Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2024 N 88а-10392/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 31.07.2024 N 33а-481/2024 (УИД 79RS0006-01-2024-000323-69)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам надзорных мероприятий в деятельности детского дошкольного учреждения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вследствие чего создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором представления, которое не было исполнено. Осуществление финансового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения является обязанностью органов местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 31.07.2024 N 33а-481/2024 (УИД 79RS0006-01-2024-000323-69)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам надзорных мероприятий в деятельности детского дошкольного учреждения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вследствие чего создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором представления, которое не было исполнено. Осуществление финансового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения является обязанностью органов местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.

СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2024 г. N 33а-481/2024
Судья Хайбулова Е.И.
Дело N 2а-207/2024
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.,
судей Тимирова Р.В., Лаврущевой О.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 2 п. Приамурский", администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий
по апелляционной жалобе администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13.05.2024.
Заслушав доклад судьи Гаврикова И.В., объяснения помощника прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор Смидовичского района Еврейской автономной области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 2 п. Приамурский" (далее - МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский), администрации Смидовичского муниципального района (далее - администрация Смидровичского муниципального района, Администрация) о понуждении к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенных прокуратурой Смидовичского района Еврейской автономной области надзорных мероприятий выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский", а именно, отсутствует акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания, необходимо привести в исправное состояние наружные пожарные лестницы.
По факту выявленных нарушений в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление, однако нарушения не устранены.
Обязательства по финансированию данных мероприятий являются расходными обязательствами органа местного самоуправления.
С учетом уточненных требований, просил суд обязать МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" в срок до 31.12.2024 провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания, расположенного по адресу: <...>, ЕАО, в соответствии с пунктом 13 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479; в срок до 01.09.2025 провести в исправное состояние четыре наружные пожарные лестницы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 25-ст.
Обязать администрацию Смидовичского муниципального района профинансировать указанные мероприятия: в срок до 01.10.2024 - по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения; в срок до 01.05.2025 - по проведению в исправное состояние четырех наружных пожарных лестниц.
13.05.2024 суд первой инстанции вынес решение, которым административные исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Смидовичского муниципального района Р. просит отменить решение суда в части возложения на Администрацию обязанности профинансировать мероприятий по приведению в исправное состояние четырех наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254-2009 в связи с неправильным применением норм материального права.
Мотивируя жалобу, указывает, что решение суда не содержит ссылку на конкретные пункты ГОСТ Р 53254-2009, которым не соответствуют наружные пожарные лестницы образовательного учреждения. Выводы суда о нарушении МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" требований указанного национального стандарта основаны только на показаниях государственного инспектора по Смидовичскому району по пожарному надзору С., который пояснил, что наружные лестницы не подходят ни по одному из параметров. Письменных доказательств в подтверждение указанных обстоятельств административным истцом не представлено.
Полагает, что требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не могут быть применены к МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский", построенному и введенному в эксплуатацию в 1985 году. Применение указанного закона к данному образовательному учреждению возможно только в случае его реконструкции или капитального ремонта, а также, если дальнейшая эксплуатация здания приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Доказательств наличия указанных обстоятельств административным истцом не представлено.
Отмечает, что наружные пожарные лестницы образовательного учреждения выполнены в соответствии с нормативно-технической документацией, действующей на момент строительства и принятия в эксплуатацию образовательного учреждения, и находятся в исправном состоянии.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Смидовичского района Мышляев З.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" - без удовлетворения, указав, что выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, работников учреждения, в связи с чем административными ответчиками должны быть приняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков администрации Смидовичского муниципального района и МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Помощник прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д. с апелляционной жалобой не согласилась, доводы, указанные в письменных возражениях, поддержала, просила решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) -специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абзац четвертый); нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) определяет пожарную безопасность объекта защиты как состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 20 статьи 2).
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (части 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Положениями статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На органы местного самоуправления муниципальных районов при решении вопросов местного значения в сфере образования возложены полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, учредителем и собственником МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" является администрация муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области.
Здание детского сада, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <...>, находится в оперативном управлении МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский".
В ходе проведенных прокуратурой района проверки на предмет соблюдения МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" требований пожарной безопасности выявлено, что отсутствует акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания, расположенного по адресу: <...>, Еврейская автономная область; необходимо привести в исправное состояние четыре наружные пожарные лестницы.
30.11.2023 заместителем прокурора Смидовичского района ЕАО МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативно-правовыми актами, а также Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, ГОСТом Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", установив факт нарушения МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" требований пожарной безопасности, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что администрация Смидовичского муниципального района в силу возложенных на нее Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ полномочий несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, необходимых для устранения МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" нарушений закона.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие наружных пожарных лестниц образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности является несостоятельным, поскольку опровергается имеющимся в материалах дела актом проверки государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по ЕАО от 09.09.2016 N 16, согласно которому наружные пожарные лестницы на указанную дату не соответствовали пунктам 6.29, 6.30 Строительных норм и правил 21-01-97*. Для устранения выявленных нарушений инспектором Смидовичского района по пожарному надзору 09.08.2016 МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" было выдано предписание со сроком исполнения не позднее 15.05.2017, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства административными ответчиками в судебном заседании суда первой инстанции не оспаривались.
В связи с тем, что СНиП 21-01-97* 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" не подлежит применению с 01.01.2021, по запросу суда апелляционной инстанции представлен акт проверки от 23.07.2024, составленный с участием заместителя прокурора Смидовичского района ЕАО О., главного государственного инспектора по Смидовичскому району по пожарному надзору Ш., в присутствии заведующей МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" П., согласно которому наружные пожарные лестницы МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" имеют следующее несоответствие требованиям пожарной безопасности:
в нарушение пункта 4.2. ГОСТ Р 53254-2009 высота ограждений маршей и площадок составляет менее 1,2 м, а именно высота ограждений маршей - 30 см, высота ограждений площадок - 87 см;
в нарушение пункта 5.5., 6.2.8. ГОСТ Р 53254-2009 грунтовка и окраска конструкций не соответствует V классу покрытия;
в нарушение пункта 4.4.3. СП 1.13130.2020 уклон наружных лестниц на путях эвакуации более 1:1;
в нарушение пункта 4.4.1. СП 1.13130.2020 ширина путей эвакуации по лестницам составляет менее 1.35 м, а именно 80 см;
лестничные площадки выполнены из железобетонного покрытия, имеют дефекты в виде разрушения (нарушение целостности плит).
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении наМБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" обязанности по приведению в исправное состояние четырех наружных пожарных лестниц является законным и обоснованным.
Вместе с тем учитывая, что резолютивная часть решения не содержит указание на пункты ГОСТ Р 53254-2009, а также пункты СП 1.13130.2020, в соответствии с которыми наружные пожарные лестницы МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" подлежат приведению в соответствие, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изложения абзацев 4 и 5 резолютивной части решения в новой редакции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не подлежит применению к вышеуказанному зданию, построенному и введенному в эксплуатацию в 1985 году, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также, если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся, в том числе национальные стандарты.
В силу прямого указания части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании объектов защиты, так и при их эксплуатации.
ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" разработан в развитие положений Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Согласно пункту 1.3 ГОСТ Р 53254-2009 требования настоящего стандарта применяются на стадии проектирования, приемки объекта в эксплуатацию и при проведении периодических испытаний наружных пожарных лестниц.
Из перечисленных норм следует, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, требования национального стандарта подлежат применению в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
В связи с чем период постройки и введения в эксплуатацию объекта защиты не освобождает административных ответчиков от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожаров.
Учитывая изложенное правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13.05.2024 оставить без изменения.
Абзацы 4 и 5 резолютивной части решения изложить в иной редакции:
"Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2 п. Приамурский", расположенное по адресу: <...>, Еврейская автономная область, в срок до 01.09.2025 привести в исправное состояние 4 (четыре) наружные пожарные лестницы в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 5.5, 6.2.8 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 25-ст, пунктов 4.4.1, 4.4.3 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194.
Обязать администрацию Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.05.2025 профинансировать мероприятие по проведению в исправное состояние 4 (четырех) наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 5.5, 6.2.8 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 25-ст, пунктов 4.4.1, 4.4.3 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194.
Апелляционную жалобу администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области оставить без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
И.В.ГАВРИКОВ
Судьи
О.Н.ЛАВРУЩЕВА
Р.В.ТИМИРОВ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.08.2024