Главная // Пожарная безопасность // ЗаключениеСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 22.01.2020
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-19/00097840)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2020)
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-19/00097840)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2020)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Внести в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2; N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359; ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; N 22, ст. 3089; N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765; 2018, N 31, ст. 4861; N 45, ст. 6824; 2019, N 30, ст. 4134) следующие изменения:
1) в
части четвертой статьи 4 после слов "пожарной охраны" дополнить словами ", в том числе установление порядка определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны,";
а) в
абзаце третьем слова "региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий," исключить;
б) в
абзаце девятом слова "имущества организаций от пожаров" заменить словами "от пожаров организаций и населенных пунктов";
"Обеспечение объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы средствами связи, служебными помещениями с оборудованием и инвентарем, их техническая эксплуатация (проведение капитального ремонта, реконструкция, водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт), в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг, может осуществляться за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы.";
"Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, организации, включенные в
перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.";
б)
дополнить частью шестой следующего содержания:
"В целях настоящей статьи термин "государственная корпорация" употребляется в значении, установленном Федеральным
законом "О некоммерческих организациях".";
"Частная пожарная охрана создается в организациях (за исключением государственных корпораций, организаций, включенных в
перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации).";
"местного пожарно-спасательного гарнизона - руководитель подразделения пожарной охраны, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.";
б) в
части седьмой слова ", по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" исключить;
в) в
части восьмой после слова "гарнизонов" дополнить словами "и их начальников";
"предоставлять объектовым, специальным и воинским подразделениям федеральной противопожарной службы на безвозмездной основе движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе указанных организаций, для выполнения возложенных на объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы задач, а также нести расходы, связанные с содержанием указанного имущества.".
Президент
Российской Федерации
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
с высокой степенью регулирующего воздействия
от 11 февраля 2020 г. N 3754-СШ/Д26и
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ"
Минэкономразвития России в соответствии с
пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с
Основами государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2, а также с указанием Президента Российской Федерации от 15 августа 2017 г. N Пр-1597.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью
проекта акта является уточнение и конкретизация полномочий различных видов пожарной охраны и отдельных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и вопросов организации их деятельности, установление особенностей материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уточнение должностных лиц противопожарной охраны, которые могут быть назначены руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов, уточнение перечня органов федерального государственного пожарного надзора в центральном аппарате МЧС России, а также установление особенностей материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Информация об оценке регулирующего воздействия
проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-19/00097840).
Разработчиком проведены публичные обсуждения
проекта акта и сводного отчета в срок с 9 декабря 2019 г. по 13 января 2020 года.
По результатам рассмотрения
проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные
пунктами 9 -
23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с
пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 28 января по 4 февраля 2020 г., по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", АО "Зарубежнефть", АО "Концерн ВКО "АЛМАЗ-АНТЕЙ", ПАО "Промсвязьбанк", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Комитета по средствам технической и пожарной безопасности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", ПАО "Газпром", ПАО "НОВАТЭК", ПАО "Татнефть", ПАО "НК "Роснефть", ООО "Управляющая компания "РОСНАНО", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, частично использованные в рамках подготовки настоящего заключения, а также отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагаются).
По результатам рассмотрения
проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно пункту 1.6 сводного отчета одной из целей проектируемого регулирования является уточнение и конкретизация полномочий различных видов пожарной охраны и отдельных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и вопросов организации их деятельности.
Так,
подпунктом "а" пункта 6 проекта акта устанавливается запрет создания частной пожарной охраны в государственных корпорациях и организациях, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации (далее - государственные корпорации и стратегические общества). Одновременно с этим
подпунктом "а" пункта 5 проекта акта устанавливается, что федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и стратегическими обществами могут создаваться органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
1.1. В соответствии с положениями
абзаца второго статьи 12.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме того,
абзацем третьим статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Одновременно
абзацем четвертым статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности предусмотрено, что подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Совокупность указанных положений действующего регулирования позволяет частной пожарной охране вести гибкую ценовую политику и предлагать условия, отвечающие интересам собственников охраняемых объектов. Информация, полученная в ходе публичных консультаций, свидетельствует о том, что расходы, которые несут организации на оплату услуг частной пожарной охраны, значительно ниже расходов, необходимых для создания и содержания ведомственной пожарной охраны, равно как и на оплату услуг, оказываемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы. Предлагаемое регулирование несет риски установления положений, способствующих снижению эффективности производственно-финансовой деятельности и росту расходов государственных корпораций и стратегических организаций, направленных на реализацию требований проекта акта, устанавливающих запрет на заключение договоров с подразделениями частной пожарной охраны.
Одновременно крайне важно обратить внимание на то, что устанавливаемый проектом акта запрет на заключение государственными корпорациями и стратегическими обществами договоров с подразделениями частной пожарной охраной не зависит от категории объекта охраны. Таким образом, указанный запрет будет распространяться на объекты, которые принадлежат государственным корпорациям и стратегическим организациям, но сами по себе не имеют стратегического значения и не несут потенциальной угрозы (например, офисные помещения).
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование требует дополнительного обсуждения и доработки в соответствующей части.
1.2. В целях выполнения проектируемого
подпунктом "а" пункта 6 проекта акта положения государственные корпорации и стратегические общества будут вынуждены расторгать ранее заключенные договоры с подразделениями частной пожарной охраны, что также несет риски возникновения дополнительных издержек в виде возможной неустойки и необходимости заключения новых договоров или создания иных видов пожарной охраны.
Кроме того, в соответствии с
абзацем шестым статьи 22 Федерального закона о пожарной безопасности подразделения ведомственной пожарной охраны в безусловном порядке привлекаются к тушению пожаров вне охраняемых объектов. Одновременно в соответствии с положениями абзаца пятого статьи 10 Федерального закона о пожарной безопасности финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что в настоящее время подразделения частной пожарной охраны осуществляют свою деятельность на основании заключенных договоров и на практике не могут быть привлечены к тушению пожаров на не предусмотренных такими договорами объектах, в случае принятия проекта акта государственные корпорации и стратегические общества должны будут нести дополнительные расходы, направленные на обеспечение деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны в части тушения пожаров на объектах, не принадлежащих указанным лицам.
Таким образом, проектируемое регулирование несет риски возникновения дополнительных расходов государственных корпораций и стратегических обществ.
1.3.
Подпунктом "б" пункта 6 проекта акта из статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности исключается положение, согласно которому подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Учитывая, что в настоящее время подразделения частной пожарной охраны осуществляют свою деятельность на основании заключенных договоров и на практике не могут быть привлечены к тушению пожаров на не предусмотренных такими договорами объектах, привлечение подразделения частной пожарной охраны к тушению пожаров вне охраняемого объекта возможно только по решению собственника охраняемого объекта либо руководителя такого подразделения. Вследствие проектируемых изменений существует риск привлечения подразделений частной пожарной охраны к тушению пожаров вне объектов защиты на основании требований абзаца шестого статьи 22 Федерального закона о пожарной безопасности.
Согласно
части 5 статьи 10 Федерального закона о пожарной безопасности финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется учредителями за счет собственных средств. Участие в тушении пожаров вне территории охраняемого объекта может привести к возникновению дополнительных расходов учредителя подразделений частной пожарной охраны, а также собственника охраняемого объекта. Вместе с тем проектом акта не решаются вопросы компенсации расходов, возникающих в связи с тушением пожаров вне охраняемого объекта.
Дополнительно требуется обратить внимание, что подразделения частной пожарной охраны, оказывающие услуги в области пожарной безопасности, являются юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческие организации). Таким образом, в соответствии с совокупностью положений
статей 50 и
779 Гражданского кодекса Российской Федерации подразделения частной пожарной охраны по общему правилу обязаны оказывать соответствующие услуги на основании договора возмездного оказания услуг, иных оснований в отношении услуг в области пожарной безопасности гражданским законодательством не предусмотрено.
Таким образом, полагаем целесообразным исключить из редакции проекта акта
подпункт "б" пункта 6 проекта акта.
1.4. Проектируемое положение приводит к ограничению сферы деятельности подразделений частной пожарной охраны путем установления запрета оказывать услуги в области пожарной безопасности на объектах и территориях, принадлежащих государственным корпорациям и стратегическим обществам, а также несет риск недополучения запланированных доходов подразделениями частной пожарной охраны.
В соответствии с материалами, дополнительно представленными разработчиком в рабочем порядке, установление указанного запрета обусловлено в том числе неспособностью подразделений частной пожарной охраны выполнять возложенные на них задачи вследствие занижения необходимой численности и оснащенности при охране объектов и территорий (указанный негативный эффект также отражен в пункте 3.2 сводного отчета).
Вместе с тем абзац третий статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности предусматривает, что нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Требования к определению численности и технической оснащенности пожарной охраны предприятия устанавливаются
СП 232.1311500.2015. Свод правил. "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденным приказом МЧС России от 3 июля 2015 г. N 341.
Кроме того, как ранее указывалось, согласно абзацу четвертому статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Перечень работ и услуг в области пожарной безопасности определен
статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) отдельные работы и услуги в области пожарной безопасности (деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) подлежат лицензированию.
Таким образом, осуществление тушения пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах может осуществляться организацией, получившей соответствующую лицензию, то есть подтвердившей соответствие лицензионным требованиям.
Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 (далее - Положение о лицензировании), установлены лицензионные требования, которым должен отвечать соискатель лицензии (лицензиат). В соответствии с
подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям в том числе относятся требования о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Поскольку лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования <1>, выдавая лицензию, лицензирующий орган подтверждает достаточность у соискателя лицензии (лицензиата) средств и оборудования, необходимых для тушения пожара, а также тот факт, что деятельность подразделений направлена на достижение целей лицензирования.
--------------------------------
<1> Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о лицензировании лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, позиция разработчика об отсутствии сил и средств, необходимых и достаточных для осуществления деятельности по тушению пожаров, у организаций, имеющих лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, не может быть поддержана и требует дополнительного обоснования.
Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаемое регулирование несет риски возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения в сфере предпринимательской деятельности.
2. Положениями
подпункта "а" пункта 5 проекта акта ограничивается установленный действующим регулированием круг субъектов, наделенных правом создавать органы управления и подразделения ведомственной охраны.
Действующим регулированием <2> установлено, что правом создавать управления и подразделения ведомственной охраны наделены федеральные органы государственной власти и организации. В соответствии с проектируемым положением организации, не входящие в число государственных корпораций и стратегических обществ, вследствие принятия проекта акта не смогут создавать органы управления и подразделения ведомственной охраны, что является ограничением права субъектов предпринимательской деятельности на выбор вида пожарной охраны. Вместе с тем сводный отчет и иные сопроводительные материалы не содержат достаточного обоснования установления указанного ограничения.
--------------------------------
<2> Частью 1 статьи 12 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Таким образом, проектируемое положение устанавливает ограничение для субъектов предпринимательской деятельности, что требует дополнительного обоснования либо исключения из редакции проекта акта
подпункта "а" пункта 5 проекта акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведения оценки регулирующего воздействия
проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного
проектом акта, разработчиком не обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
к заключению об оценке
регулирующего воздействия на проект
федерального закона
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОЕКТ АКТА)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по
проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
Всего в результате проведения публичных консультаций было получено 12 отзывов от:
1. Комитета по средствам технической и пожарной безопасности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
2. Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
3. Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
4. Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";
5. АО "Зарубежнефть";
6. АО "Концерн ВКО "АЛМАЗ-АНТЕЙ";
7. ПАО "Газпром";
8. ПАО "НОВАТЭК";
9. ПАО "Промсвязьбанк";
10. ПАО "Татнефть";
11. ПАО "НК "Роснефть";
12. ООО "Управляющая компания "РОСНАНО".
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ПРОЕКТУ АКТА
Пункт проекта акта | Замечания и (или) предложения |
| Проектируемые изменения позволяют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, устанавливать избыточный уровень штатной численности и технической оснащенности подразделений частной пожарной охраны. В настоящее время численность и техническая оснащенность частной пожарной охраны устанавливается ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Таким образом, предлагаемые изменения вводят избыточное регулирование, ухудшающее текущее положение субъектов предпринимательской деятельности и влекут увеличение необоснованных издержек. |
| Проблема уточнения перечня органов федерального государственного пожарного надзора (далее - органы ФГПН) в центральном аппарате МЧС России не актуальна. Перечень органов ФГПН, в том числе структурное подразделение в центральном аппарате МЧС России, определен статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), а также пунктом 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644. Внесение изменения в Перечень органов ФГПН, в части дополнения числа структурных подразделений в центральном аппарате МЧС России приведет к нарушению единоначалия при реализации технической политики, а также риску возникновения многоуровневого конфликта интересов. |
| Указанный пункт содержит неточную формулировку. Следовало бы более четко определить условия содержания объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) за счет охраняемых организаций, исключив понятие "может", так как на практике у МЧС (и других государственных органов) и собственника разные оценки финансовых и материальных возможностей содержания объектовых подразделений. |
Проблема правового регулирования вопросов материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений ФПС не актуальна. Порядок решения вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением служб пожарной безопасности, в том числе и подразделений ФПС, установлен статьей 10 Федерального закона о пожарной безопасности. Решение вопросов о дополнительном материально-техническом обеспечении, предоставлении и оплате услуг подразделениям ФПС за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых данными подразделениями, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). |
При безвозмездной передаче имущества физическое лицо теряет право собственности на передаваемое имущество. Данное положение может быть применено для обществ с ограниченной ответственностью. Для других объектов, имеющих различные формы собственности, управление имуществом может осуществляться на договорной основе в соответствии с положениями ГК РФ. При заключении таких договоров имеются свои плюсы и риски. 1. При оформлении договора безвозмездного пользования, получение организацией права пользования вещью (имуществом) приводит к возникновению у организации внереализационного дохода в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98). Величина полученного от безвозмездного пользования имущества внереализационного дохода определяется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ. Данная цена не может быть ниже: - определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу; - затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки. 2. Заключение договора на доверительное управление имуществом не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, но имеется так называемый рыночный риск. Он выражается в том, что рыночная цена имущества, переданного в доверительное управление, может измениться. 3. Дополнительное материально-техническое обеспечение, предоставление и оплата услуг подразделениям ФПС за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых данными подразделениями, станет дополнительным расходным обязательством данных хозяйствующих субъектов. Появиться риск возникновения конфликта интересов. |
Решения вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением подразделений федеральной пожарной службы (далее - ФПС, возможно за счет консолидированного бюджета, а именно: за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и охраняемых организаций. Применения данного вида содержания подразделений ФПС позволит: - снять (снизить) финансовую нагрузку с бюджета Российской Федерации; - содержать требуемую (необходимую) численность подразделений ФПС; - совершенствовать материально-техническую базу подразделений ФПС; - установить многоуровневый контроль за расходованием финансовых и иных средств. Для стимулирования вопросов финансового и материально-технического обеспечения подразделений ФПС за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и организаций, необходимо предусмотреть на федеральном уровне компенсацию затрат на содержание подразделений ФПС из бюджета Российской Федерации или предусмотреть иные льготы для указанных хозяйствующих субъектов. |
Проект акта содержит противоречия пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части имущественных отношений и вопросах безвозмездной передачи имущества. |
| Принятие проектируемых изменений без переработки понятия "Ведомственный пожарный надзор", изложенного в статье 1 Федерального закона о пожарной безопасности в части наделения подразделений ведомственной пожарной охраны не только федеральных органов исполнительной власти, но и государственных корпораций, стратегических акционерных обществ полномочиями на осуществление проверки соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям, стратегическим акционерным обществам, а также организаций осуществляющих работы в интересах указанных корпораций и акционерных обществ, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, не позволит реализовать положения подпункта "г" пункта 13 и подпунктов "в" и "е" пункта 24 Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2. |
| Исключение части 3 статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности лишает юридическое лицо права на определение на добровольной основе численности своих работников и свое техническое оснащение, с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также исходя из объемов предполагаемых услуг (увеличения или снижения), территории оказания услуг в сфере пожарной безопасности, востребованности и иных экономических показателей (например, применения новых научно-технических средств пожаротушения), позволяющих, юридическому лицу обеспечить достижение основной цели своей деятельности. Кроме того, проектируемое положение будет создавать для федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, коррупционные риски, связанные с установлением нормативов численности и технической оснащенности частной пожарной охраной. Не каждый собственник будет в состоянии содержать пожарную охрану в полном объеме в соответствие с нормативными документами. |
| Проблема отсутствия возможности у должностных лиц подразделений пожарной охраны быть назначенными руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов не актуальна. Порядок решения данного вопроса определен пунктом 1.4 приказа МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ". |
Не указан вид пожарной охраны, руководитель подразделения которой может являться начальником местного пожарно-спасательного гарнизона. Согласно части 4 статьи 22.2 Федерального закона о пожарной безопасности определено, что в местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, то есть при вхождении в местный пожарно-спасательный гарнизон подразделений государственной противопожарной службы, по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, возможно назначение начальником местного пожарно-спасательного гарнизона начальника подразделения иных видов пожарной охраны. Кроме этого, на начальника местного пожарно-спасательного гарнизона возлагаются дополнительные обязанности и решение задач, не свойственных руководителям подразделений частной пожарной охраны. |
| Учитывая, что многим организациям, компаниям и муниципальным образованиям придется расторгать действующие договоры с подразделениями частной пожарной охраной, а также сокращать численность сотрудников пожарной охраны, необходим переходный период не менее 3 месяцев. |
Для вступления проекта акта в силу необходимо установить переходный период сроком не менее 6 месяцев. |
В сводном отчете не представлено ни числовых данных, ни расчетов положительного эффекта от принятия проекта. Из пункта 1.4. сводного отчета совершенно не понятно, как наличие-отсутствие возможности у должностных лиц подразделений пожарной охраны быть назначенными руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов влияет на состояние противопожарной безопасности объектов охраны и населенных пунктов, а так же регулирование вопросов материально-технического обеспечения объектовых подразделений ФПС. |
Проект акта 1 направлен на совершенствование регуляторной функции МЧС России в области контроля за организациями, осуществляющими деятельность в области пожарной безопасности и имеющими соответствующие лицензии. При этом предлагаемые проектом акта 1 изменения в Федеральный закон о пожарной безопасности окажут серьезное влияние на деятельность подразделений пожарной охраны, осуществляющих защиту объектов Группы Газпром. Так, проект акта 1 дополняет статью 4 Федерального закона о пожарной безопасности положением, согласно которому нормы численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Однако данное положение противоречит положению статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности, согласно которому нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 2 проекта акта 1 изложить в следующей редакции: "2) статью 4 дополнить частью пятой следующего содержания: "Порядок определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности". Кроме этого проектом акта 1 вносятся изменения в статьи 12 и 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности, наделяющие федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации правом создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При этом организации (за исключением государственных корпораций) в целях обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах могут создавать органы управления и подразделения частной пожарной охраны. Предлагаемые изменения не позволят организовать деятельность и обеспечить создание подразделений ведомственной пожарной охраны на объектах Общества поскольку ПАО Газпром не относится к государственным корпорациям. В соответствии с приказом ОАО "Газпром" от 12 января 2000 г. N 3 "Об утверждении положения о ведомственной пожарной охране ОАО "Газпром" и приказом ОАО "Газпром" от 16 мая 2001 г. N 36 "Об утверждении "Наставления по организации деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны ОАО "Газпром" в дочерних обществах ПАО "Газпром" создаются именно подразделения ведомственной пожарной охраны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ПАО "Газпром" включен в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации", ПАО "Газпром" входит в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики. При этом в соответствии с пунктом 95 указанного документа, федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность ПАО "Газпром" определено Минэнерго России. В связи с этим предлагаем: "3) в части первой статьи 12 слово "организации" заменить словами "государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием"; - третий абзац части 4 статьи 2 изложить в следующей редакции: "Организации (за исключением государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием) в целях обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах могут создавать органы управления и подразделения частной пожарной охраны". Проект акта направлен на совершенствование деятельности подразделений пожарной охраны различных форм собственности, а также закрепление дополнительного права руководителей организаций предоставлять подразделениям пожарной охраны имущество, необходимое для выполнения возложенных на них задач. При этом проектом акта вносятся те же изменения в статьи 4, 12 и 12.1 Закона 96-ФЗ, что и проектом акта 1, однако редакция данных изменений учитывает вышеуказанные замечания ПАО "Газпром". В связи с этим просим при доработке данных проектов актов учесть предложения ПАО "Газпром" к проектируемым статям 4, 12 и 12.1 Закона 96-ФЗ и поддержать их в редакции проекта акта. |