Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 N 88а-3249/2024(88а-45156/2023)(8а-40019/2023) данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 21.06.2023 по делу N 33а-6928/2023 (УИД 34RS0006-01-2023-000343-51)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Принимая оспариваемое решение, ответчик исходил из того, что ранее истец не имел оснований состоять на учете на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что был обеспечен жилой площадью более 15 квадратных метров на человека.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 21.06.2023 по делу N 33а-6928/2023 (УИД 34RS0006-01-2023-000343-51)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Принимая оспариваемое решение, ответчик исходил из того, что ранее истец не имел оснований состоять на учете на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что был обеспечен жилой площадью более 15 квадратных метров на человека.
Решение: Удовлетворено.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу N 33а-6928/2023
Дело N 2а-1216/2023 УИД 34RS0006-01-2023-000343-51
Судья Пустовая А.Г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тертышной В.В.,
судей Еромасова С.В., Абакумовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журкиной Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч.С. к Астраханской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного истца Ч.С.
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2023 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Ч.С. к Астраханской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Еромасова С.В., судебная коллегия
установила:
Ч.С. обратился в суд с административным иском, указав в обоснование требований, что он проходит службу в <...>. На конец 2013 года продолжительность его службы в календарном исчислении составляла более 15 лет, в связи с чем он подал заявление в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее комиссия Астраханской таможни). Согласно выписке из протокола N 1 от 18 февраля 2014 года заседания комиссии Астраханской таможни его и членов его семьи в составе 4 человек в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поставили на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 февраля 2014 года. Посредством электронной почты 8 декабря 2022 года он получил письмо Астраханской таможни N 25-46/18518 от 7 декабря 2022 года с копией выписки из протокола N 13 от 14 ноября 2022 года заседания комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которому указанная комиссия решила считать его состоящим на учете по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ с 15 апреля 2022 года. Указанное решение считает незаконным, поскольку представленные им административному ответчику документы свидетельствуют о том, что он не был обеспечен жильем, а также об отсутствии у него на праве собственности жилого помещения. В 2017 году его брак с супругой Ч.Н. прекращен, а в 2018 году он вступил брак с А.М.Н., с которой проживал с регистрацией места жительства в <адрес> в г. Волгограде площадью 43,3 кв. м, принадлежащей ее матери - А.М.А., не являясь членом семьи последней. Брак между ним и А.М.Н. прекращен в 2021 году, а с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>, где на основании договора найма снимает комнату. Полагает ошибочными выводы комиссии Астраханской таможни, что после регистрации брака с А.М.Н. он являлся членом семьи собственника <адрес> в <адрес> А.М.А., в связи с чем был обеспечен жилым помещением более 15 кв. м на одного человека, так как совместно не проживал с ней в рамках одной семьи. С момента постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и до настоящего времени он не имел в собственности жилое помещение, при этом родственные связи с собственником квартиры А.М.А., где он ранее был зарегистрирован, как и возможность проживать в принадлежащем ей жилом помещении отсутствуют, что свидетельствует о том, что его нуждаемость в жилом помещении со времени постановки на учет не утрачена, в связи с чем оспариваемое решение комиссии Астраханской таможни, оформленное протоколом N 13 от 14 ноября 2022 года, в части решения считать его состоящим на учете для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 15 апреля 2022 года является незаконным, нарушающим его права и интересы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил: признать решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 13 от 14 ноября 2022 года, в части решения признания его состоящим на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 15 апреля 2022 года незаконным; обязать Астраханскую таможню восстановить и считать его (Ч.С.) находящимся на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 18 февраля 2014 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Ч.С. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушения норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Астраханской таможни Б. поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ч.С. требования апелляционной жалобы поддержал по содержащейся в ней доводам, а представитель административного ответчика Б. просила в удовлетворении апелляционной жалобы Ч.С. отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщали, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с
ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 218,
пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу
пунктов 1 и
4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом апелляционной инстанции, Ч.С. с 15 октября 2007 года принят на службу в Таможенные органы Российской Федерации и в настоящее время состоит в должности старшего оперуполномоченного по ОВД по административным расследованиям Волжского Таможенного поста Астраханской таможни.
Решением комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 1 от 18 февраля 2014 года, Ч.С. на основании заявления от 19 ноября 2013 года в составе семьи из четырех человек: заявитель, супруга Ч.Н., дочь Ч.М., сын Ч.М. поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральным закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) и по состоянию на май 2022 года состоял на указанном учете под N 3.
20 октября 2017 года брак между Ч.С. и Ч.Н. прекращен.
С ДД.ММ.ГГГГ Ч.С. зарегистрировал брак с А.М.Н.
В связи с вступлением в брак место жительства Ч.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в <адрес> в г. <адрес>ю 43,3 кв. м, принадлежавшей А.М.А.
Согласно выписке из ЕГРН, собственником <адрес> в г. Волгограде площадью 43,3 кв. м являлись: с 21 марта 2018 года и до 27 сентября 2019 года А.М.А. - мать супруги Ч.С., а с 27 сентября 2019 года И.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Ч.С. и А.М.Н. прекращен, а ДД.ММ.ГГГГ Ч.С. был снят с регистрационного учета в <адрес> в <адрес>.
Решением комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 13 от 14 ноября 2022 года в рамках проведения годовой перерегистрации по материалам учетного дела установлено, что в период с 16 мая 2018 года по 15 апреля 2022 года Ч.С. не имел оснований состоять на учете на получение указанной выплаты в связи с изменением семейного и жилищного положения, поскольку находился в браке с А.М.Н., являющейся дочерью собственника <адрес> в г. Волгограде - А.М.А., и был обеспечен жилой площадью более 15 кв. м на человека, поэтому на основании подпункта "б" пункта 15 Правил должен был снят с учета, в связи с чем комиссией принято оформленное протоколом решение: считать старшего уполномоченного по ОВД по административным расследованиям Волжского таможенного поста Астраханской таможни Ч.С. состоящим на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения) с 15 апреля 2022 года.
Из содержания протокола заседания комиссии Астраханской таможни N 13 от 14 ноября 2022 года следует, что в качестве основания для принятия решения считать административного истца состоящим на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 апреля 2022 года административным ответчиком приведена ссылка на подпункт "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В указанном протоколе заседания комиссии Астраханской таможни N 13 от 14 ноября 2022 года также содержится вывод о том, что секретарем комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не соблюдались требования пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 года N 369, которым предусмотрена необходимость ежегодно обновлять базу данных лиц, состоящих на учете.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд учел изменение семейного (изменение состава семьи) и жилищного положения Ч.С., не известившего об указанных обстоятельствах комиссию, а также факт проживания административного истца в период с 16 мая 2018 года по 15 апреля 2022 года в <адрес> в г. Волгограде как члена семьи собственника жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности матери его супруги, в связи с чем пришел к выводу о том, что у административного истца отсутствовало право нахождения на учете в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в этот период.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действительно
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица вселенные в качестве члена семьи и проживающие вместе с собственником или нанимателем жилого помещения имеют равные с ними права по пользованию жилым помещением, однако для такого вывода необходимо установить, что эти лица вселены именно в этом качестве.
В
пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (
часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-0).
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
С учетом вышеуказанных норм права и обоснования заявленных требований юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами по настоящему делу являлись: установление фактов вселения административного истца в <адрес> в г. Волгограде как члена семьи собственников этого жилого помещения А.М.А. и И., улучшения жилищных условий административного истца, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, в результате чего он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий либо утрачены основания для получения им единовременной социальной выплаты, либо совершения им действий по ухудшению своих жилищных условий.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик исходил из того, что административный истец вследствие изменения семейного и жилищного положения утратил право на получение единовременной социальной выплаты в период проживания в браке с А.М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в г. Волгограде как член семьи собственника этого жилого помещения ее матери А.М.А., поскольку был обеспечен жилой площадью более 15 квадратных метров, вследствие чего у него отсутствовали основания состоять на таком учете в указанный период.
Между тем, данные обстоятельства судом апелляционной инстанции не установлены.
Для установления факта вселения в жилое помещение в качестве члена семьи собственника, юридически значимым обстоятельством является установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно собственник, распоряжаясь своей собственностью и своими правами, в соответствии со
статьями 209,
288,
292 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьями 30,
31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселил указанных лиц в таком качестве, иное бы свидетельствовало об ограничении права собственника по распоряжению своими правами.
Однако из материалов административного дела, такового не следует.
Указание в лицевом счете квартиросъемщика о регистрации места жительства Ч.С. в квартире, принадлежащей до ДД.ММ.ГГГГ А.М.А. - матери супруги Ч.С., а с ДД.ММ.ГГГГ И. не свидетельствует с бесспорностью о том, что эти лица, согласно жилищному законодательству, вселили административного истца в качестве членов своей семьи и указанное обстоятельство не порождало у административного истца самостоятельного права на жилую площадь в <адрес> в г. Волгограде, в том числе в период его проживания в браке с А.М.Н.
Регистрация истца в жилом помещении, принадлежащем матери его супруги, а в последующем И. сама по себе не является доказательством приобретения права пользования административным истцом данным жилым помещением. Доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении собственников на вселение Ч.С. в качестве членов своей семьи, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия отмечает, что Ч.С. намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не совершал, что не оспаривается административным ответчиком, продолжал состоять в списке на предоставление единовременной социальной выплаты, в том числе до принятия оспариваемого решения 14 ноября 2022 года и имел право на улучшение жилищных условий, поскольку право постоянного пользования на жилое помещение в <адрес> в г. Волгограде в период его проживания в браке с А.М.Н. административный истец не приобрел и улучшение его жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной выплаты, в период проживания в указанной квартире, принадлежащей лицам, членом семьи которых он не являлся, не наступило, при этом административным ответчиком не принималось решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты как улучшевшего свои жилищные условия.
Кроме того, с учетом наличия права пользования жилым помещением в <адрес> в г. Волгограде собственников этой квартиры площадью 43,3 кв. м. А.М.А., а с ДД.ММ.ГГГГ И. обеспеченность общей площадью в указанном жилом помещении для административного истца составляла менее учетной нормы в размере 15 кв. м, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у А.М.А. и И. каких-либо иных жилых помещений.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска со ссылкой на то, что в период проживания в квартире матери супруги Ч.С. не нуждался в жилом помещении не соответствует исследованным доказательствам и установленным судебной коллегией обстоятельствам.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения комиссии Астраханской таможни N 13 от 14 ноября 2022 года о том, что в период с 16 мая 2018 года по 15 апреля 2022 года Ч.С. не имел оснований считать его состоящим на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью административного истца жилым помещением более учетной нормы в размере 15 кв. м, вследствие чего его необходимо считать состоящим на таком учете с 15 апреля 2022 года, в связи с чем восстановление нарушенного права Ч.С. возможно только посредством восстановления его на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 18 февраля 2014 года.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что
пунктом 15 Правил установлен перечень оснований для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Вместе с тем, из содержания оспариваемого решения видно, что Ч.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения административным ответчиком не снимался, при этом ни Федеральным
законом N 283-ФЗ, ни
Правилами N 369 не предусмотрена возможность изменения даты постановки на учет без снятия сотрудника с учета для получения указанной социальной выплаты.
Поэтому постановленное по делу решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным
пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 13 от 14 ноября 2022 года, в части решения о признании Ч.С. состоящим на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 15 апреля 2022 года незаконным.
Обязать Астраханскую таможню восстановить Ч.С. находящимся на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 18 февраля 2014 года.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.