Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Ответственность за нарушения пожарной безопасности
(Колбасов В.)
("Аудит и налогообложение", 2010, N 9)
Информация о публикации
Колбасов В. Ответственность за нарушения пожарной безопасности // Аудит и налогообложение. 2010. N 9. С. 35 - 40.
Статья: Ответственность за нарушения пожарной безопасности
(Колбасов В.)
("Аудит и налогообложение", 2010, N 9)
"Аудит и налогообложение", 2010, N 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Как указано в Федеральном
законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Важным направлением политики каждой страны является принятие необходимого комплекса мер для обеспечения выполнения требований пожарной безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из составляющих такого комплекса является регламентация и закрепление ответственности для нарушителей этих требований.
Административная ответственность
Статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) является безоговорочно общей по отношению к
ст. ст. 8.32 и
11.16 данного документа и регламентирует административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Соответственно, деяния, ответственность за которые предусмотрена этими специальными статьями, ее состава не образуют (Решение Омского областного суда от 02.02.2010 N 77-52/21/2010;
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2009 по делу N А28-826/2009-25/16).
Видовым объектом нарушений
ст. 20.4 КоАП РФ выступают отношения, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением этих требований является невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
В санкции рассматриваемой
нормы определено, что это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со
ст. 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
В
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ закреплена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2008
N Ф03-А73/08-2/1419 по делу N А73-9740/2007-74АП; ФАС Поволжского округа от 23.09.2008 по делу
N А65-9389/08-СА3-36).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрена
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 11.02.2010
N Ф09-380/10-С1 по делу N А50-23106/2009, ФАС Поволжского округа от 19.04.2007 по делу
N А65-29075/2006-СА3-38).
Выдача
сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности, в случае если
сертификат пожарной безопасности обязателен, квалифицируется по
ч. 4 указанной статьи. В свою очередь, продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия подлежат наказанию по
ч. 5 этой же статьи.
Ознакомьтесь с Приказами МЧС России от 08.07.2002
N 320 "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности", Минпромэнерго от 22.03.2006
N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов", МЧС России от 18.06.2003
N 312 "Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации".
Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, надлежит квалифицировать по
ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ (
Постановление ФАС Уральского округа от 01.09.2008 N Ф09-6269/08-С1 по делу N А76-5315/08).
Статья 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах" КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1 500 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб. (Постановления ФАС Поволжского округа от 17.09.2009 по делу
N А65-12148/2009; ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2008
N Ф08-6137/2008 по делу N А53-13567/2007-С4-19).
Естественно данный состав правонарушения является специальным по отношению к составу, закрепленному в
ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ.
Непосредственный объект правонарушения
ст. 8.32 КоАП РФ - общественные отношения, обеспечивающие пожарную безопасность в лесах, видовой же объект - окружающая среда и природопользование.
Для разграничения
ст. ст. 8.32 и
20.4 КоАП РФ и понимания того, какая из них общая, а какая специальная, необходимо обратить внимание именно на видовые объекты этих правонарушений.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" утверждены
Правила, устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно этому документу в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
- противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
- создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
- мониторинг пожарной опасности в лесах;
- разработка планов тушения лесных пожаров;
- тушение лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
Статья 11.16 "Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте" КоАП РФ также является специальной по отношению к
ст. 20.4 КоАП РФ.
Так, например, в
Постановлении от 01.10.2009 по делу N А26-2887/2009 ФАС Северо-Западного округа отказал в признании незаконным постановления уполномоченного органа о привлечении порта к ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, отклонив довод о том, что порт является объектом внутреннего водного транспорта и в данном случае подлежат применению
ст. 11.16 КоАП РФ.
Обратите особое внимание на субъектный состав правонарушения, предусмотренного рассматриваемой нормой. В отличие от
ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой субъектами могут выступать граждане, должностные лица и организации,
ст. 11.16 юридических лиц в качестве субъектов не предусматривает. Данная
норма структурно расположена в гл. 11 "Административные правонарушения на транспорте" КоАП РФ, соответственно видовой ее объект - общественные отношения в сфере обеспечения законного функционирования транспорта.
В соответствии с ней нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.
Обеспечение пожарной безопасности на транспорте на сегодняшний день регламентируется
Законом о пожарной безопасности,
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре",
Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, а также нормативными документами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими требования пожарной безопасности на разных видах транспорта.
Правила пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами.
Следует отметить, что
ст. 11.16 КоАП РФ, являясь специальной нормой по отношению к
ст. 20.4 КоАП РФ относительно нарушения требований пожарной безопасности, выступает наряду с этим в определенной степени и условно общей по отношению к видам транспорта, ведь она закрепляет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и на железнодорожном, и на морском, и на внутреннем водном, и на воздушном транспорте.
Уголовная ответственность
До начала рассмотрения уголовной ответственности за нарушения в сфере пожарной безопасности отметим, что вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению согласно
ст. 1064 ГК РФ в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины лица, причинившего вред.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества.
Не забывайте, что, исходя из положений
ст. 15 ГК РФ, возмещению при этом подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2007 по делу N А82-19635/2005-4).
В соответствии с
ч. 1 ст. 219 УК РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)" регламентирует, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно
ч. 2 ст. 219 УК РФ то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
На основании
ч. 3 ст. 219 УК РФ деяние, предусмотренное
ч. 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" (далее - Постановление N 14) даны разъяснения в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем.
Согласно этому документу при решении вопроса о виновности лица в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем наступление последствий, предусмотренных
ст. 219 УК РФ, судам необходимо выяснять, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, и указывать на это в приговоре со ссылкой на конкретные пункты правил пожарной безопасности, которые были нарушены.
Субъектом преступления, предусмотренного
ст. 219 УК РФ, является лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативно-правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища; наниматели; арендаторы и т.д.).
Если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и тому подобное, то содеянное охватывается специальными составами преступлений (
ст. ст. 215,
216,
217,
218 УК РФ) и дополнительной квалификации по
ст. 219 УК РФ не требует.
Видовым объектом
ст. 219 УК РФ являются общественные отношения в сфере общественной безопасности, а родовым - общественная безопасность и общественный порядок.
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью (преступное легкомыслие или небрежность).
Статья 167 УК РФ регламентирует уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Состав данного преступления будет наличествовать только в случае, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
Видовым объектом преступления этой
статьи УК РФ являются отношения в сфере охраны собственности.
Квалифицированный состав данного преступления закреплен в
ч. 2 ст. 167 УК РФ. Его составляют те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При наличии какого-либо квалифицирующего признака это преступление наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Обратите внимание: квалифицировать такое преступление по
ч. 2 ст. 167 УК РФ возможно наряду с наличием соответствующих признаков только в случае реального причинения потерпевшему значительного ущерба. Если в результате указанных действий предусмотренные законом последствия не наступили по причинам, не зависящим от воли виновного, то содеянное при наличии у него умысла на причинение значительного ущерба должно рассматриваться как покушение на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (
ч. 3 ст. 30 и
ч. 2 ст. 167 УК РФ в их системном единстве).
При решении вопроса о том, причинен ли значительный ущерб собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности и материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества (см.
Постановление N 14).
Следует отметить также, что
ст. 167 УК РФ структурно расположена в гл. 21, поэтому в вопросе определения значительности ущерба необходимо руководствоваться
примечанием к ст. 158 УК РФ. Согласно его нормам значительный ущерб гражданину в статьях гл. 21 УК РФ определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 2500 руб.
Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, - это преступление по
ст. 168 УК РФ.
Видовой объект данного нарушения аналогичен видовому объекту
ст. 167 УК РФ.
Необходимо четко различать норму
ст. ст. 167 и
168 УК РФ по субъективной стороне. Квалифицировать уничтожение или повреждение чужого имущества по
ст. 168 УК РФ можно только в случае совершения его с неосторожной формой вины.
Данное преступление наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Обратите внимание также на то обстоятельство, что обязательным признаком состава преступления по
ст. 168 УК РФ является его крупность. Согласно
примечанию к ст. 158 УК РФ крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб.
Объективную сторону преступления, определенного ст. 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" УК РФ, составляют:
- уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности
(ч. 1);
- уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия
(ч. 2).
Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности согласно
ст. 261 УК РФ может заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, оставление без присмотра невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.).
Не относятся к предмету преступления, предусмотренного
ст. 261 УК РФ, деревья и кустарники на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных и иных культур, являющихся продукцией товарного производства или имуществом. Уничтожение или повреждение такой растительности является общественно опасным деянием против собственности и при наличии признаков состава преступления квалифицируется по
ст. 167 или
ст. 168 УК РФ.
Уголовная ответственность по
ч. 1 ст. 261 УК РФ наступает в случае неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (оставление непотушенным костра, легковоспламеняющихся веществ, использование машин и оборудования без искрогасителя и т.п.).
В результате умышленных действий (поджога) виновный несет ответственность по
ч. 2 ст. 261 УК РФ.
Видовым объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере экологии, а родовым - общественная безопасность и общественный порядок.
В.Колбасов
Юрист
Подписано в печать
27.08.2010