Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2022 N Ф07-18254/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 N 13АП-12800/2022 по делу N А56-118519/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Заявитель оспаривает предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, так как считает, что не несет ответственность за пожарную безопасность нежилых помещений, поскольку не является их собственником, занимает помещение по договору безвозмездного пользования.
Решение: Отказано.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 N 13АП-12800/2022 по делу N А56-118519/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Заявитель оспаривает предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, так как считает, что не несет ответственность за пожарную безопасность нежилых помещений, поскольку не является их собственником, занимает помещение по договору безвозмездного пользования.
Решение: Отказано.


Содержание


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2022 г. N 13АП-12800/2022
Дело N А56-118519/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Горбачевская О.О. по доверенности от 01.06.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12800/2022) ООО "ЖКС N 1 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 по делу N А56-118519/2021, принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 1 Московского района"
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Московского района управления по Московскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (ОГРН: 1089847251889, адрес: 196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, 5, далее - ООО "ЖКС N 1 Московского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (адрес: 196006, Санкт-Петербург, Московский пр-кт, д. 116, далее - Отдел, заинтересованное лицо) от 24.08.2021 N 36-1-732/1/1.
Решением от 08.04.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 1 Московского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что не является собственником спорного помещения, занимает помещение по договору безвозмездного пользования, следовательно, не несет ответственности за пожарную безопасность нежилых помещений.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отдел, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, во исполнение решения о проведении выездной проверки от 09.08.2021 N 36-1-732, в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 09.08.2019 N 2-18-712/1/1 (срок устранения - 01.08.2021), в рамках федерального государственного пожарного надзора, в период с 11.08.2021 по 24.08.2021, совместно с представителями юридического лица, проведена внеплановая проверка в отношении объекта: офисные помещения, принадлежащие Обществу и расположенные в здании многофункционального назначения по адресу: Санкт-Петербург, пр-т Юрия Гагарина, д. 24, корп. 3.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
1) помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 4.4 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 486.1311500.2020);
2) не проведена проверка наружных металлических лестниц на прочность более 5-ти лет, в нарушение пункта 17 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1479);
3) в помещениях подвала высота прохода на путях эвакуации в свету менее 1,9 метра (слесарская мастерская, столярная мастерская и мастерская сантехников), в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.2.18 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020);
4) в подвальном этаже, имеющем выход в общую лестничную клетку, размещены мастерские, в нарушение пункта 16 Постановления N 1479;
5) лестница, ведущая из подвального этажа на первый, не ограждена глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.20 СП 1.13130.2020.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 24.08.2021 N 36-1-732/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен до 15.07.2022.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со статьей 6 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием Обществу вменено нарушение требований пункта 4.4 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, пунктов 4.4.20, 4.2.18 СП 1.13130.2020, пунктов 16, 17 Постановления N 1479.
Факт нарушения приведенных требований Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, пунктов 4.4.20, 4.2.18 СП 1.13130.2020, пунктов 16, 17 Постановления N 1479 установлен судом первой инстанции и административным органом в ходе проверки, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут.
Как следует из материалов дела, Общество использует (эксплуатирует) офисные помещения, встроенные в здание многофункционального назначения, на основании договора безвозмездного пользования N 1-И от 25.04.2005, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом. Эксплуатация здания Обществом не оспаривается, в настоящее время в спорных помещениях работают его сотрудники.
Общество с 2005 года осуществляет пользование нежилыми помещениями, а также производит ремонт в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
Состояние нежилых помещений, встроенных в здание многофункционального назначения должно соответствовать требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 1479, обязательных для применения и исполнения всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.
Из приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что заявитель обязан обеспечить надлежащее содержание нежилых помещений, встроенных (пристроенных) в здание многофункционального назначения, в том числе посредством обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности.
На основании вышеизложенного Общество, которое осуществляет пользование нежилыми помещениями, встроенными (пристроенными) в здание многофункционального назначения, является лицом, обязанным поддерживать эти помещения в исправном состоянии и нести все расходы на их содержание, а также соблюдать требования пожарной безопасности, и следовательно, нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, обязано выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что не является собственником спорного помещения, занимает помещение по договору безвозмездного пользования, следовательно, не несет ответственности за пожарную безопасность нежилых помещений.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности обязано соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, Общество, приняв во владение спорный объект недвижимости в силу изложенных выше требований Закона N 69-ФЗ, обязано обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при содержании указанного имущества.
Доказательства того, что устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности возможно исключительно в ходе капитального ремонта Обществом в материалы дела не представлены.
По мнению апелляционного суда, оспариваемое Обществом предписание отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Отделом нарушений требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание ОНДПР Московского района от 24.08.2021 N 36-1-732/1/1 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания указанного предписания недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2022 года по делу N А56-118519/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
М.И.ДЕНИСЮК
Л.В.ЗОТЕЕВА