Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2017 N Ф07-9737/2017 по делу N А44-9193/2016
Требование: Об оспаривании в части предписания ГУ МЧС РФ.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в отношении принадлежащего ему здания III степени огнестойкости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не представлены сертификаты на отделочные материалы (внутренняя отделка стен в здании выполнена материалами - бумажными обоями и деревянной рейкой, - обладающими более высокой пожарной опасностью); коридоры и проходы по маршруту эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2017 N Ф07-9737/2017 по делу N А44-9193/2016
Требование: Об оспаривании в части предписания ГУ МЧС РФ.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в отношении принадлежащего ему здания III степени огнестойкости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не представлены сертификаты на отделочные материалы (внутренняя отделка стен в здании выполнена материалами - бумажными обоями и деревянной рейкой, - обладающими более высокой пожарной опасностью); коридоры и проходы по маршруту эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. по делу N А44-9193/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 27.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" на
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.02.2017 (судья Киселева М.С.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А44-9193/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания", место нахождения: 174401, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, Речной переулок, дом 2, ОГРН 1025300990230, ИНН 5320016111 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (с учетом уточнения требования в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, место нахождения: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Прусская, дом 10/12, ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197 (далее - отдел) от 28.09.2016 N 285/1/1.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2017, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 16.06.2017, предписание признано недействительным в части пункта 1, как несоответствующего
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), Федеральному
закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). На отдел возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем частичной отмены предписания. Также с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области взыскано в пользу Общества 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на неисполнимость оспариваемого предписания, а также полагает, что требования нормативных актов по пожарной безопасности, нарушение которых ему вменяется, не применяются в отношении эксплуатируемого Обществом здания ХIХ века постройки.
Мотивированный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с
частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со
статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отделом на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов от 16.09.2016 N 285 в период с 20.09.2016 по 28.09.2016 с целью контроля исполнения предписания от 28.09.2015 N 344/1/1 проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности на эксплуатируемом в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности объекте - расчетно-кассовом участке, расположенном по адресу: город Боровичи, улица Дзержинского дом 43 (далее - объект, здание).
В ходе проверки установлено, что нарушения, указанные в предписании от 28.09.2015 N 344/1/1, не устранены. По результатам проверки отдел составил акт от 28.09.2016 N 285 и выдал предписание от 28.09.2016 N 285/1/1, в котором указал Обществу на необходимость до 01.09.2017 устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- отсутствует второй эвакуационный выход из здания, что не соответствует
статье 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
подпунктам 4.2.1,
7.1.11,
7.6.1 СП 1.13130.2009 Свода правил "Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2009),
пункта 6.13 СНиП 21-01-97* (пункт 1 предписания);
- для отделки стен в общих коридорах здания применены материалы с более высоким классом пожарной опасности чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2; сертификаты на отделочные материалы не представлены, что нарушает
пункт 6.25 СНиП 21-01-97*,
статью 134,
таблицу 28 Закона N 123-ФЗ (пункт 2 предписания);
- не оборудованы помещения здания в соответствии с утвержденным проектом эвакуационным освещением: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в местах изменения (перепада) уровня пола и покрытия, в зоне каждого изменения направления маршрута, при пересечении проходов и коридоров, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения, в местах размещения плана эвакуации, что не соответствует
статье 89 Закона N 123-ФЗ,
пунктам 33 и
43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
пункту 4.3.1 СП 1.13130.2009,
пункту 7.104 и
7.105 СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение",
пункту 4.3,
4.4 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" (далее - СП 31-110-2003) (пункт 3 предписания).
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недействительными пункт 1 предписания ввиду его несоответствия требованиям
Закона N 73-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (
статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны (
статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного
Закона.
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены в
статье 6 Закона N 123-ФЗ, из
пункта 2 части 1 которой следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях определены
статьей 134 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с
частью 1 статьи 134 Закона N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
Пунктом 6.25* СНиП 21-01-97* предусмотрено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе.
Согласно положениям
статьи 149 Закона N 123-ФЗ соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов. При этом, именно заявитель обязан подтвердить при проведении проверки соответствие применяемых им в отделке эвакуационных путей материалов требованиям пожарной безопасности (представить необходимые сертификаты, полученные от изготовителя или продавца отделочных материалов).
Из материалов дела следует и судами установлено, что объект проверки - принадлежащее на праве собственности Обществу здание III степени огнестойкости относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 3.5. Также судами установлено и заявителем не оспаривается, что внутренняя отделка стен путей эвакуации в здании выполнена материалами - бумажными обоями и деревянной рейкой, - обладающими более высокой пожарной опасностью, чем установленные нормативы (Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2).
Сертификаты на отделочные материалы Обществом не представлены.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии у отдела правовых оснований для указания Обществу об устранении поименованных в пункте 2 оспариваемого предписания нарушений.
В соответствии с
частью 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Одним из способов оповещения людей о пожаре, управления их эвакуацией и обеспечения безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях является включение эвакуационного (аварийного) освещения (
пункт 4 части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
пункту 4.3.1 СП 1.13130.2009 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями, в частности,
СП 31-110-2003.
Как предусмотрено
пунктом 4.3 СП 31-110-2003, эвакуационное освещение в общественных заданиях следует устраивать в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 человек.
Из материалов проверки следует и Обществом не оспаривается, что спорные помещения здания, в частности, коридоры и проходы по маршруту эвакуации, не оборудованы эвакуационным освещением.
С учетом данных обстоятельств суды обоснованно констатировали законность предписания в части требований отдела о выполнении заявителем положений нормативных актов по пожарной безопасности, изложенных в пункте 3 оспариваемого ненормативного правового акта.
При таком положении суды правомерно признали оспариваемое предписание в обжалуемой части соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Довод Общества о неправомерном применении к зданию ХIХ века постройки требований
СНиП 21-01-97*, принятых после его возведения, судом кассационной инстанции отклоняется.
Нормы и правила
СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Согласно
пункту 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Общества, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, послуживших основанием для принятия решения от 03.02.2017 и
постановления от 16.06.2017.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
часть 5 статьи 200,
части 1 -
5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (
статьи 198,
200,
201 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
Принимая во внимание положения
пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с
пунктом 12 части 1 той же статьи, кассационный суд полагает, что подателю жалобы в лице Общества надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб. при обращении с жалобой в кассационную инстанцию.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.02.2017 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А44-9193/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1025300990230, ИНН 5320016111; место нахождения: 174401, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, Речной переулок, дом 2) из средств федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 11.07.2017 N 876.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ