Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2024 N 88а-10392/2024 (УИД 79RS0006-01-2024-000323-69)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам надзорных мероприятий в деятельности детского дошкольного учреждения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вследствие чего создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором представления, которое не было исполнено. Осуществление финансового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения является обязанностью органов местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2024 N 88а-10392/2024 (УИД 79RS0006-01-2024-000323-69)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам надзорных мероприятий в деятельности детского дошкольного учреждения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вследствие чего создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором представления, которое не было исполнено. Осуществление финансового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения является обязанностью органов местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. N 88а-10392/2024
Дело N 2а-207/2024
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 13 ноября 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области Р. на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 31 июля 2024 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Смидовичского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 2 п. Приамурский", администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н., полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Смидовичского района Еврейской автономной области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 2 п. Приамурский", администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил возложить на МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" обязанность в срок до 31 декабря 2024 года провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с
пунктом 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в срок до 1 сентября 2025 года привести в исправное состояние 4 наружные пожарные лестницы в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 53254-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного
приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 года N 25-ст.;
на администрацию муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" возложить обязанность профинансировать мероприятия по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" в срок до 1 октября 2024 года и по приведению в исправное состояние 4 наружных пожарных лестниц в срок до 1 мая 2025 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам надзорных мероприятий в деятельности МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский", расположенного по адресу: <...>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение
пунктов 13,
17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в дошкольном учреждении отсутствует акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения, наружные пожарные лестницы не соответствует требованиям
ГОСТ Р 53254-2009, вследствие чего создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором в адрес МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" представления, которое не было исполнено. Осуществление финансового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения является обязанностью органов местного самоуправления.
Решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены, на МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с
пунктом 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479; в срок до 1 сентября 2025 года привести в исправное состояние 4 наружные пожарные лестницы в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 53254-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного
приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 года N 25-ст.;
на администрацию муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" возложена обязанность профинансировать мероприятия по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" в срок до 1 октября 2024 года; по приведению в исправное состояние 4 наружных пожарных лестниц в срок до 1 мая 2025 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 31 июля 2024 года решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2024 года оставлено без изменения, четвертый и пятый абзацы резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
"Обязать МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский", расположенное по адресу: ул. Вокзальная, д. 32, п. Приамурский, Смидовичский район, Еврейская автономная область, в срок до 1 сентября 2025 года привести в исправное состояние 4 наружные пожарные лестницы в соответствии с требованиями
пунктов 4.2,
5.5,
6.2.8 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 года N 25-ст,
пунктов 4.4.1,
4.4.3 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Обязать администрацию Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 1 мая 2025 года профинансировать мероприятие по приведению в исправное состояние 4 наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями
пунктов 4.2,
5.5,
6.2.8 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 года N 25-ст,
пунктов 4.4.1,
4.4.3 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 N 194".
9 октября 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области Р., поданная 30 сентября 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что факт несоответствия наружных пожарных лестниц требованиям действующего ГОСТ может быть выявлен только в ходе проведения их испытаний, между тем протоколов испытаний наружных пожарных лестниц прокурором не представлено. Законодателем предусмотрены различные способы обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты. Выбор способа обеспечения требований пожарной безопасности возложен на правообладателя объекта и определяется им самостоятельно. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска с учетом иных мер, принятых в учреждении в целях обеспечения пожарной безопасности, не проводились. Приведенные прокурором в обоснование иска нормативные правовые акты не содержат требований об обязательном оборудовании зданий общеобразовательных организаций пожарными лестницами, которые бы соответствовали новым установленным нормативам, в безусловном порядке. Сам по себе факт несоответствия пожарных лестниц требования
ГОСТ Р 53254-2009 не свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью детей, учитывая, что учреждение длительное время функционирует с имеющимися лестницами.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций нарушений, влекущих отмену или изменение принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался положениями
статей 1,
34,
37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 9,
28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
пункта 20 статьи 2,
статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований, поскольку в МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" в нарушение
пункта 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, отсутствует акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания дошкольного образовательного учреждения; наружные пожарные лестницы не соответствуют требованиям
ГОСТ Р 53254-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного
приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 года N 25-ст; а полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов при решении вопросов местного значения в сфере образования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом уточнил, что наружные пожарные лестницы МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" не соответствуют
пункту 4.2 ГОСТ Р 53254-2009 по высоте ограждений маршей и площадок,
пунктам 5.5,
6.2.8 ГОСТ Р 53254-2009 по грунтовке и окраске конструкций,
пункту 4.4.3 СП 1.13130.2020 по уклону наружных лестниц на путях эвакуации,
пункту 4.4.1 СП 1.13130.2020 по ширине путей эвакуации, поэтому подлежат приведению в исправное состояние согласно указанным нормам.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с
пунктом 41 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под системой противопожарной защиты понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть национальных стандартах, сводах правил и иных содержащих требования пожарной безопасности документах, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу прямого указания
пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Свод правил
СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194,
ГОСТ Р 53254-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" разработаны в целях обеспечения соблюдения требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из перечисленных норм следует, что в отношении объектов, принятых в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, требования свода правил и национального стандарта подлежат применению в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Период постройки и введения в эксплуатацию объекта защиты не освобождает юридическое лицо от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Обнаруженные в ходе проведенной прокурорской проверки нарушения касаются обеспечения безопасности людей, эксплуатация объекта без соблюдения действующих требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом
(часть 1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия)
(часть 2).
Довод кассационной жалобы администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" о том, что при разрешении настоящего дела не подлежат применению положения свода правил
СП 1.13130 и
ГОСТ Р 53254-2009, поскольку данные акты были введены в действие после принятия в эксплуатацию детского сада, является необоснованным. Административными ответчиками в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства того, что наружные пожарные лестницы соответствуют требованиям пожарной безопасности, которые действовали до дня вступления в силу Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, и у дошкольного образовательного учреждения отсутствует обязанность по соблюдению требований свода правил и национального стандарта в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Довод жалобы со ссылкой на то, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в том числе в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, не ставит под сомнение обоснованность выводов судебных инстанций. В соответствии с
частью 7 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности,
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 года N 1084, и такая оценка в отношении МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" не проводилась.
Оснований ставить под сомнение результаты проведенной прокурором проверки соблюдения в МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" требований пожарной безопасности не имеется. В соответствии со
статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры вправе проводить проверки, к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций согласно
статье 22 названного Закона вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в
пункте 1 статьи 21, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Нарушения требований пожарной безопасности в деятельности МБДОУ "Детский сад N 2 п. Приамурский" выявлены в ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий при реализации прокурором возложенных на него законом полномочий, поэтому результаты проведенной проверки обоснованно приняты судами в качестве доказательства по делу.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов муниципального образования, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 31 июля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.