Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-21515/2023 (УИД 54RS0010-01-2022-005330-76)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды его работы, считает, что приведенная пенсионным органом формулировка отказа формальна, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконно и необоснованно.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-21515/2023 (УИД 54RS0010-01-2022-005330-76)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды его работы, считает, что приведенная пенсионным органом формулировка отказа формальна, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконно и необоснованно.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание

В силу положений ст. ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2023 г. N 88-21515/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А.,
судей Кожевниковой Л.П., Новожиловой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0010-01-2022-005330-76 (2-183/2023) по иску З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе представителя З. - К., действующей на основании доверенности на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
З. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОСФР по Новосибирской области) о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды его работы в пожарной части N 37 управления государственной противопожарной службы МЧ России с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве командира отделения, так как документально не подтверждена занятость полный рабочий день в структурном подразделении Государственной противопожарной службе или в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), что составляет 6 лет.
Истец считает, что приведенная пенсионным органом формулировка отказа формальна, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконно и необоснованно.
Просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области от 25 декабря 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ); возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 в должности командира отделения и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 18 сентября 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. с учетом апелляционного определения от 20 июля 2023 г. об исправлении описки решение Центрального районного суда г. 23 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель З. - К. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование кассационной жалобы указано, что истец с 3 июля 1995 г. по настоящее время работает на одном месте, выполняет одни и те же должностные обязанности, его трудовая функция не менялась, несмотря на то, что работодатель относился к различным ведомствам.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения были допущены судами и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 3 июля 1995 г. истец был принят на работу на должность пожарного 4 разряда в Пожарную часть N 37 УГПС, 21 августа 1999 г. был переведен командиром отделения, 31 декабря 2008 г. был уволен в порядке перевода в Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области".
В материалы пенсионного дела представлена справка, уточняющая особый характер работы и условия труда, выданная начальником ГУ МЧС России по Новосибирской области от 22 января 2021 г., согласно которой в период с 21 августа 1999 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал в качестве командира отделения N 37 пожарной части 37 Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области МЧС России. Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ответу на запрос суда из ГУ МЧС России по Новосибирской области до 1 января 2002 г. пожарная часть N 37 являлась обособленным подразделением управления пожарной охраны (УПО) УВД Новосибирского облисполкома, которое переименовывалось в противопожарную аварийно-спасательную службу (ПАСС) УВД Новосибирского облисполкома, управление государственной противопожарной службы (УГПС) УВД Новосибирской области, УГПС ГУВД Новосибирской области. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приказами об организационно-штатных мероприятиях от 1 ноября 1991 г., 26 апреля 1993 г., 4 ноября 1993 г., 4 мая 1994 г.
С 1 января 2002 г. ГПС МВД России была преобразована в ГПС МЧС России.
Приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N 153 ПЧ-37 по охране п. Краснообск УГПС МЧС России Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Приказом ГУ МЧС России по Новосибирской области от 25 декабря 2007 г. N ПЧ-37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области была переименована в ПЧ-37 по охране р.п. Краснообск государственного учреждения "2 отряд ГПС МЧС России по Новосибирской области", который был с 1 января 2012 г. переименован в ФГКУ "2 отряд ФПС по Новосибирской области" (приказ от 18 октября 2011 г. N), а с 1 января 2020 г. ликвидирован на основании приказа от 26 сентября 2019 г. N.
В настоящее время с 1 января 2020 г. 37-я пожарно-спасательная часть является структурным подразделением 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда от 2 августа 2022 г., поступившей в суд по запросу, в период с 21 августа 1999 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал в качестве командира отделения N 37 пожарной части 37 Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области МЧС России по охране пгт. Краснообска, Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 22 января 1998 г.
Согласно трудовой книжке истца с 1 января 2002 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N ПЧ-37 УГПС ГУВД была преобразована в ПЧ-37 УГПС МЧС России.
Вместе с тем, согласно выписке из лицевого счета истца в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. за истца страховые взносы оплачивало Управление государственной противопожарной службы ГУВД Новосибирской области - Учреждение, то есть ликвидированный орган, поскольку с 1 января 2002 г. ГПС МВД России была преобразована в ГПС МЧС России.
Далее ПЧ-37 по охране п. Краснообск УГПС МЧС России Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Согласно выписке по лицевому счету истца с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. страховые взносы за него оплачивало ГУ ГОЧС Новосибирской области, а с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. - ГКУ Новосибирской области "Центр по обеспечению "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", то есть учреждение Новосибирской области. Код льготы в указанный период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. в выписке по лицевому счету не указан.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Главы администрации Новосибирской области от 14 января 2004 г. N 12, которым утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, исходил из того, что до 1 января 2005 г. отсутствовало разделение Государственной противопожарной службы на федеральную и государственную противопожарную службу субъектов РФ, пришел к выводу об отсутствии доказательств подтверждающих возможность включения спорного периода с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в специальный страховой стаж истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства доводы истца о стаже работы 25 лет в должности командира отделения пожарной части, не нашли, каких-либо доказательств того, что истец был занят полный рабочий день в режиме полной рабочей недели выполнением работ в должности, предусмотренной Списком N 497, представлено не было, при этом ссылки истца на копию справки о стаже и на копию личной карточки формы Т-2, как на доказательство работы в должности начальника командира отделения пожарной части, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку указанные доказательства, не содержат сведений о занятости истца в должности, предусмотренной Списком N 497.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены неправильно.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно упомянутому Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются командиры отделения пожарной части.
В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, подлежащую созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (п. 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ст. 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая, что в силу п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не обладают.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации значится в том числе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.
Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и фактически соглашаясь с выводом об отсутствии оснований для удовлетворения требований о включении в специальный страховой стаж истца периода работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г., назначении досрочной страховой пенсии по старости 18 сентября 2020 г., суд апелляционной инстанции также указал, что с 1 января 2002 г. ПЧ-37 УГПС ГУВД была преобразована в ПЧ-37 УГПС МЧС России, то есть относилась к федеральной структуре, ПЧ-37 УГПС МЧС России по Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 37 ГПС по охране п. Краснообск ГУ ГОЧС Новосибирской области только на основании приказа Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N 153.
Поскольку изменения, с учетом которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступили в силу только с 1 января 2005 г., следует признать не основанным на законе вывод судов об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж спорного периода работы истца до вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода его работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г., назначении досрочной страховой пенсии по старости 18 сентября 2020 г., юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а также факт работы до и после вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзац. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений ст. ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзац. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. с учетом апелляционного определения от 20 июля 2023 г. об исправлении описки, отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.