Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88-23701/2024 (УИД 54RS0010-01-2022-005330-76)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный страховой стаж не был включен период работы в качестве командира отделения пожарной части, поскольку документально не подтверждена занятость на полный рабочий день в структурном подразделении государственной противопожарной службы или в системе МЧС России.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88-23701/2024 (УИД 54RS0010-01-2022-005330-76)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный страховой стаж не был включен период работы в качестве командира отделения пожарной части, поскольку документально не подтверждена занятость на полный рабочий день в структурном подразделении государственной противопожарной службы или в системе МЧС России.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2024 г. N 88-23701/2024
Дело N 2-1069/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Гусева Д.А., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1069/2024 (УИД 54RS0010-01-2022-005330-76) по иску З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
З. (далее по тексту - З., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОСФР по Новосибирской области, ответчик) о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 18 сентября 2020 г. истец обратился в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Новосибирской области от 25 декабря 2020 г. N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом пенсионным органом в специальный страховой стаж истца не был включен период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве командира отделения, поскольку документально не подтверждена занятость полный рабочий день в структурном подразделении Государственной противопожарной службы или в системе МЧС России.
С учетом изложенного истец просил суд признать незаконным решение ОПФР по Новосибирской области от 25 декабря 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с 18 сентября 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. с учетом апелляционного определения от 20 июля 2023 г. об исправлении описки решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. с учетом апелляционного определения от 20 июля 2023 г. об исправлении описки, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2024 г. исковые требования удовлетворены частично, на ОСФР по Новосибирской области возложена обязанность включить в стаж работы З., дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г., в удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2024 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Новосибирской области просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2024 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 18 сентября 2020 г. истец обратился в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Новосибирской области от 25 декабря 2020 г. N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом пенсионным органом в специальный страховой стаж истца не был включен период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве командира отделения N 37 пожарной части 37 Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области МЧС России, поскольку документально не подтверждена занятость полный рабочий день в структурном подразделении Государственной противопожарной службы или в системе МЧС России.
Относительно трудовой деятельности истца установлено, что 3 июля 1995 г. истец принят на работу на должность пожарного 4 разряда в Пожарную часть N 37 УГПС, 21 августа 1999 г. был переведен командиром отделения, 31 декабря 2008 г. был уволен в порядке перевода в Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области".
В материалы пенсионного дела представлена справка, уточняющая особый характер работы и условия труда, выданная начальником ГУ МЧС России по Новосибирской области от 22 января 2021 г., согласно которой в период с 21 августа 1999 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал в качестве командира отделения N 37 пожарной части 37 Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области МЧС России. Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ответу на запрос суда из ГУ МЧС России по Новосибирской области до 1 января 2002 г. пожарная часть N 37 являлась обособленным подразделением управления пожарной охраны (УПО) УВД Новосибирского облисполкома, которое переименовывалось в противопожарную аварийно - спасательную службу (ПАСС) УВД Новосибирского облисполкома, управление государственной противопожарной службы (УГПС) УВД Новосибирской области, УГПС ГУВД Новосибирской области. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приказами об организационно-штатных мероприятиях от 1 ноября 1991 г., 26 апреля 1993 г., 4 ноября 1993 г., 4 мая 1994 г.
С 1 января 2002 г. ГПС МВД России была преобразована в ГПС МЧС России.
Приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N ПЧ-37 по охране п. Краснообск УГПС МЧС России Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Приказом ГУ МЧС России по Новосибирской области от 25 декабря 2007 г. N ПЧ-37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области была переименована в ПЧ-37 по охране р.п. Краснообск государственного учреждения "2 отряд ГПС МЧС России по Новосибирской области", который был с 1 января 2012 г. переименован в ФГКУ "2 отряд ФПС по Новосибирской области" (приказ от 18 октября 2011 г.), а с 1 января 2020 г. ликвидирован на основании приказа от 26 сентября 2019 г.
В настоящее время с 1 января 2020 г. 37-я пожарно-спасательная часть является структурным подразделением 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда от 2 августа 2022 г., в период с 21 августа 1999 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал в качестве командира отделения N 37 пожарной части 37 Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области МЧС России по охране пгт. Краснообска, данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 22 января 1998 г.
Согласно трудовой книжке истца с 1 января 2002 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N ПЧ-37 УГПС ГУВД была преобразована в ПЧ-37 УГПС МЧС России.
Вместе с тем, согласно выписке из лицевого счета истца в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. за истца страховые взносы оплачивало Управление государственной противопожарной службы ГУВД Новосибирской области - Учреждение, то есть ликвидированный орган, поскольку с 1 января 2002 г. ГПС МВД России была преобразована в ГПС МЧС России.
Далее ПЧ-37 по охране п. Краснообск УГПС МЧС России Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Согласно выписке по лицевому счету истца с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. страховые взносы за него оплачивало ГУ ГОЧС Новосибирской области, а с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. - ГКУ Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", то есть учреждение Новосибирской области. Код льготы в указанный период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. в выписке по лицевому счету не указан.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности зачета периода работы истца в специальный стаж с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (до изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 г.) как работы на должностях Государственной противопожарной службы, поскольку до 1 января 2005 г. отсутствовало разделение Государственной противопожарной службы на федеральную и государственную противопожарную службу субъектов Российской Федерации, установив факт, что истец работал в должности командира отделения пожарной части, указанная должность включена в Список должностей N 437, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
Конституции Российской Федерации, в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется
статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным
законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно
статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный
закон.
В силу
части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со
статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (
часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято
постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно
подпункту "л" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным Списком N 437 предусмотрена, в том числе, должность командира отделения пожарной части.
В силу положений
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно - технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации,
положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации значится в том числе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.
Как указано в пункте 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в
Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Следовательно, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации,
положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации значится в том числе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.
Как указано в пункте 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2002 г. ПЧ-37 УГПС ГУВД преобразована в ПЧ-37 УГПС МЧС России, то есть относилась к федеральной структуре, ПЧ-37 УГПС МЧС России по Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области на основании приказа Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N.
Поскольку изменения, с учетом которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступили в силу только с 1 января 2005 г., суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения в специальный страховой стаж истца спорного периода работы истца до вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, то есть с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.
Вопреки доводов кассационной жалобы до 1 января 2005 г. отсутствовало законодательное разделение государственной противопожарной службы на федеральную и субъекта, а потому работа истца в ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области не является работой в противопожарной службе субъекта, а с 1 января 2005 г. ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области было реорганизовано в ОГУ "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области".
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой или апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями
главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в
пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в
пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 9 января 2025 г.