельного участка, представляющего собой территорию общего пользования СНТ "Ромашка", администрацией г. Чебоксары в материалы дела не представлено.
По сведениям размещенной в общем доступе в сети "Интернет" публичной кадастровой карты Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии такой земельный участок отсутствует.
Нахождение СНТ "Ромашка" в черте границ Чебоксарского городского округа администрацией г. Чебоксары не оспаривается и подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции фрагментом карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года N 187.
При таких обстоятельствах само по себе наличие постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республике от 12 августа 1996 года N 567 "О закреплении земельных участков в собственность", согласно которому за садоводческим товариществом "Ромашка" были закреплены земельные участки общей площадью 5,5 га, в том числе в коллективную собственность - 0,76 га, из них под дорогами - 0,75 га, под общественными постройками - 0,01 га, на что администрация г. Чебоксары ссылается в апелляционной жалобе, не может свидетельствовать о неправильности решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствами дела, и основаны на имеющихся доказательствах, получивших оценку согласно требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование администрацией г. Чебоксары положений действующего законодательства само по себе не свидетельствует о судебной ошибке.
В силу статьи 41 устава муниципального образования "город Чебоксары - столицы Чувашской Республики", утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года N 40, администрация г. Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы по требованию прокурора администрация г. Чебоксары является надлежащим ответчиком.
Действительно, с 1 января 2022 года вступил в силу
Закон Чувашской Республики от 21 декабря 2021 года N 94 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской Республики", согласно которому уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области развития коммунальной инфраструктуры, включая водоснабжение и водоотведение, осуществляет полномочия органов местного самоуправления г. Чебоксары в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным
законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.
Между тем согласно материалам дела обжалуемое решение принято до передачи каких-либо объектов системы холодного водоснабжения из муниципальной собственности г. Чебоксары в государственную собственность Чувашской Республики, а полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа до настоящего времени остаются в ведении администрации г. Чебоксары.
В соответствии со
статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары
(часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения
(часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2,
ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов
(часть 4).
По смыслу приведенных норм в населенном пункте с числом жителей свыше 5 000 человек, к которым относится г. Чебоксары и на территории которого располагается СНТ "Ромашка", устройство наружного противопожарного водопровода, обеспечивающего требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений, является обязательным, а наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров может существовать дополнительно.
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов установлены сводом правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденным
приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее также - Свод правил).
Установленные данным
Сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов.
Согласно Своду правил водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не свыше 200 м. Примечание: в населенных пунктах с числом жителей до 5 000 человек и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих расчетный пожарный объем воды.
Таким образом, указанный
Свод правил предусматривает для населенного пункта с числом жителей более 5 000 человек обустройство именно кольцевого наружного противопожарного водопровода.
Согласно
СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденному
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 года N 1016/пр, системы водоснабжения, обеспечивающие противопожарные нужды, следует проектировать в соответствии с
СП 8.13130.
Согласно
пункту 5.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (
СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 октября 2019 года N 618/п, для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м
3, при числе участков: до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар), при 301 участке и более - 60 (водоем). При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями
СП 31.13330. В противопожарных целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: до 300 - одну переносную мотопомпу; от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу; более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 м
2.
При этом следует иметь в виду, что указанный
Свод правил был принят в 2019 году, когда в соответствии с
частью 4 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускалось предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы, однако с 25 июля 2022 года эта норма закона действует в новой редакции и не допускает такой возможности.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанные в решении положения
статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не применимы в отношении администрации г. Чебоксары, так как устанавливают вопросы местного значения поселения, что
статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" признана утратившей силу с 1 марта 2023 года Федеральным
законом от 14 июля 2022 года N 276-ФЗ и что суд применил к спорным правоотношениям положения
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", относящиеся к полномочиям местного самоуправления по обеспечению первичных мер безопасности в границах сельских населенных пунктов не заслуживают внимания, поскольку при обстоятельствах, установленных по делу, не свидетельствуют о неправильности обжалуемого решения суда.
Кроме того, в силу
части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для исполнения решения необходимо более продолжительное время, а также доводы апелляционной жалобы об отсутствии соответствующего финансирования для исполнения решения суда не заслуживают внимания, учитывая, что при наличии к тому оснований администрация г. Чебоксары может поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке
статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и действующее законодательство не связывает исполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей с их финансовыми возможностями.
В соответствии с
частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобного рода оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
По смыслу приведенных выше положений
статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несогласие с решением суда первой инстанции либо другая точка зрения стороны на то, как могло или должно быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, приведенных в
части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, служащих основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 10 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме составлено 18 декабря 2023 года.