Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88а-37671/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Курского областного суда от 16.07.2024 N 33а-2181/2024 (УИД 46RS0013-01-2024-000156-54)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании бездействия.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенных прокуратурой проверок исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении пожарной безопасности, а также антитеррористической защищенности выявлены нарушения, которые до настоящего времени не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Курского областного суда от 16.07.2024 N 33а-2181/2024 (УИД 46RS0013-01-2024-000156-54)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании бездействия.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенных прокуратурой проверок исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении пожарной безопасности, а также антитеррористической защищенности выявлены нарушения, которые до настоящего времени не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2024 г. N 33а-2181/2024
Дело N 2а-170/202г. 46RS0013-01-2024-000156-54
судья Петлица Г.М.
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Ермакова М.И.,
судей Дмитричевой В.М., Курочкиной И.А.,
при секретаре Г., Ш.Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, поступившее по апелляционным жалобам административных ответчиков ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области на решение Льговского районного суда Курской области от 18.03.2024 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Дмитричевой В.М., выслушав представителя административных ответчиков ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России Ш.Е.А., Х., поддержавших апелляционные жалобы, представителя административного истца - прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Курской области Б., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
и.о. Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой были проведены проверки исполнения требований уголовно - исполнительного законодательства при обеспечении пожарной безопасности, а также антитеррористической защищенности, в ходе которых были выявлены нарушения требований, в частности, не обеспечении проверки состояния огнезащитного покрытия строительных деревянных конструкций чердачных помещений столовой, клуба, банно-прачечного комбината, санчасти, зданий жилых отрядов N 2,3,5, участка колонии-поселения; не обеспечении хранения технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; не обеспечении в зданиях общежитий отрядов N 2 (лимит наполнения 152 человека), N 3 (лимит наполнения 123 человека), N 5 (лимит наполнения 72 человека), в здании длительных и кратких свиданий (лимит наполнения 134 человека) систем оповещения и управления эвакуацией людей 3 типа; в невыполнении требований пп. "е" п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.04.2023 N 586. Просили обязать в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области.
Суд постановил: "Административные исковые требования и.о. Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворить.
Признать бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области и ФСИН России, выразившееся в невыполнении требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечении проверки состояния огнезащитного покрытия строительных деревянных конструкций чердачных помещений столовой, клуба, банно-прачечного комбината, санчасти, зданий жилых отрядов N 2,3,5, участка колонии-поселения; не обеспечении хранения технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; не обеспечении в зданиях общежитий отрядов N 2 (лимит наполнения 152 человека), N 3 (лимит наполнения 123 человека), N 5 (лимит наполнения 72 человека), в здании длительных и кратких свиданий (лимит наполнения 134 человека) систем оповещения и управления эвакуацией людей 3 типа.
Обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области и ФСИН России устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, а именно: обеспечить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных деревянных конструкций чердачных помещений столовой, клуба, банно-прачечного комбината, санчасти, зданий жилых отрядов N 2,3,5, участка колонии-поселения; обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить в зданиях общежитий отрядов N 2 (лимит наполнения 152 человека), N 3 (лимит наполнения 123 человека), N 5 (лимит наполнения 72 человека), в здании длительных и кратких свиданий (лимит наполнения 134 человека) систему оповещения и управления эвакуацией людей 3 типа в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России, выразившееся в невыполнении требований пп. "е" п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.04.2023 N 586.
Обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России устранить выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, а именно: обеспечить оборудованием ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, позволяющим осуществить меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу".
В апелляционных жалобах административных ответчиков ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованное лицо начальник инспекции ведомственной пожарной охраны отдела режима и надзора УФСИН России по Курской области З. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен по правилам ст. 96 КАС РФ, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пунктами 1 - 2, 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу части 1 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему административному делу таковые были установлены.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 13 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 г. N 1479 в администрации исправительного учреждения отсутствовала документация проверки состояния огнезащитного покрытия строительных деревянных конструкций чердачных помещений: столовой, клуба, банно-прачечного комбината, санчасти, зданий жилых отрядов N 2, 3, 5, участка колонии поселения. В нарушение п. 17(1), п. 43, п. 54, п. 60, п. 406, п. 10, п. 12 Правил, администрация исправительного учреждения не ведет журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; администрацией исправительного учреждения не закреплен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта; на объектах защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, а также технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; администрацией исправительного учреждения не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены первичных средств пожаротушения (огнетушителей), о чем свидетельствует отсутствие документов подтверждающих иное; здания и сооружения, не относящиеся к категории "Д" по взрывопожарной и пожарной безопасности, литейного завода площадью более 500 кв. м дополнительно не оснащены передвижными огнетушителями; в здании клуба в месте установки приемно-контрольного прибора не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты; администрацией исправительного учреждения не обеспечено обозначение категорий и классов зон категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности на входных дверях производственного и складского значения и наружных установок (за исключением помещений категории Д). В нарушение п. 13.14.5 Свода правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения управления эвакуации людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (далее - СП 3.13130.2009), приемно-контрольные приборы в здании санчасти (Гранит-8), здании банно-прачечного комбината (Гранит-3) не защищены от несанкционированного доступа. В нарушение требований п. 4 таблицы N 2 СП 3.13130.2009, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в зданиях общежития отрядов N 2 (лимит наполнения 152 человека), N 3 (лимит наполнения 123 человека), N 5 (лимит наполнения 72 человека), в здании длительных и кратких свиданий (лимит наполнения 134 человека) установлена система оповещения и управления эвакуацией людей 2 типа (необходима 3 типа). Кроме того, установлено, что на 1, 2 этажах помещений ШИЗО, на 2 этаже общежития отряда N 3 (секции N 3, 4) формирование сигналов управления 2 типа не осуществляется при срабатывании пожарных извещателей, что противоречит требованиям ч. 4 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ. Помимо этого, по результатам инструментального контроля уровня звука пожарных оповещателей, входящих в систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, уровень звука не соответствовал нормативным (не менее 75 дБА): помещения комнат длительных свиданий N 1 (62 дБ А), N 3 (68 дБА), N 15 (54 дБА), N 21 (48дБА), комната медсанчасти последней палаты с левой стороны (номера не имелось; 62 дБА), секция N 1 (44 дБА), 2 (54 дБА) отряда N 5. При проведении проверки установлено, что расчеты (или документы о соответствующих испытаниях) взрывопожарной и пожарной опасности отсутствовали.
21.08.2023 г. Курской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ Курской области прокуратурой в адрес ИК-3 УФСИН России по Курской области было вынесено представление об устранении нарушений закона.
Начальником ОП ВПО ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области предоставлена справка от 30.08.2023 г. об устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры Курской области N 18-2023 от 21.08.2023 г
20.12.2023 года составлен акт проверки, по итогам которого, установлено, что часть ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности устранены.
Кроме того, Курской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области была проведена проверка обеспечения личной безопасности осужденных и персонала, согласно которой было установлено, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области отсутствует оборудование, позволяющее осуществить меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, в связи с чем, прокуратурой в адрес ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области было вынесено представление об устранений нарушений закона от 02.08.2023 N 18-2023.
По сообщению начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области от 1.09.2023, в УФСИН России по Курской области направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств для закупки оборудования, направленного на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (типа портативный рамановский спектомтрометр, комплекс "Сегмент-Гамма", ИДД "Кербер").
Разрешая спор и удовлетворяя административные требования прокурора, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 11.04.2023 N 586 с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, правильно исходил из доказанности выявленных административным истцом нарушений в сфере пожарной безопасности, в сфере антитеррористической защищенности и которые к моменту рассмотрения дела не были устранены.
Суд первой инстанции, правомерно признав незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, выразившееся в невыполнении требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, обязал обеспечить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных деревянных конструкций чердачных помещений столовой, клуба, банно-прачечного комбината, санчасти, зданий жилых отрядов N 2,3,5, участка колонии-поселения; обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить в зданиях общежитий отрядов N 2 (лимит наполнения 152 человека), N 3 (лимит наполнения 123 человека), N 5 (лимит наполнения 72 человека), в здании длительных и кратких свиданий (лимит наполнения 134 человека) систему оповещения и управления эвакуацией людей 3 типа, обеспечить оборудованием ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, позволяющим осуществить меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
В то же время, необоснованно признал его таковым и со стороны УФСИН России по Курской области и ФСИН России, не учтя, что, пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России, управление осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Курской области.
В соответствии Уставом исправительное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Целью деятельности учреждения является, в том числе создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
На основании приказа ФСИН России от 11.06.2015 г. N 518 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Сопоставив приведенные правовые нормы с обстоятельствами настоящего дела, факт бездействия со стороны указанных административных ответчиков признать установленным нельзя.
Наряду с этим, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб об отсутствии бездействия, выразившееся в невыполнении требований пп. "е" п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.04.2023 N 586 о мерах по антитеррористической защищенности.
Названным пунктом, в числе таких мер независимо от категории объекта (территории) предусмотрено его обеспечение путем осуществления комплекса мер, направленных на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Тем же постановлением, в пункте 23 определены меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, которыми являются: а) разработка порядка действий сотрудников (работников) объекта (территории) при обнаружении токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе в полученных почтовых отправлениях; б) своевременное обнаружение и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений; в) ограничение доступа сотрудников (работников) объекта (территории) и посетителей, находящихся на объекте (территории), к обнаруженным токсичным химикатам, отравляющим веществам и патогенным биологическим агентам, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Порядок досмотра определен приказом Минюста России от 20.03.2015 N 64-дсп "Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования" (далее - приказ N 64) и приказом Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (далее - ПВР).
Настоящий Порядок в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации определяет назначение; виды, организационные основы проведения обысков и досмотров, меры безопасности при их проведении в исправительных колониях, воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, выполняющих функции исправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях, где установлены режимные требования, производственных объектах, на которых работают осужденные" (п. 1. приказа N 64).
Согласно п. п. 1, 2, 4 п. 2 приказа N 64 обыски, досмотры осуществляются с целью: 1) выявления фактов и признаков приготовления к совершению побегов и иных преступлений и правонарушений на территории учреждения УИС, режимной территории, в транспортных средствах и их пресечения; 2) определения мест возможного совершения преступлений и иных правонарушений; 3) обнаружения источников потенциальной опасности для жизни и здоровья лиц, находящихся на территории учреждения УИС и режимной территории, в том числе предметов и приборов - возможных источников пожара";
При проведении досмотров в учреждении применяются технические средства, предусмотренные п. 51: досмотровые щупы, тралы, багры, крючки, зеркала, фонари большой и малой дальности освещения, различные инструменты (молотки, ключи, плоскогубцы, монтажка (выдерга), досмотровые эндоскопы), в качестве технических средств: стационарные и портативные металлоискатели, приборы для обнаружения пустот и неоднородностей (приборы радиотехнического зондирования, сканер ручной), газоанализаторы, специальные тесты, индикаторы напряжения, приборы для обнаружения электронных устройств, содержащих полупроводниковые компоненты (измерители спектра вторичных полей), пеленгаторы средств мобильной связи, досмотровые видеоэндоскопы, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры, средства видео-фотофиксации, вибрационные датчики, п. 255 определено, что стационарная рентгенотелевизионная установка предназначена для контроля содержимого ручной клади и посылок, для поиска вложений в передачах на предмет выявления запрещенных веществ и предметов с выводом изображения на экран монитора встроенного компьютера, установка позволяет обнаружить как органические, так и неорганические вещества.
В материалы дела представлены сведения о наличии в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области технических средств КПП по пропуску людей: биометрическая система BIOSMART, ИКБ "Пахра", Стационарный пассивный магнитометрический металлодетектор "П.", стационарный металлодетектор П. МТМ-8, ручной Сфинкс ВМ-612 и его аналоги, дополнительный комплекс наблюдения, веб-камера наблюдения, блок "Пеленг-л", вместе с тем, не представлено доказательств, что указанные технические средства направлены на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений и в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области принят комплекс мер, направленных на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Ссылка представителя ответчика на неисполнимость решения в установленные судом сроки несостоятельна, о незаконности решения не свидетельствует, поскольку сторона административного ответчика не лишена возможности реализации прав, предусмотренных ст. 189 КАС РФ, на обращение с ходатайством об отсрочке исполнения решения суда с обоснованием причин невозможности исполнения постановленного решения суда.
Иных доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия считает постановленное судом решение подлежащим отмене в части заявленных требований к УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании бездействия, выразившегося в невыполнении требований пожарной безопасности, выразившегося в невыполнении требований пп. "е" п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.04.2023 N 586 незаконным с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и подлежит оставлению без изменения, в связи с чем, апелляционные жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области -подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области - удовлетворить частично.
Решение Льговского районного суда Курской области от 18 марта 2024 года отменить в части заявленных требований к УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании бездействия незаконным.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований и.о. Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области к УФСИН России по Курской области, ФСИН России об оспаривании бездействия, выразившегося в невыполнении требований пожарной безопасности, выразившегося в невыполнении требований пп. "е" п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.04.2023 N 586 отказать.
В остальной части решение Льговского районного суда Курской области от 18 марта 2024 года - оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.