Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 N 88а-12827/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 13.03.2023 по делу N 33-1403/2023 (УИД 72RS0022-01-2022-000569-81)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности организовать и выполнить мероприятия по обеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки на территории сельского поселения были выявлены нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые не были устранены в установленный срок.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Тюменского областного суда от 13.03.2023 по делу N 33-1403/2023 (УИД 72RS0022-01-2022-000569-81)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности организовать и выполнить мероприятия по обеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки на территории сельского поселения были выявлены нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые не были устранены в установленный срок.
Решение: Удовлетворено в части.

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2023 г. по делу N 33-1403/2023
Дело N 2-294/2022
72RS0022-01-2022-000569-81
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Пятанова А.Н.,
судей Глебовой Е.В., Котовой С.М.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Уватского муниципального района Тюменской области на решение Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области выполнить на территории Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда мероприятия по обеспечению Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать"
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Е.В. Глебовой, судебная коллегия
установила:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, где просит обязать администрацию Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области разработать мероприятия по обеспечению Осинниковского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в Осинниковском сельском поселении, в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что что прокуратурой Уватского района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы "Уватский" Управления надзорной деятельности проведена проверка по принятию органами местного самоуправления мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от пожара. <...> в адрес главы администрации Осинниковского сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения не устранены. В ходе обследования территории Осинниковского сельского поселения выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: территория <...> не обеспечена в достаточном количестве источниками наружного противопожарного водоснабжения (искусственные и естественные водоемы, пожарные гидранты), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м, при заборе воды мотопомпами 100-150 м (в зависимости от типа мотопомп). В <...> расстояние от источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов (жилых домов, построек) составляет более 200 метров. К имеющемуся на территории <...> естественному водоисточнику отсутствует подъезд, оборудованный площадкой (пирсом). Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами сельского поселения, так и к невозможности тушения пожара в случае возгораний на территории населенных пунктов, что может привести как к гибели людей, так и гибели имущества.
В последующем прокурор увеличил исковые требования, просил указанные обязанности возложить также и на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области, предоставить ответчикам срок для выполнения мероприятий по обеспечению Осинниковского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения шесть месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора Шонохова И.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области А. в письменных возражениях и устно в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, просил установить срок исполнения решения суда до <...>.
Представитель ответчика администрации Осинниковского сельского поселения ФИО4 в судебном заседании с иском согласился частично, поддержал доводы и выраженную в судебном заседании позицию представителя администрации Уватского муниципального района.
Представитель третьего лица - ОНД и ПР "Уватский" УНД и ПР ГУ МЧС России в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Разрешив спор, суд постановил изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация Уватского муниципального района <...>.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Уватского муниципального района <...> в лице представителя ФИО5 просит решение изменить в части, установив срок для исполнения решения суда до <...>. Указывает, что необходимо согласование вопроса о выделении дополнительных бюджетных денежных средств, требуется разработка областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах <...>. На сегодняшний день подготовлен совместный план мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района. Срок для реализации отдельных пунктов плана до <...> ввиду того, что для реализации данного плана мероприятии необходимо выделение бюджетных ассигнований из бюджета <...> в бюджет Уватского муниципального района, поскольку в бюджете Уватского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов финансовых средств на данные мероприятия не предусмотрено, из бюджета <...> не выделялись.
В возражениях прокурор <...>, в лице ФИО2, с доводами жалобы не согласна, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел "Судебное делопроизводство").
Прокурор ФИО6 в судебном заседании в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики Администрация Уватского муниципального района Тюменской области, Администрация Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, третье лицо Администрации Уватскогго муниципального района Тюменской области, ОНД и ПР "Уватский" УНД и ПР ГУ не явились, о причинах своей неявки не указали, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, на личном участии не настаивали.
На основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 04.05.2022 г г. на основании распоряжения <...> от <...> была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Уватского муниципального района, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности на территории Осинниковского сельского поселения выявлены нарушение требований пожарной безопасности, а именно: территория <...> не обеспечена в достаточном количестве источниками наружного противопожарного водоснабжения (искусственные и естественные водоемы, пожарные гидранты), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м, при заборе воды мотопомпами 100-150 метров (в зависимости от типа мотопомп). В <...> расстояние от источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов (жилых домов, построек) составляет более 200 метров. К имеющемуся на территории <...> естественному водоисточнику отсутствует подъезд, оборудованный площадкой (пирсом). (л.д. 6-9).
<...> прокуратурой Уватского района в связи с выявленными нарушениями внесено представление главе Осинниковского сельского поселения, согласно которому необходимо незамедлительно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению законодательства (л.д. 10-11).
Согласно ответу главы администрации Осинниковского сельского поселения на данное представление, выявленные нарушения в полном объеме не устранены. (л.д. 12-22).
Ответчиком администрацией Уватского муниципального района предоставлен муниципальный контракт <...> от <...>, составленный между МКУ "ДМХ УМР" (заказчик) и ФИО7 (подрядчик), согласно которому последний обязался в установленный срок осуществить по заданию заказчика проведение работ - ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Уватского муниципального района, срок выполнения 30 календарных дней с момента заключения контракта, а также акты приемки выполненных работ по данному контракту (л.д. 33-88).
<...> между КУ "ДМХ УМР" (заказчик) и ООО "Спецтех72" заключен муниципальный контракт <...>, согласно которому последний обязался в установленный срок осуществить по заданию заказчика проведение работ - ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Уватского муниципального района, срок выполнения до <...> с момента заключения контракта. (л.д. 89-100).
<...> между главой Осинниковского сельского поселения и администрацией Уватского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно п. п. 1 п. 2.1 которого администрации Уватского муниципального района передаются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны (л.д. 118-124).
<...> администрацией Уватского муниципального района в адрес Директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлено письмо о рассмотрении возможности разработки и утверждения областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области, с учетом предложений администрации Уватского муниципального района (л.д. 125-126).
Письмом от <...> Департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области у глав органов местного самоуправления Тюменской области запрошена информация о количестве уже существующих источников наружного противопожарного водоснабжения. Ответ направлен в Департамент <...> (л.д. 127-129).
Ответчиками подготовлен план мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Осинниковского сельского поселения сельского поселения Уватского муниципального района (л.д. 130-133).
Разрешая спор суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 12, 45, Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Тюменской области от 18.03.2022 года N 120-п "Об утверждении Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области, и Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в Тюменской области, о признании утратившим силу постановления от 25.03.2021 года N 145-п", Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент", пришел к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства о составлении ответчиками плана мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района, предусматривающего устранение нарушений, поэтому оснований для удовлетворения иска прокурора в части возложения на ответчиков обязанности разработать мероприятия по обеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не имеется. При этом признал исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в остальной части, так как неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) и на безопасность жизни и здоровья, признав срок 6 месяцев для исполнения судебного решения достаточным и разумным.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, находит его законным и обоснованным.
В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Федеральный закон от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" распространяет свое действие на органы местного самоуправления, в том числе возлагает обязанность по принятию превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 года N 313, поддержание постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Требования по организации органами местного самоуправления пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
В соответствии с п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила), органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как установлено судом первой инстанции <...> отнесено к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области, при этом в ходе проверки установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности на территории Осинниковского сельского поселения выявлены нарушение требований пожарной безопасности, что не оспаривалось ответчиками.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, и поскольку обязанность по строительству и реконструкция пожарных гидратов лежит на администрации Уватского муниципального района Тюменской области и администрации Осинниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, ответчики обязаны в установленный срок выполнить на территории Осинниковского сельского поселения наружное противопожарное водоснабжение, согласно соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, чтобы реализовать данное мероприятие необходимо выделение бюджетных средств, поскольку в бюджете Уватского муниципального района в настоящее врем финансовые средств на данные мероприятии не предусмотрены, судебная коллегия не может принять как обоснованный, так как указанные мероприятия необходимы для предотвращения возникновения пожаров, их тушения, гибели людей и имущества, в связи с чем установленный срок судом первой инстанции для исполнения судебного решения судебная коллегия находит достаточным и разумным.
При этом закон предусматривает возможность изменения сроков исполнения судебных решений, которые рассматриваются в ином порядке, с учетом требований действующего законодательства.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Уватского муниципального района Тюменской области без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2023 года
Председательствующий судья
А.Н.ПЯТАНОВ
Судьи коллегии
Е.В.ГЛЕБОВА
С.М.КОТОВА