Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2022 N Ф07-14973/2022 по делу N А56-118517/2021
Требование: О признании недействительным предписания об устранении обществом (управляющая организация) нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общество ссылается на нарушение прав.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку многоквартирный дом не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами; в поэтажных коридорах установлены двери, закрывающиеся на замки, в отдельной части коридора допускается хранение личных вещей, шкафов; предписание признано правомерным.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2022 N Ф07-14973/2022 по делу N А56-118517/2021
Требование: О признании недействительным предписания об устранении обществом (управляющая организация) нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общество ссылается на нарушение прав.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку многоквартирный дом не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами; в поэтажных коридорах установлены двери, закрывающиеся на замки, в отдельной части коридора допускается хранение личных вещей, шкафов; предписание признано правомерным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2022 г. по делу N А56-118517/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" Горбачевской О.О. (доверенность от 01.06.2022), от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления по Московскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Гильштейн Ф.И. (доверенность от 22.11.2021), рассмотрев 08.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2022 по делу N А56-118517/2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (196143, г. Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5; ОГРН 1089847251889; ИНН 7810520970; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления по Московскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 116; далее - Отдел) от 24.08.2021 N 36-1-731/1/1.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представитель Отдела просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на основании решения от 09.08.2021 N 36-1-731 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом, осуществляющим управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 50, корп. 3, ранее выданного предписания от 09.08.2019 N 2-18-717/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 24.08.2021 N 36-1-731, что указанное предписание Обществом не исполнено: здание многоквартирного дома высотой более 28 м не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами; не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу более 5 лет; отсутствует резервный насос-повыситель для системы внутреннего противопожарного водопровода; в поэтажных коридорах установлены двери, закрывающиеся на замки, имеющие конструкцию, не позволяющую их свободно открывать изнутри без ключа; в отдельной части коридора допускается хранение сгораемых материалов, личных вещей, шкафов; для отделки стен коридоров применены материалы класса пожарной опасности более КМ2; не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения данных материалов.
В связи с этим Отдел пришел к выводу о нарушении Обществом требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 6, части 11 статьи 13, статьи 134, таблицы 28 (29), части 4 статьи 145, части 7 статьи 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктами 26, 27, 48 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), пунктом 12.3 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 10.13130.2009), пунктом 4.4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 486.1311500.2020).
Об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 15.07.2022 Обществу выдано предписание от 24.08.2021 N 36-1-731/1/1.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как предусмотрено статьей 134 Закона N 123-ФЗ, строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (часть 1); требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2); техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними (часть 3); область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 6).
В пункте 26 Правил N 1479 указано, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В силу пункта 27 Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов (подпункт "б").
Согласно пункту 48 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
При любом количестве рабочих агрегатов в насосной установке должен быть предусмотрен по крайней мере один резервный насосный агрегат, который должен обеспечить максимальные расчетные значения подачи и напора наиболее производительного насосного агрегата. Если насосные агрегаты однотипны, то резервный насосный агрегат применяется аналогичной конструкции. Резервный насосный агрегат должен автоматически включаться при невыходе на рабочий режим, аварийном отключении или несрабатывании любого из основных насосных агрегатов (пункт 12.3 СП 10.13130.2009).
Согласно пункту 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной сигнализации все помещения независимо от площади.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в многоквартирном доме по указанному адресу допущено нарушение требований пожарной безопасности: здание дома не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами; не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу более 5 лет; отсутствует резервный насос-повыситель для системы внутреннего противопожарного водопровода; в поэтажных коридорах установлены двери, закрывающиеся на замки, имеющие конструкцию, не позволяющую их свободно открывать изнутри без ключа; в отдельной части коридора допускается хранение сгораемых материалов, личных вещей, шкафов; для отделки стен коридоров применены материалы класса пожарной опасности более КМ2; не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения данных материалов.
Как установлено судами, Общество осуществляет управление указанным многоквартирным домом, в связи с чем именно оно является ответственным лицом, отвечающим за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности предписания Отдела, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2022 по делу N А56-118517/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (196143, г. Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5; ОГРН 1089847251889; ИНН 7810520970) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 04.08.2022 N 7250.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Е.А.АНИКИНА
В.М.ТОЛКУНОВ