Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Требования к охране труда и организации безопасности компании, занимающейся торговлей транспортными средствами
(Капустина Е.С.)
("Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2018, N 6)
Информация о публикации
Капустина Е.С. Требования к охране труда и организации безопасности компании, занимающейся торговлей транспортными средствами // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. 2018. N 6. С. 29 - 36. URL: https://www.fbk.ru/analytics/magazine/ (дата обращения: 09.06.2018).


Статья: Требования к охране труда и организации безопасности компании, занимающейся торговлей транспортными средствами
(Капустина Е.С.)
("Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2018, N 6)


Содержание


"Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2018, N 6
ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ТРУДА
И ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПАНИИ,
ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ТОРГОВЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ <1>
--------------------------------
<1> Статья подготовлена на основании ситуации, сложившейся в 2017 г., и с учетом законодательства, действовавшего по состоянию на июнь 2017 г.
Законодатель устанавливает различные требования к организации безопасного производства и деятельности для различных типов организаций в зависимости от вида осуществляемой деятельности и количества сотрудников.
В качестве примера рассмотрим компанию (общество), основной вид деятельности которой - торговля транспортными средствами, штатная численность сотрудников - более 50 человек. Дадим ответы на вопросы, какие требования законодательства в части охраны труда применимы к компании с учетом характера осуществляемой деятельности и какие существуют требования законодательства к лицам, назначаемым ответственными за охрану труда, электробезопасность, пожарную безопасность, осуществление производственного контроля.
Охрана труда в обществе
Применение требований ст. 217 ТК РФ к обществу
Согласно ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда <2> обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
--------------------------------
<2> Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).
Требования ст. 217 ТК РФ устанавливают, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Исходя из буквального понимания производственной деятельности, в ходе ее осуществления должны применяться средства труда, необходимые для превращения ресурсов в готовую продукцию. Поскольку в результате торговой деятельности не создается какая-либо готовая продукция, то формально рассматриваемое общество не является производственной организацией.
Вместе с тем, как разъяснено в письме Минтруда России от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136, производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, что определено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности.
Следует отметить, что согласно письму Банка России от 13 марта 2007 г. N 31-3-8/562 даже осуществление банковской деятельности является производственной деятельностью.
Судебная практика также исходит из того, что торговые компании обязаны иметь в штате специалиста по охране труда, прошедшего обучение. В решении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 мая 2015 г. по делу N 12-241/2015 указано: ООО "К" осуществляет деятельность по хранению, перемещению и продаже товаров, в связи с чем в обществе должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Аналогично оставлены без изменений постановления о привлечении к административной ответственности торговых организаций, руководители которых не прошли обучение охране труда, - Постановления Магаданского областного суда от 28 сентября 2015 г. по делу N 4А-66/2015, Тринадцатого ААС от 8 сентября 2015 г. N А26-4569/2015.
Имеются также судебные акты, которыми разъяснено, что не являются производственными организациями государственные службы и учреждения в связи с осуществлением ими публичных функций (Апелляционное определение Курского областного суда от 12 марта 2014 г. по делу N 33-636-2014г., Апелляционное определение Белгородского областного суда от 25 июня 2013 г. по делу N 33-2049). Каких-либо иных случаев отнесения различных видов деятельности (в том числе по оказанию услуг) к непроизводственной деятельности найдено не было.
Таким образом, следуя наиболее консервативному подходу, исключающему риски для общества, торговым компаниям рекомендуется ввести штатную единицу специалиста по охране труда либо создать соответствующую службу.
Формы организации охраны труда в обществе
Статьей 217 ТК РФ предусмотрено несколько способов обеспечения соблюдения требований охраны труда:
- создание службы охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ);
- введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 217 ТК РФ);
- при отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда его функции осуществляет руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ);
- при отсутствии у работодателя штатного специалиста его функции могут быть переданы аккредитованной организации <1> или специалисту, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
--------------------------------
<1> Исключение из требования об аккредитации составляют организации, проводящие специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются Минздравсоцразвития России (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
Из буквального содержания ч. 3 ст. 217 ТК РФ не следует, что она подлежит применению только к организациям штатной численностью менее 50 человек. Полагаем возможным комплексно применять правила ч. 1 и 3 ст. 217 ТК РФ. Выбор способа организации контроля охраны труда отнесен к компетенции самой организации.
В судебной практике высказан подход, что норма ч. 3 ст. 217 ТК РФ не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами, в том числе путем заключения гражданско-правового договора с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 26 октября 2015 г. по делу N 33-4656/2015). Аналогичные выводы сделаны в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 21 июля 2014 г. по делу N 33-9704/2014, Кассационном определении Сахалинского областного суда от 20 декабря 2011 г. N 33-3689/2011.
Вместе с тем существует консервативная позиция контролирующих органов, согласно которой правила ч. 3 ст. 217 ТК РФ (о возможности возложить обязанности специалиста по охране труда на специализированную организацию, руководителя и т.д.) неприменимы к организациям, осуществляющим производственную деятельность и имеющим более 50 работников.
Так, письмом от 11 ноября 2016 г. N 15-2/В-3673 Минтруд России разъяснил, что нормы, установленные ч. 3 ст. 217 ТК РФ, распространяются на работодателей, численность работников которых не превышает 50 человек. Следовательно, работодатели с численностью работников более 50 человек не вправе возложить функции специалиста по охране труда на руководителя организации, уполномоченного сотрудника организации, аккредитованную организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда.
Отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, нарушает требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и юридического лица к административной ответственности (письма Минтруда России от 11 ноября 2016 г. N 15-2/В-3673, от 29 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698).
Таким образом, исходя из консервативного понимания контролирующим органом правил ст. 217 ТК РФ, организациям рекомендуется вводить штатную единицу специалиста по охране труда или организовывать собственную службу охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ). Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14. В письме Минтруда России от 29 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698 разъяснено, что данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер.
Требования к лицам, ответственным за охрану труда,
электробезопасность, пожарную безопасность, осуществление
производственного контроля
Общие требования к лицам, ответственным за охрану труда
в организации
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В силу ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <1> и в профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда" <2> (далее - Стандарт). Разъяснения порядка применения указанных нормативных документов даны в письме Минтруда России от 29 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698:
- если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- работодатель вправе назначить на должность специалиста по охране труда работника, имеющего соответствующую подготовку, или работника, имеющего опыт работы в области охраны труда. В данном случае работодатели вправе с 1 июля 2016 г. применять профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда".
--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 559н.
<2> Утвержден Приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 524н.
Кроме того, Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации" <1> также установлены требования к специалистам по охране труда, но, как было указано, данный нормативный акт также носит рекомендательный характер.
--------------------------------
<1> На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций).
Иначе говоря, и Рекомендации, утвержденные Постановлением Минтруда России, и профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" носят рекомендательный характер. Однако поскольку квалификационные характеристики и стандарты приняты уполномоченными органами позднее, а также на необходимость их применения указал контролирующий орган, то рекомендуем руководствоваться именно Стандартом.
Стандартом установлены следующие требования к специалисту по охране труда:
- или высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, без требований к опыту практической работы;
- или высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, без требований к опыту практической работы;
- или среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. При этом стаж работы в области охраны труда должен составлять не менее трех лет.
В таблице "Дополнительные характеристики" (Приложение к Стандарту) указаны коды направлений подготовки (специальностей) по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию <2>, которые определяют профиль образования работников, которые могут замещать должность специалиста по охране труда.
--------------------------------
<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. N 276-ст.
Как указал Минтруд России в письме от 29 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698, при наличии непрофильного высшего/среднего образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области охраны труда (профессиональная переподготовка по направлению "Техносферная безопасность").
Таким образом, профессиональным стандартом установлены требования к специалисту по охране труда: наличие соответствующего профильного образования и опыта работы не менее трех лет для специалистов со средним образованием.
Требования к лицам, назначаемым ответственными
за электрохозяйство
Согласно п. 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6; далее - Правила) данные Правила распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В (далее - Потребители). Правила включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
В Правилах под электроустановкой понимается электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств (преамбула Правил).
Согласно п. 1.2.3 Правил для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Если мощность электроустановок Потребителя не превышает 10 кВА, то работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться (абз. 2 п. 1.2.3 Правил).
Абзацами 3, 4 п. 1.2.3 Правил установлено, что ответственный за электрохозяйство назначается из числа руководителей и специалистов организации. При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.
В соответствии с п. 1.2.7 Правил назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности:
- V группа - в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
- IV группа - в электроустановках напряжением до 1 000 В.
Согласно п. 1.4.42 Правил специалисту по охране труда, в обязанности которого входит инспектирование электроустановок, прошедшему проверку знаний в объеме IV группы по электробезопасности, выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок своего Потребителя.
Пункт 1.4.28 Правил предусматривает, что проверка знаний у ответственных за электрохозяйство потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.
На основании изложенного контроль за электроустановками может быть возложен как на специалиста по охране труда, так и на иного сотрудника, соответствующего установленным требованиям.
Приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее - Правила по охране труда), приложением N 1 к которым предусмотрены группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения.
Для сотрудников, ответственных за электрохозяйство, закреплены следующие требования:
- прохождение проверки знаний в органах Ростехнадзора (п. 1.4.2 Правил, п. 2.1 Правил по охране труда);
- присвоение группы по электробезопасности не ниже IV группы (п. 1.2.7 Правил, приложение N 1 к Правилам по охране труда);
- при поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего работника) работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к оборудованию электроустановок на новом участке (п. 4 примечаний к приложению N 1 к Правилам по охране труда);
- стаж работы: от 2 до 6 месяцев в III группе электробезопасности (если присвоена IV группа), от 3 до 24 месяцев в IV группе электробезопасности (если присвоена V группа), в зависимости от уровня образования сотрудника (приложение N 1 к Правилам по охране труда, п. 4, 5 примечаний к приложению N 1 к Правилам по охране труда).
В отношении специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки организации, установлены следующие требования:
- прохождение проверки знаний в органах Ростехнадзора и присвоение группы по электробезопасности не ниже IV группы (п. 1.4.28, 1.4.42 Правил, письмо Ростехнадзора от 27 ноября 2015 г. N 10-00-12/2188);
- производственный стаж (не обязательно в электроустановках) не менее трех лет (п. 6 примечаний к приложению N 1 к Правилам об охране). Таким образом, к работникам, ответственным за электрохозяйство, применяются требования о прохождении проверки знаний, присвоении группы по электробезопасности не ниже IV, наличии необходимого стажа работы <1>.
--------------------------------
<1> Если общество отвечает признакам Потребителя и не назначен ответственный за электрохозяйство, то общество может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ. Административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Одновременно согласно п. 1.2.4 Правил у Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства без проверки знаний.
Как разъяснено в письме Минэнерго России от 24 февраля 2004 г. N 32-01-05, потребители, оказывающие отдельные виды услуг непроизводственного характера, такие как услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные услуги, услуги физической культуры, услуги правового характера, услуги торговли и др., могут подпадать под действие п. 1.2.4 Правил. В этом случае по согласованию с местным органом госэнергонадзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может быть возложена на руководителей Потребителей.
Обратите внимание: действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи функций ответственного за электрохозяйство сторонней организации по аналогии с передачей аккредитованной организации функций специалиста по охране труда организации с численностью работников менее 50 человек.
В силу п. 1.2 Правил по охране труда обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Согласно п. 1.5 Правил по охране труда ответственность за состояние охраны труда в организации несет работодатель, который вправе передать свои права и функции по этому вопросу руководящему работнику организации, наделенному в установленном порядке административными функциями (главному инженеру, вице-президенту, техническому директору, заместителю директора), руководителю филиала, руководителю представительства организации распорядительным документом.
Следовательно, ответственность за правильную эксплуатацию и соблюдение правил охраны труда при работе с электроустановками несут Потребитель и его должностные лица.
Требования к лицам, назначаемым ответственными
за пожарную безопасность
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; далее - Закон о пожарной безопасности).
Пунктом 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, установлено, что руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Неназначение такого ответственного лица рассматривается как нарушение требований законодательства, что подтверждается судебной практикой <1>.
--------------------------------
<1> В частности, см. Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 9 ноября 2016 г. по делу N 7-525/2016.
Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" установлена обязанность руководителей, специалистов и работников организаций, ответственных за пожарную безопасность, пройти обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Соответственно, приказом руководителя общества должен быть назначен сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, который обязан пройти обучение пожарно-техническому минимуму. Данные полномочия могут быть возложены как на специалиста по охране труда, так и на иного работника. Также руководитель организации вправе возложить на себя ответственность за пожарную безопасность.
Возможность передачи функций по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности иной организации действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Если не назначен сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, общество и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой <2>.
--------------------------------
<2> Постановления ФАС Поволжского округа от 8 августа 2013 г. по делу N А06-8621/2012, ФАС Дальневосточного округа от 23 апреля 2014 г. N Ф03-1426/2014 по делу N А51-12310/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2014 г. по делу N А46-8320/2013, от 26 декабря 2012 г. по делу N А70-2253/2012, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2015 г. N Ф03-1800/2015 по делу N А51-24481/2014.
Вместе с тем обществом может быть проведена оценка соответствия объектов защиты (здания, строения или офисного помещения) требованиям пожарной безопасности <3>. В частности, путем оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между обществом как собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
--------------------------------
<3> Формы оценки соответствия объектов защиты предусмотрены ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Порядок оценки объектов защиты установлен Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
Однако заключение такого договора не освобождает общество от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности, установленные Законом, и от привлечения к ответственности в случае выявления нарушений.
Требования к лицам, назначаемым ответственными
за осуществление производственного контроля
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Требования Санитарных правил 1.1.1058-01 <1> (далее - Санитарные правила) распространяются на юридических лиц, осуществляющих хранение, транспортировку и реализацию продукции (п. 1.3 Санитарных правил). Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также готовая продукция (п. 2.3 Санитарных правил).
--------------------------------
<1> Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18.
Поскольку в рассматриваемом примере общество реализует транспортные средства (продукцию), привлекает работников для выполнения трудовых функций, т.е. является действующим юридическим лицом, то на общество распространяются требования по проведению производственного контроля <2>.
--------------------------------
<2> В частности, на общество распространяются требования СанПиН 1.1.1058-01 (Общие требования), а также СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118) в части требований к компьютерам сотрудников (п. 2.4 - 2.8), рабочим креслам (п. 9.6), прохождению сотрудниками, работающими с ЭВМ более 50% рабочего времени, обязательного предварительного и периодического медицинского осмотров в установленном порядке (п. 13.1). За соблюдением указанных правил и устанавливается производственный контроль.
Судебная практика также подтверждает данный вывод. В частности, в Постановлении Пятнадцатого ААС от 23 июля 2009 г. N 15АП-4925/2009 по делу N А53-7245/2009 рассмотрена следующая ситуация. В ходе проверки в салоне по продаже легковых автомобилей сотрудникам, осуществляющим проверку, не была представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, что является нарушением ст. 11, 32 Закона N 52-ФЗ и Санитарных правил. Отсутствие у действующего юридического лица программы (плана) производственного контроля также является нарушением указанных Санитарных правил. Дополнительное установление обстоятельств факта реализации предприятием населению каких-либо товаров, выполнения работ либо оказания услуг для установления нарушения предприятием п. 2.6 Санитарных правил не требуется. Следовательно, данное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Санитарные правила в подп. "з" п. 2.4 <3>, п. 3.2 устанавливают требование, что хозяйствующим субъектом должны быть определены специально уполномоченные должностные лица (работники), ответственные за контроль и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
--------------------------------
<3> Так, производственный контроль включает визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (п. 3 ст. 32 Закона N 52-ФЗ) <4>.
--------------------------------
<4> Производственный контроль осуществляется в соответствии с Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" на территории всей России (письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2012 г. N 01/1350-12-32).
Специалисты, ответственные за проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязаны проходить специальное обучение и аттестацию по его итогам. На территории города Москвы прохождение такого обучения и аттестации регулируется Приказом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 26 апреля 2005 г. N 18 "О проведении обучения и аттестации должностных лиц и специалистов на осуществление производственного контроля".
Организация и проведение обучения возложены на отдел лицензирования и организации санитарно-эпидемиологических экспертиз Центра госсанэпиднадзора в г. Москве <5>. Обучение также может осуществляться на базе учебных центров, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности и договор о сотрудничестве с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" (п. 2 Приказа ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" N 18).
--------------------------------
<5> Пункт 2 Приказа Центра госсанэпиднадзора в г. Москве от 1 марта 2000 г. N 38 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил".
Иных требований к сотрудникам общества, осуществляющим производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, Законом не установлено.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу п. 3 ст. 32 Закона N 52-ФЗ лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Следовательно, общество обязано назначить сотрудника, ответственного за производственный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений, прошедшего специальное обучение и аттестацию.
Законом N 52-ФЗ не предусмотрена возможность передачи функций производственного контроля в полном объеме иным организациям.
Однако согласно п. 2.4 Санитарных правил производственный контроль включает в себя:
- наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (подп. "а");
- осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных санитарными правилами (подп. "б").
В целях реализации требований Закона N 52-ФЗ, п. 2.4 Санитарных правил может быть заключен договор на разработку внутренних санитарных правил общества и на проведение лабораторных исследований, например, с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" <1>.
--------------------------------
<1> Информация официального сайта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" (http://www.mossanexpert.ru/uslugi/proizvodstvennyy-kontrol.php).
Таким образом, общество не вправе передать функции осуществления производственного контроля сторонней организации, но в целях соблюдения производственного контроля может быть привлечена специализированная организация.
Е.С. Капустина
Старший юрисконсульт
"ФБК Право"
Подписано в печать
09.06.2018