Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88а-11267/2024 (УИД 21RS0025-01-2022-006941-26)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено нахождение СНТ на территории муниципального образования, а также отсутствие на территории товарищества наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88а-11267/2024 (УИД 21RS0025-01-2022-006941-26)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено нахождение СНТ на территории муниципального образования, а также отсутствие на территории товарищества наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2024 г. N 88а-11267/2024
21RS0025-01-2022-006941-26
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Набиева Р.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 марта 2024 года кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) на заочное решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 декабря 2023 года по делу N 2-1056/2023 по исковому заявлению прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики (далее - прокурор) к администрации о возложении обязанности об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В., мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А., полгавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заочным решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 декабря 2023 года, удовлетворены требования прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
На администрацию возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ "Ромашка" и в соответствии с ней оборудовать территорию наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В кассационной жалобе администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Приводит доводы об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению СНТ "Ромашка" наружным противопожарным водопроводом, что не учтено судебными инстанциями и повлекло вынесение незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу
статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары
(часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности
(часть 3).
Кроме того, раздел II "Требования пожарной безопасности при планировке территории населенных пунктов" Федерального закона N 123-ФЗ, содержит
статью 68, предусматривающей наружное противопожарное водоснабжение.
Так, согласно
части 1 приведенной выше статьи территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся:
1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения
(часть 3).
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив нахождение СНТ "Ромашка" на территории города "Чебоксары", а также отсутствие на территории товарищества наружного противопожарного водоснабжения, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возложенная судом обязанность по разработке проектной документации наружного противопожарного водоснабжения не противоречит
статье 19 Федерального закона N 69-ФЗ, предусматривающей полномочия органов местного самоуправления городских округов по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 мая 2024 года.