Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2008 N Ф08-6137/2008 по делу N А53-13567/2007-С4-19
Вывод суда о том, что заявитель не выполнил требования Правил пожарной безопасности в лесах, соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Суд пришел к правомерному выводу о наличии у Управления оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2008 N Ф08-6137/2008 по делу N А53-13567/2007-С4-19
Вывод суда о том, что заявитель не выполнил требования Правил пожарной безопасности в лесах, соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Суд пришел к правомерному выводу о наличии у Управления оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 декабря 2008 г. N Ф08-6137/2008
Дело N А53-13567/2007-С4-19
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Шапочка О.А., судей Прокофьевой Т.В. и Яценко В.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес", и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2008 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 (судьи Иванова Н.Н., Колесов Ю.И., Ткаченко Т.И.) по делу N А53-13567/2007-С4-19, установил следующее.
Государственное учреждение Ростовской области "Верхнедонской лесхоз" (правопредшественник Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес", далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области (далее - управление) от 27.08.2007 N 7/991 о привлечении к административной ответственности по
статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением от 15.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2007, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что управление нарушило порядок привлечения заявителя к административной ответственности - протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя учреждения, не извещенного о времени и месте проведения указанного процессуального действия.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция пришла к выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения учреждения к административной ответственности и необходимости рассмотрения вопроса о наличии в действиях заявителя состава правонарушения.
Решением от 06.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действия учреждения образуют состав вменяемого правонарушения.
Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения: захламленность гарей погибшими деревьями - естественный в природе процесс, завершающийся гниением деревьев в течение нескольких десятилетий; расчистка горельников осуществлялась в полном объеме; на всех участках в кв. 108, где велась разработка леса согласно лесорубочным билетам, очистка лесосек проведена путем складирования порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием. По мнению учреждения, суд не учел, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов за счет субвенций из федерального бюджета, средств областного бюджета Ростовской области.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв с 16 часов 40 минут 24.11.2008 до 14 часов 30 минут 28.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело внеплановую проверку по факту крупного лесного пожара, произошедшего 01.08.2007 на площади 150 га на землях лесного фонда учреждения. В ходе проверки установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности: захламленность гарей погибшими деревьями, образовавшаяся в результате пожаров в 1996 и 2002 годах; горельники не расчищены; в кв. 108 лесосеки не очищены от порубочных остатков. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.08.2007 и протоколе об административном правонарушении от 09.08.2007 N 30/996. Учреждению выдано предписание от 27.08.2007 N 2/991 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Постановлением управления от 27.08.2007 N 7/991 учреждение привлечено к административной ответственности на основании
статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа. Указанное постановление обжаловано в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно
подпункту "е" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются иные меры пожарной безопасности.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (
пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Материалы дела свидетельствуют, что пожар, возникший 01.08.2007, охватил кв. кв. 89, 90, 98, 99, 108, 117 Дубровского лесничества учреждения. Судебные инстанции установили, что на момент проверки в кв. 89 и 98 участки лесного фонда захламлены погибшими насаждениями сосны в результате низового пожара 1996 года; рубки ухода за лесом, предусмотренные лесоустройством, не проводились; пожар в кв. 117 Дубровского лесничества возник и распространился на площади 150 га, в том числе по причине захламленности лесного фонда.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что учреждение не выполнило требования
Правил пожарной безопасности в лесах, соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в том числе объяснению директора учреждения от 09.08.2007. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки выводов судов.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение
правил пожарной безопасности в лесах. Суды пришли к правомерному выводу о наличии у управления оснований для привлечения учреждения к административной ответственности.
Доводы подателя жалобы о недостаточном финансировании работ по осуществлению мер пожарной безопасности документально не подтверждены.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по делу N А53-13567/2007-С4-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ШАПОЧКА
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
В.Н.ЯЦЕНКО