Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2022 N Ф07-18254/2022 по делу N А56-118519/2021
Требование: О признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстоятельства: Обществу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты (офисные помещения в здании многофункционального назначения).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание является законным, основания для признания нарушенными прав и законных интересов общества отсутствуют.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2022 N Ф07-18254/2022 по делу N А56-118519/2021
Требование: О признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстоятельства: Обществу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты (офисные помещения в здании многофункционального назначения).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание является законным, основания для признания нарушенными прав и законных интересов общества отсутствуют.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2022 г. по делу N А56-118519/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" Горбачевской О.О. (доверенность от 01.06.2022), от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления по Московскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Гильштейна Р.И. (доверенность от 22.11.2021), рассмотрев 13.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А56-118519/2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (196143, г. Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5; ОГРН 1089847251889; ИНН 7810520970; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления по Московскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 116; далее - Отдел) от 24.08.2021 N 36-1-732/1/1.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и
постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представитель Отдела просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на основании решения от 09.08.2021 N 36-1-732 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом на объекте защиты (офисные помещения в здании многофункционального назначения, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 24, корп. 3) ранее выданного ему предписания от 09.08.2019 N 2-18-712/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 24.08.2021 N 36-1-732, что указанное предписание Обществом не исполнено: помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; не проведена проверка наружных металлических лестниц на прочность более 5 лет; в помещениях подвала (слесарская мастерская, столярная мастерская, мастерская сантехников) высота прохода на путях эвакуации в свету менее 1,9 м; мастерские размещены в подвальном этаже, имеющем выход в общую лестничную клетку; лестница, ведущая из подвального этажа на первый, не ограждена глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
В связи с этим Отдел пришел к выводу о нарушении Обществом требований пожарной безопасности, предусмотренных
пунктом 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пункта 4.4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности",
пунктов 16,
17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479),
пунктов 4.2.18,
4.4.20 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 15.07.2022 Обществу выдано предписание от 24.08.2021 N 36-1-732/1/1.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный
Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как предусмотрено
пунктом 16 Правил N 1479, на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов
(подпункт "б").
Руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (
подпункт "б" пункта 17 Правил N 1479).
Согласно
пункту 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной сигнализации все помещения независимо от площади.
В соответствии с
пунктом 4.2.18 СП 1.13130.2020 высота эвакуационных выходов в свету должна быть, как правило, не менее 1,9 м.
В силу
пункта 4.4.20 СП 1.13130.2020 в зданиях I и II степеней огнестойкости класса С0 допускается предусматривать эвакуационные лестницы 2-го типа из вестибюля до второго этажа при условии отделения вестибюля от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа. При этом выход из лестниц подвального или цокольного этажа, предусмотренных по условиям технологии, в указанный вестибюль не допускается.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на объекте защиты по указанному адресу допущено нарушение требований пожарной безопасности: помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; не проведена проверка наружных металлических лестниц на прочность более 5 лет; в помещениях подвала (слесарская мастерская, столярная мастерская, мастерская сантехников) высота прохода на путях эвакуации в свету менее 1,9 м; мастерские размещены в подвальном этаже, имеющем выход в общую лестничную клетку; лестница, ведущая из подвального этажа на первый, не ограждена глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
При этом, исходя из того, что в соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, суды отклонили довод Общества о неправомерности предписания в связи с тем, что оно не является собственником спорных помещений.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности предписания Отдела, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с
частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А56-118519/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (196143, г. Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5; ОГРН 1089847251889; ИНН 7810520970) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.09.2022 N 8862.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
А.Г.КУДИН
В.М.ТОЛКУНОВ