Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Аудит пожаров в компаниях: споры
(Сергеева Д.)
("Жилищное право", 2021, N 2)
Примечание к документу
Дата
14.01.2021
Информация о публикации
Сергеева Д. Аудит пожаров в компаниях: споры // Жилищное право. 2021. N 2. С. 97 - 104.


Статья: Аудит пожаров в компаниях: споры
(Сергеева Д.)
("Жилищное право", 2021, N 2)

"Жилищное право", 2021, N 2
АУДИТ ПОЖАРОВ В КОМПАНИЯХ: СПОРЫ
Д. СЕРГЕЕВА
Сергеева Дарья, юрист.
Казалось бы, на дворе 21-й век, а пожары все такое же частое явление, как и раньше, именно поэтому знания правил пожарной безопасности, соблюдение требований пожарной безопасности и проведение аудита пожаров одно из ключевых в нашей жизни, в том числе и для компаний. Однако сегодня правилами и требованиями пожарной безопасности пренебрегают, а аудит проводится недобросовестно и некачественно, в связи с чем, в лучшем случае, возникает большое количество споров, которые доходят аж до верховных судов, в худшем - и пожары, и споры.
Пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности в целом, которая содержит в своей основе меры пожарной профилактики - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара. Пожары наносят огромный ущерб и нередко влекут за собой гибель людей. Поэтому защита от пожаров является не только важнейшей общегосударственной задачей, но и таких отдельных субъектов правоотношений, как компании, благо для которых, согласно статистике, всего лишь 20% пожаров случаются на объектах и в помещениях, не относящихся к жилым.
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" регламентирует, что требования пожарной безопасности - это специальные правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, правила пожарной безопасности - это комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновения пожаров и т.д.
Пожарно-профилактическую работу можно рассматривать на двух ее уровнях: организации (осуществления) мер по защите от пожаров и контроля (надзора) за выполнением этих мер. Первый (и основной) уровень - это организация пожарно-профилактических работ (самоорганизация), осуществляемая компаниями. Второй уровень пожарно-профилактической работы - это территориальный контроль органами Государственного пожарного надзора МЧС России (далее - ГПН) за результатами работы на первом уровне. В общем случае пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ.
Действующий в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью содержит в качестве одного из своих элементов институт независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности). Данную оценку могут осуществлять организации, аккредитованные при МЧС. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. Таким образом, компания самостоятельно берет на себя обязательства по выполнению требований по собственной пожарной безопасности и несет ответственность за их соблюдение. При этом ей предоставляется право самой выбирать способ обеспечения пожарной безопасности. Это может быть независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) или же другие формы.
Аудит пожарной безопасности - одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, проводимая не заинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска, что в принципе и вытекает из понятия "аудит" как такового. Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. Для проведения аудита или, иными словами, независимой оценки компания должна заключить договор с экспертной организацией, занимающейся оценкой пожарных рисков. В случае возникновения спора о заключенности договора или его исполнении суды принимают в качестве доказательств заключения о независимой оценке пожарного риска, а также акт приемки-сдачи оказанных услуг (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 по делу N А55-23897/2011, решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2018).
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности, а также который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Что включает в себя аудит пожарной безопасности:
- анализ документов, дающих характеристику пожарной безопасности;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности;
- в необходимых случаях проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а также расчетов по оценке пожарного риска;
- подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае невыполнения этих требований - разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Результат оценки оформляется и подписывается экспертом в виде заключения (на бумажном носителе или в форме электронного документа). Если не проведена независимая оценка, а заключение выдано, то такое безосновательное заключение будет признаваться заведомо ложным. Экспертные организации своими силами направляют копию заключения в орган исполнительной власти или подведомственное ему госучреждение, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор на объекте защиты (продукции), в отношении которого была проведена оценка. Экспертом может быть лишь то лицо, которое аттестовано в порядке, установленном Правительством, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности). Ответственность за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) установлена ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ: эксперту в области оценки пожарного риска грозит штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация от года до 3 лет. Кроме того, лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
Судебная практика о привлечении к административной ответственности по названной статье достаточно многочисленна (что неудивительно с учетом количества экспертных аудиторских организаций в данной сфере). К примеру, Московский городской суд привлек эксперта к административной ответственности по ч. 9 ст. 20.4 КоАП за подложность заключения, которое выражалось в том, что данные, указанные во включении, не соответствуют фактическим данным, установленным должностным лицом МЧС (несоответствие действительности выражалось не только в параметрах, но даже в том, что, к примеру, указанные дверные проемы в заключении независимого пожарного аудитора не существовали в принципе) (решение Московского городского суда от 06.11.2019 по делу N 7-13891/2019). Кроме того, к административной ответственности по вышеназванной статье могут привлечь за неверный ввод исходных данных при определении параметров эвакуационных участков (путей), который привел к получению искаженного итогового значения величины пожарного риска, что повлекло неверный вывод о соответствии объекта защиты (Постановление Ростовского областного суда от 21.02.2019 N 4а-153/2019).
Как уже говорилось, оценка считается осуществленной после оформления ее в форме заключения, поэтому расчетное обоснование или декларация пожарной безопасности не являются заключением о независимой оценке пожарного риска, это другие формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, как указывается в Постановлении от 20 мая 2015 г. N Ф03-1800/2015 Арбитражного суда Дальневосточного округа.
Независимую оценку могут осуществлять организации, аккредитованные при МЧС. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. Сегодня в городах России зарегистрированы не десятки, а сотни компаний, предоставляющих услуги по проведению аудита пожара в компании, который заменяет традиционный государственный пожарный надзор.
Есть определенные плюсы у независимой оценки пожарных рисков специализированной сторонней организацией:
1. Заключение аудитора учитывается при составлении ежегодного плана проверок государственного пожарного надзора, кроме того, в данном случае госпроверка может быть отсрочена, то есть госорганы обращают внимание на заключение эксперта, что несомненно важно для компаний и может спасти от многих бед. Кроме того, суды также обращают внимание на заключение пожарного аудитора (Постановление Верховного Суда РФ от 08.05.2018 N 44-АД18-5), однако данное заключение нужно предъявлять своевременно (Постановление от 20 мая 2015 г. N Ф03-1800/2015 Арбитражного суда Дальневосточного округа).
2. Проведение аудита пожаров компанией позволяет снизить риски привлечения к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Частью 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. В качестве санкции за данное правонарушение предусмотрен штраф в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. И то и другое административное наказание сильно ударит по компании.
При выявлении путем независимой оценки пожарного риска соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, собственник получает заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Независимый аудит пожаров необходим не только в течение обычной "жизнедеятельности" компаний или для отсрочивания государственных проверок, но он может спасти компании от незаконных и безосновательных предписаний уполномоченных должностных лиц МЧС во время судебных разбирательств. Так, независимая оценка пожарных рисков стала главным доказательством компании по первой инстанции о безосновательности предписаний уполномоченного органа (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 N Ф09-1662/20 по делу N А47-2351/2019). Можно прибегнуть и к повторному аудиту в случае незаконного решения уполномоченного органа о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2019 по делу N А60-32987/2019).
Расчет пожарного риска осуществляется на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Затраты организации на аудит пожаров являются обязательными при подготовке декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности. Данные расходы на проведение независимой оценки пожарного риска учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов в соответствии с учетной политикой организации. Кроме того, расходы на проведение независимой оценки пожарного риска учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, компаниям можно посоветовать следующее:
во-первых, проводить независимую оценку пожарных рисков раз в три года;
во-вторых, выбирать экспертную организацию, которая до этого не предоставляла другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности и не принадлежит вашей компании на праве собственности или ином законном основании;
в-третьих, проверьте репутацию экспертной организации: отсутствие или наличие судебных разбирательств. Соблюдая эти рекомендации, компания обезопасит себя от судебных разбирательств, в том числе, в случае незаконных и безосновательных предписаний уполномоченных должностных лиц МЧС, кроме того, аудит пожаров позволит отсрочить государственную проверку пожарной безопасности, что также немаловажно.
Подписано в печать
14.01.2021