Главная // Пожарная безопасность // Заключение
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 22.01.2020
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-19/00097840)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2020)

Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-19/00097840)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2020)


Содержание


Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2; N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359; ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; N 22, ст. 3089; N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765; 2018, N 31, ст. 4861; N 45, ст. 6824; 2019, N 30, ст. 4134) следующие изменения:
1) в части четвертой статьи 4 после слов "пожарной охраны" дополнить словами ", в том числе установление порядка определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны,";
2) в части третьей статьи 5:
а) в абзаце третьем слова "региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий," исключить;
б) в абзаце девятом слова "имущества организаций от пожаров" заменить словами "от пожаров организаций и населенных пунктов";
3) в абзаце втором части пятой статьи 6 слова "структурное подразделение" заменить словами "структурные подразделения", слово "которого" заменить словом "которых";
4) часть четвертую статьи 10 дополнить предложением следующего содержания:
"Обеспечение объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы средствами связи, служебными помещениями с оборудованием и инвентарем, их техническая эксплуатация (проведение капитального ремонта, реконструкция, водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт), в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг, может осуществляться за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы.";
5) в статье 12:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, организации, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.";
б) дополнить частью шестой следующего содержания:
"В целях настоящей статьи термин "государственная корпорация" употребляется в значении, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях".";
6) в статье 12.1:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Частная пожарная охрана создается в организациях (за исключением государственных корпораций, организаций, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации).";
б) части третью - четвертую признать утратившими силу;
7) в абзаце двадцать первом части первой статьи 16 после слов "народов Российской Федерации," дополнить словами "закрытых административно-территориальных образований,", слова "на которых" заменить словами "на (в) которых";
8) в статье 22.2:
а) абзац третий части шестой изложить в следующей редакции:
"местного пожарно-спасательного гарнизона - руководитель подразделения пожарной охраны, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.";
б) в части седьмой слова ", по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" исключить;
в) в части восьмой после слова "гарнизонов" дополнить словами "и их начальников";
9) часть первую статьи 37 дополнить абзацем следующего содержания:
"предоставлять объектовым, специальным и воинским подразделениям федеральной противопожарной службы на безвозмездной основе движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе указанных организаций, для выполнения возложенных на объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы задач, а также нести расходы, связанные с содержанием указанного имущества.".
Президент
Российской Федерации
Сводный отчет
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
с высокой степенью регулирующего воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 февраля 2020 г. N 3754-СШ/Д26и
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2, а также с указанием Президента Российской Федерации от 15 августа 2017 г. N Пр-1597.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является уточнение и конкретизация полномочий различных видов пожарной охраны и отдельных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и вопросов организации их деятельности, установление особенностей материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уточнение должностных лиц противопожарной охраны, которые могут быть назначены руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов, уточнение перечня органов федерального государственного пожарного надзора в центральном аппарате МЧС России, а также установление особенностей материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-19/00097840).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 9 декабря 2019 г. по 13 января 2020 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 28 января по 4 февраля 2020 г., по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", АО "Зарубежнефть", АО "Концерн ВКО "АЛМАЗ-АНТЕЙ", ПАО "Промсвязьбанк", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Комитета по средствам технической и пожарной безопасности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", ПАО "Газпром", ПАО "НОВАТЭК", ПАО "Татнефть", ПАО "НК "Роснефть", ООО "Управляющая компания "РОСНАНО", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, частично использованные в рамках подготовки настоящего заключения, а также отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно пункту 1.6 сводного отчета одной из целей проектируемого регулирования является уточнение и конкретизация полномочий различных видов пожарной охраны и отдельных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и вопросов организации их деятельности.
Так, подпунктом "а" пункта 6 проекта акта устанавливается запрет создания частной пожарной охраны в государственных корпорациях и организациях, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации (далее - государственные корпорации и стратегические общества). Одновременно с этим подпунктом "а" пункта 5 проекта акта устанавливается, что федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и стратегическими обществами могут создаваться органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
1.1. В соответствии с положениями абзаца второго статьи 12.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме того, абзацем третьим статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Одновременно абзацем четвертым статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности предусмотрено, что подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Совокупность указанных положений действующего регулирования позволяет частной пожарной охране вести гибкую ценовую политику и предлагать условия, отвечающие интересам собственников охраняемых объектов. Информация, полученная в ходе публичных консультаций, свидетельствует о том, что расходы, которые несут организации на оплату услуг частной пожарной охраны, значительно ниже расходов, необходимых для создания и содержания ведомственной пожарной охраны, равно как и на оплату услуг, оказываемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы. Предлагаемое регулирование несет риски установления положений, способствующих снижению эффективности производственно-финансовой деятельности и росту расходов государственных корпораций и стратегических организаций, направленных на реализацию требований проекта акта, устанавливающих запрет на заключение договоров с подразделениями частной пожарной охраны.
Одновременно крайне важно обратить внимание на то, что устанавливаемый проектом акта запрет на заключение государственными корпорациями и стратегическими обществами договоров с подразделениями частной пожарной охраной не зависит от категории объекта охраны. Таким образом, указанный запрет будет распространяться на объекты, которые принадлежат государственным корпорациям и стратегическим организациям, но сами по себе не имеют стратегического значения и не несут потенциальной угрозы (например, офисные помещения).
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование требует дополнительного обсуждения и доработки в соответствующей части.
1.2. В целях выполнения проектируемого подпунктом "а" пункта 6 проекта акта положения государственные корпорации и стратегические общества будут вынуждены расторгать ранее заключенные договоры с подразделениями частной пожарной охраны, что также несет риски возникновения дополнительных издержек в виде возможной неустойки и необходимости заключения новых договоров или создания иных видов пожарной охраны.
Кроме того, в соответствии с абзацем шестым статьи 22 Федерального закона о пожарной безопасности подразделения ведомственной пожарной охраны в безусловном порядке привлекаются к тушению пожаров вне охраняемых объектов. Одновременно в соответствии с положениями абзаца пятого статьи 10 Федерального закона о пожарной безопасности финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что в настоящее время подразделения частной пожарной охраны осуществляют свою деятельность на основании заключенных договоров и на практике не могут быть привлечены к тушению пожаров на не предусмотренных такими договорами объектах, в случае принятия проекта акта государственные корпорации и стратегические общества должны будут нести дополнительные расходы, направленные на обеспечение деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны в части тушения пожаров на объектах, не принадлежащих указанным лицам.
Таким образом, проектируемое регулирование несет риски возникновения дополнительных расходов государственных корпораций и стратегических обществ.
1.3. Подпунктом "б" пункта 6 проекта акта из статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности исключается положение, согласно которому подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Учитывая, что в настоящее время подразделения частной пожарной охраны осуществляют свою деятельность на основании заключенных договоров и на практике не могут быть привлечены к тушению пожаров на не предусмотренных такими договорами объектах, привлечение подразделения частной пожарной охраны к тушению пожаров вне охраняемого объекта возможно только по решению собственника охраняемого объекта либо руководителя такого подразделения. Вследствие проектируемых изменений существует риск привлечения подразделений частной пожарной охраны к тушению пожаров вне объектов защиты на основании требований абзаца шестого статьи 22 Федерального закона о пожарной безопасности.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона о пожарной безопасности финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется учредителями за счет собственных средств. Участие в тушении пожаров вне территории охраняемого объекта может привести к возникновению дополнительных расходов учредителя подразделений частной пожарной охраны, а также собственника охраняемого объекта. Вместе с тем проектом акта не решаются вопросы компенсации расходов, возникающих в связи с тушением пожаров вне охраняемого объекта.
Дополнительно требуется обратить внимание, что подразделения частной пожарной охраны, оказывающие услуги в области пожарной безопасности, являются юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческие организации). Таким образом, в соответствии с совокупностью положений статей 50 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации подразделения частной пожарной охраны по общему правилу обязаны оказывать соответствующие услуги на основании договора возмездного оказания услуг, иных оснований в отношении услуг в области пожарной безопасности гражданским законодательством не предусмотрено.
Таким образом, полагаем целесообразным исключить из редакции проекта акта подпункт "б" пункта 6 проекта акта.
1.4. Проектируемое положение приводит к ограничению сферы деятельности подразделений частной пожарной охраны путем установления запрета оказывать услуги в области пожарной безопасности на объектах и территориях, принадлежащих государственным корпорациям и стратегическим обществам, а также несет риск недополучения запланированных доходов подразделениями частной пожарной охраны.
В соответствии с материалами, дополнительно представленными разработчиком в рабочем порядке, установление указанного запрета обусловлено в том числе неспособностью подразделений частной пожарной охраны выполнять возложенные на них задачи вследствие занижения необходимой численности и оснащенности при охране объектов и территорий (указанный негативный эффект также отражен в пункте 3.2 сводного отчета).
Вместе с тем абзац третий статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности предусматривает, что нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Требования к определению численности и технической оснащенности пожарной охраны предприятия устанавливаются СП 232.1311500.2015. Свод правил. "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденным приказом МЧС России от 3 июля 2015 г. N 341.
Кроме того, как ранее указывалось, согласно абзацу четвертому статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Перечень работ и услуг в области пожарной безопасности определен статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) отдельные работы и услуги в области пожарной безопасности (деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) подлежат лицензированию.
Таким образом, осуществление тушения пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах может осуществляться организацией, получившей соответствующую лицензию, то есть подтвердившей соответствие лицензионным требованиям.
Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 (далее - Положение о лицензировании), установлены лицензионные требования, которым должен отвечать соискатель лицензии (лицензиат). В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям в том числе относятся требования о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Поскольку лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования <1>, выдавая лицензию, лицензирующий орган подтверждает достаточность у соискателя лицензии (лицензиата) средств и оборудования, необходимых для тушения пожара, а также тот факт, что деятельность подразделений направлена на достижение целей лицензирования.
--------------------------------
<1> Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о лицензировании лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, позиция разработчика об отсутствии сил и средств, необходимых и достаточных для осуществления деятельности по тушению пожаров, у организаций, имеющих лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, не может быть поддержана и требует дополнительного обоснования.
Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаемое регулирование несет риски возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения в сфере предпринимательской деятельности.
2. Положениями подпункта "а" пункта 5 проекта акта ограничивается установленный действующим регулированием круг субъектов, наделенных правом создавать органы управления и подразделения ведомственной охраны.
Действующим регулированием <2> установлено, что правом создавать управления и подразделения ведомственной охраны наделены федеральные органы государственной власти и организации. В соответствии с проектируемым положением организации, не входящие в число государственных корпораций и стратегических обществ, вследствие принятия проекта акта не смогут создавать органы управления и подразделения ведомственной охраны, что является ограничением права субъектов предпринимательской деятельности на выбор вида пожарной охраны. Вместе с тем сводный отчет и иные сопроводительные материалы не содержат достаточного обоснования установления указанного ограничения.
--------------------------------
<2> Частью 1 статьи 12 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Таким образом, проектируемое положение устанавливает ограничение для субъектов предпринимательской деятельности, что требует дополнительного обоснования либо исключения из редакции проекта акта подпункта "а" пункта 5 проекта акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке
регулирующего воздействия на проект
федерального закона
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОЕКТ АКТА)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
Всего в результате проведения публичных консультаций было получено 12 отзывов от:
1. Комитета по средствам технической и пожарной безопасности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
2. Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
3. Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
4. Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";
5. АО "Зарубежнефть";
6. АО "Концерн ВКО "АЛМАЗ-АНТЕЙ";
7. ПАО "Газпром";
8. ПАО "НОВАТЭК";
9. ПАО "Промсвязьбанк";
10. ПАО "Татнефть";
11. ПАО "НК "Роснефть";
12. ООО "Управляющая компания "РОСНАНО".
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ПРОЕКТУ АКТА
Пункт проекта акта
Замечания и (или) предложения
Проектируемые изменения позволяют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, устанавливать избыточный уровень штатной численности и технической оснащенности подразделений частной пожарной охраны. В настоящее время численность и техническая оснащенность частной пожарной охраны устанавливается ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Таким образом, предлагаемые изменения вводят избыточное регулирование, ухудшающее текущее положение субъектов предпринимательской деятельности и влекут увеличение необоснованных издержек.
Проблема уточнения перечня органов федерального государственного пожарного надзора (далее - органы ФГПН) в центральном аппарате МЧС России не актуальна.
Перечень органов ФГПН, в том числе структурное подразделение в центральном аппарате МЧС России, определен статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), а также пунктом 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644.
Внесение изменения в Перечень органов ФГПН, в части дополнения числа структурных подразделений в центральном аппарате МЧС России приведет к нарушению единоначалия при реализации технической политики, а также риску возникновения многоуровневого конфликта интересов.
Указанный пункт содержит неточную формулировку. Следовало бы более четко определить условия содержания объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) за счет охраняемых организаций, исключив понятие "может", так как на практике у МЧС (и других государственных органов) и собственника разные оценки финансовых и материальных возможностей содержания объектовых подразделений.
Проблема правового регулирования вопросов материально-технического обеспечения объектовых и специальных подразделений ФПС не актуальна.
Порядок решения вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением служб пожарной безопасности, в том числе и подразделений ФПС, установлен статьей 10 Федерального закона о пожарной безопасности.
Решение вопросов о дополнительном материально-техническом обеспечении, предоставлении и оплате услуг подразделениям ФПС за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых данными подразделениями, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При безвозмездной передаче имущества физическое лицо теряет право собственности на передаваемое имущество. Данное положение может быть применено для обществ с ограниченной ответственностью.
Для других объектов, имеющих различные формы собственности, управление имуществом может осуществляться на договорной основе в соответствии с положениями ГК РФ. При заключении таких договоров имеются свои плюсы и риски.
1. При оформлении договора безвозмездного пользования, получение организацией права пользования вещью (имуществом) приводит к возникновению у организации внереализационного дохода в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98).
Величина полученного от безвозмездного пользования имущества внереализационного дохода определяется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ.
Данная цена не может быть ниже:
- определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу;
- затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).
Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
2. Заключение договора на доверительное управление имуществом не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, но имеется так называемый рыночный риск. Он выражается в том, что рыночная цена имущества, переданного в доверительное управление, может измениться.
3. Дополнительное материально-техническое обеспечение, предоставление и оплата услуг подразделениям ФПС за счет средств закрытых административно-территориальных образований, организаций, охраняемых данными подразделениями, станет дополнительным расходным обязательством данных хозяйствующих субъектов. Появиться риск возникновения конфликта интересов.
Решения вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением подразделений федеральной пожарной службы (далее - ФПС, возможно за счет консолидированного бюджета, а именно: за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и охраняемых организаций. Применения данного вида содержания подразделений ФПС позволит:
- снять (снизить) финансовую нагрузку с бюджета Российской Федерации;
- содержать требуемую (необходимую) численность подразделений ФПС;
- совершенствовать материально-техническую базу подразделений ФПС;
- установить многоуровневый контроль за расходованием финансовых и иных средств.
Для стимулирования вопросов финансового и материально-технического обеспечения подразделений ФПС за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и организаций, необходимо предусмотреть на федеральном уровне компенсацию затрат на содержание подразделений ФПС из бюджета Российской Федерации или предусмотреть иные льготы для указанных хозяйствующих субъектов.
Проект акта содержит противоречия пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части имущественных отношений и вопросах безвозмездной передачи имущества.
Принятие проектируемых изменений без переработки понятия "Ведомственный пожарный надзор", изложенного в статье 1 Федерального закона о пожарной безопасности в части наделения подразделений ведомственной пожарной охраны не только федеральных органов исполнительной власти, но и государственных корпораций, стратегических акционерных обществ полномочиями на осуществление проверки соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям, стратегическим акционерным обществам, а также организаций осуществляющих работы в интересах указанных корпораций и акционерных обществ, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, не позволит реализовать положения подпункта "г" пункта 13 и подпунктов "в" и "е" пункта 24 Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2.
Исключение части 3 статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности лишает юридическое лицо права на определение на добровольной основе численности своих работников и свое техническое оснащение, с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также исходя из объемов предполагаемых услуг (увеличения или снижения), территории оказания услуг в сфере пожарной безопасности, востребованности и иных экономических показателей (например, применения новых научно-технических средств пожаротушения), позволяющих, юридическому лицу обеспечить достижение основной цели своей деятельности.
Кроме того, проектируемое положение будет создавать для федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, коррупционные риски, связанные с установлением нормативов численности и технической оснащенности частной пожарной охраной. Не каждый собственник будет в состоянии содержать пожарную охрану в полном объеме в соответствие с нормативными документами.
Проблема отсутствия возможности у должностных лиц подразделений пожарной охраны быть назначенными руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов не актуальна.
Порядок решения данного вопроса определен пунктом 1.4 приказа МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ".
Не указан вид пожарной охраны, руководитель подразделения которой может являться начальником местного пожарно-спасательного гарнизона.
Согласно части 4 статьи 22.2 Федерального закона о пожарной безопасности определено, что в местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, то есть при вхождении в местный пожарно-спасательный гарнизон подразделений государственной противопожарной службы, по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, возможно назначение начальником местного пожарно-спасательного гарнизона начальника подразделения иных видов пожарной охраны.
Кроме этого, на начальника местного пожарно-спасательного гарнизона возлагаются дополнительные обязанности и решение задач, не свойственных руководителям подразделений частной пожарной охраны.
В целом по проекту акта
Учитывая, что многим организациям, компаниям и муниципальным образованиям придется расторгать действующие договоры с подразделениями частной пожарной охраной, а также сокращать численность сотрудников пожарной охраны, необходим переходный период не менее 3 месяцев.
Для вступления проекта акта в силу необходимо установить переходный период сроком не менее 6 месяцев.
В сводном отчете не представлено ни числовых данных, ни расчетов положительного эффекта от принятия проекта.
Из пункта 1.4. сводного отчета совершенно не понятно, как наличие-отсутствие возможности у должностных лиц подразделений пожарной охраны быть назначенными руководителями местных пожарно-спасательных гарнизонов влияет на состояние противопожарной безопасности объектов охраны и населенных пунктов, а так же регулирование вопросов материально-технического обеспечения объектовых подразделений ФПС.
ПАО "Газпром" рассмотрело размещенные на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности" (ID проекта: 02/04/09-19/00095425) (далее - проект акта 1) и "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны" (ID проекта: 02/04/12-19/00097840) (далее - проект акта) и сообщаем следующее.
Проект акта 1 направлен на совершенствование регуляторной функции МЧС России в области контроля за организациями, осуществляющими деятельность в области пожарной безопасности и имеющими соответствующие лицензии.
При этом предлагаемые проектом акта 1 изменения в Федеральный закон о пожарной безопасности окажут серьезное влияние на деятельность подразделений пожарной охраны, осуществляющих защиту объектов Группы Газпром.
Так, проект акта 1 дополняет статью 4 Федерального закона о пожарной безопасности положением, согласно которому нормы численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Однако данное положение противоречит положению статьи 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности, согласно которому нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 2 проекта акта 1 изложить в следующей редакции:
"2) статью 4 дополнить частью пятой следующего содержания:
"Порядок определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности".
Кроме этого проектом акта 1 вносятся изменения в статьи 12 и 12.1 Федерального закона о пожарной безопасности, наделяющие федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации правом создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При этом организации (за исключением государственных корпораций) в целях обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах могут создавать органы управления и подразделения частной пожарной охраны.
Предлагаемые изменения не позволят организовать деятельность и обеспечить создание подразделений ведомственной пожарной охраны на объектах Общества поскольку ПАО Газпром не относится к государственным корпорациям.
В соответствии с приказом ОАО "Газпром" от 12 января 2000 г. N 3 "Об утверждении положения о ведомственной пожарной охране ОАО "Газпром" и приказом ОАО "Газпром" от 16 мая 2001 г. N 36 "Об утверждении "Наставления по организации деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны ОАО "Газпром" в дочерних обществах ПАО "Газпром" создаются именно подразделения ведомственной пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ПАО "Газпром" включен в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации", ПАО "Газпром" входит в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики. При этом в соответствии с пунктом 95 указанного документа, федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность ПАО "Газпром" определено Минэнерго России.
В связи с этим предлагаем:
- часть 3 статьи 2 проекта акта 1 изложить в следующей редакции:
"3) в части первой статьи 12 слово "организации" заменить словами "государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием";
- третий абзац части 4 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"Организации (за исключением государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием) в целях обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах могут создавать органы управления и подразделения частной пожарной охраны".
Проект акта направлен на совершенствование деятельности подразделений пожарной охраны различных форм собственности, а также закрепление дополнительного права руководителей организаций предоставлять подразделениям пожарной охраны имущество, необходимое для выполнения возложенных на них задач.
При этом проектом акта вносятся те же изменения в статьи 4, 12 и 12.1 Закона 96-ФЗ, что и проектом акта 1, однако редакция данных изменений учитывает вышеуказанные замечания ПАО "Газпром".
В связи с этим просим при доработке данных проектов актов учесть предложения ПАО "Газпром" к проектируемым статям 4, 12 и 12.1 Закона 96-ФЗ и поддержать их в редакции проекта акта.