Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 N 17АП-1105/2021-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2020 по делу N А60-53186/2020
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: Требование удовлетворено.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2020 по делу N А60-53186/2020
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2020 г. по делу N А60-53186/2020
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53186/2020 по заявлению Отделения НД и ПР по Железнодорожному району МО "г. Екатеринбург" ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" (ИНН 6673167847, ОГРН 1076673018388)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Г.А. Киселев, представитель по доверенности от 13.01.2020 N 86-15-11,
от заинтересованного лица: И.В. Зыков, представитель по доверенности от 16.07.2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении возражений на отзыв. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Отделение НД и ПР по Железнодорожному району МО "г. Екатеринбург" ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" (далее - заинтересованное лицо, ООО "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ") о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просит взыскать судебные расходы в размере 15000 руб. 00 коп. в случае отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Отделением НД и ПР по Железнодорожному району МО "г. Екатеринбург" ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 02.10.2020, 08.10.2020 при проведении выездной плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 187, расположенном по адресу: 620908, г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Свободы, 11.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности:
1. По проекту АУПС: принят кабель не в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 3156-2012 г.; отсутствует расчет резервных источников питания, расчет звукового давления (согласно протоколу исследования N 122п от 02.10.2020 г. по проверке работоспособности автоматической пожарной сигнализации). ПП N 390 от 25.04.2012 года ППР РФ п. 61, ГОСТ 3156-2012 г.;
2. Дымовые пожарные извещатели расположены на расстоянии менее 50 см. от осветительных приборов, звуковые оповещатели расположены на расстоянии менее 150 мм от потолка (согласно протоколу исследования N 122п от 02.10.2020 г. по проверке работоспособности автоматической пожарной сигнализации). ПП N 390 от 25.04.2011 года ППР РФ п. 61, СП 3.13130.2009 п. 4.4, СП 5.13130.2009 п. 13.3.6;
3. ПКП расположены относительно друг друга на расстоянии менее 5 см., находятся в корпусе 2 этажа объекта защиты (согласно протоколу исследования N 122п от 02.10.2020 г. по проверке работоспособности автоматической пожарной сигнализации). ПП N 390 от 25.04.2012 года ППР РФ п. 61, СП 5.13130.2009 п. 13.14.8, п. 13.14.5;
4. Ручные пожарные извещатели во всех спальных помещениях расположены на высоте менее (1,5 +/- 0,1) м. от уровня пола до органа управления (согласно протоколу исследования N 123п от 02.10.2020 г. по измерению уровня звука при сработке системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); ручной пожарный извещатель, находящийся на 2 этаже напротив группы N 4 расположен на высоте 123 мм (согласно протоколу исследования N 122п от 02.10.2020 г. по проверке работоспособности автоматической пожарной сигнализации). ПП N 390 от 25.04.2012 года ППР РФ п. 61, СП 5.13130.2009 п. 13.13.1;
5. Звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в спальных помещениях: группы N 5 2 этажа (уровень звука постоянного шума - 47,4 дБА; уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами СОУЭ - 60,3 дБА), группы N 21 этажа (уровень звука постоянного шума - 44,6 дБА; уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами СОУЭ - 44,9 дБА) (согласно протоколу исследования N 123п от 02.10.2020 г. по измерению уровня звука при сработке системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). ПП N 390 от 25.04.2012 года ППР РФ п. 61, СП 3.13130.2009 п. 4.2.
В ходе проведения мероприятия по надзору установлено, что обязательства по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре осуществляет ООО "ССС" (ИНН 6673167847, ОГРН 1076673018388, лицензия МЧС России N 4-Б/00785 от 14.03.2013 года), на основании договора N 01/01/2020-ТО на техническое обслуживание оборудования пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре от 01.01.2020 года.
При проверке установлено, что ООО "ССС" осуществляет деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, изложенных в подпункте "д" пункта 4, пункте 7 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 08.10.2020 N 630.
Выявленные недостатки свидетельствуют об осуществлении лицензиатом лицензируемого вида деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
По факту правонарушения уполномоченным административным органом составлен протокол от 20.10.2020 N 858, который вместе с материалами проверки и заявлением о привлечении ООО "ССС" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) направлен в Арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензируемым видом деятельности в силу ст. 3 данного Закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с п. 4 Положения одним из условий соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
На основании пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
В соответствии с подпунктом "д" п. 4 названного Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статье 51 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, при этом защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
На основании пункта 61 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390, при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Исходя из указанных норм, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ", приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту смонтированных на объекте установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, возложило на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации.
При таких обстоятельствах, общество является лицом, ответственным за выявленные нарушения, в силу условий заключенного договора.
Факт нарушений обществом с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" требований названных нормативных актов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заинтересованным лицом надлежащим образом не опровергнут.
Действия общества, связанные с нарушением вышеназванных требований, являются грубыми нарушениями лицензионных требований и образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" выразилась в том, что имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен. Получив лицензию на осуществление частной охранной деятельности, общество взяло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, но при осуществлении такой деятельности допустило нарушение предъявляемых требований.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в действиях заинтересованного лица, является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, случайном характере совершения предпринимателем рассматриваемого правонарушения. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности не позволяют суду сделать вывод о малозначительности совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Санкция ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ не предусматривает такую меру административного наказания как предупреждение.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, действующей с 04.07.2016, субъектам малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
ООО "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" является субъектом малого и среднего предпринимательства, относится к категории микропредприятие, что подтверждается Единым реестром субъектов малого предпринимательства.
Согласно ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку ООО "ССС" является субъектом малого и среднего предпринимательства, к административной ответственности привлекается впервые, административным органом не доказан факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, наличие имущественного ущерба, в связи с чем суд считает возможным назначить ООО "ССС" административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, суд отказывает в удовлетворении требований заинтересованного лица о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" (ИНН 6673167847, ОГРН 1076673018388) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
3. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗ СВЯЗЬ СТАНДАРТ" (ИНН 6673167847, ОГРН 1076673018388) о взыскании судебных расходов отказать.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Е.В.БУШУЕВА