Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2022 N Ф07-20369/2021 по делу N А21-4213/2021
Требование: О признании незаконными в части предписания управления МЧС РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта защиты - здания выявлено нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности, создающего угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2022 N Ф07-20369/2021 по делу N А21-4213/2021
Требование: О признании незаконными в части предписания управления МЧС РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта защиты - здания выявлено нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности, создающего угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2022 г. по делу N А21-4213/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., рассмотрев 16.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского областного союза рыболовецких колхозов на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А21-4213/2021,
установил:
Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, адрес: 236006, Калининград, Ленинский пр., д. 13А, ОГРН 1023900994985, ИНН 3906008967 (далее - Союз, КОСРК), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными пунктов 6, 7, 11, 12, 13, 16, 18 и 20 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, ОГРН 1043902848835, ИНН 3906129263 (далее - Управление), от 29.01.2021 N 7/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Союз, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы не согласен с вменяемыми ему нарушениями, изложенными в пунктах 6, 7, 11, 12, 13, 16, 18 и 20 оспариваемого предписания, и считает его в оспариваемой части незаконным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Управления от 11.01.2021 N 7 в период с 19.01.2021 по 29.01.2021 была проведена плановая выездная проверка объекта защиты - здания, расположенного по адресу: Калининград, Ленинский пр., д. 13А, по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и вынесено предписание от 29.01.2021 N 7/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, заключающихся в том числе в следующем:
- на лестничной клетке здания устроены помещения в нарушение подпункта "к" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479) (пункт 6);
- на лестничной клетке здания размещаются встроенные шкафы, открыто проложены кабели и провода, чем нарушены требования пункта 23 Правил N 1479, пункта 4.4.9 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 19.03.2020 N 194 (пункт 7);
- на примененные для покрытия полов на путях эвакуации из здания материалы (ламинат, линолеум) отсутствуют документы, подтверждающие, что их пожарная опасность не превышает КМ 3 (для лестничной клетки), КМ 4 (для общих коридоров), чем нарушены требования пункта 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) (пункт 11);
- на каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации из здания отсутствуют документы, подтверждающие их негорючесть, чем нарушены требования пункта 5 статьи 134 Закона N 123-ФЗ (пункт 12);
- отдельные запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушены требования пункта 26 Правил N 1479 (пункт 13);
- на люк выхода с лестничной клетки на чердак отсутствует документ, подтверждающий, что предел его огнестойкости не менее EI 30 (2-го типа), чем нарушены требования статей 88, 90 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.7. Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (пункт 16);
- не проведена проверка внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу, а также работоспособности задвижки с электроприводом, чем нарушены требования пунктов 48, 52 Правил N 1479 (пункт 18);
- на путях эвакуации частично отсутствуют знаки пожарной безопасности, чем нарушены требования пункта 23 Правил N 1479 (пункт 20).
Не согласившись с указанным предписанием в части нарушений, указанных в пунктах 6, 7, 11, 12, 13, 16, 18 и 20, Союз обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии необоснованных требований, возложенных на заявителя оспариваемым предписанием.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу КОСРК не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В силу частей 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.
Исходя из положений части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, если положениями данного закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "к" пункта 16 Правил N 1479 на объектах защиты запрещается среди прочего устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
Согласно пункту 23 Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
Пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что на лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 1479 запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В силу пункта 7.7 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 м, определяемой в соответствии с пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В соответствии с пунктами 48, 50 Правил N 1479 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого; обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно пункту 5 статьи 134 Закона N 123-ФЗ каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Окрашенные лакокрасочными покрытиями каркасы из негорючих материалов должны иметь группу горючести НГ или Г1.
Пунктом 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ определены требования к отделке помещений на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости. Указанная правовая норма является отсылочной к требованиям, установленным в таблицах 28 и 29 приложения к названному Закону.
Установив нарушение Союзом приведенных выше требований действующего законодательства, создающее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайной ситуации техногенного характера, суды пришли к выводу о наличии у Управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кроме того, судами принято во внимание привлечение КОСРК (по факту выявления указанных нарушений) к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Управления от 12.02.2021 N 10/4-5-51, законность которого подтверждена решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06.04.2021 по делу N 12-118/21.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу N А21-4213/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского областного союза рыболовецких колхозов - без удовлетворения.
Возвратить Калининградскому областному союзу рыболовецких колхозов, адрес: 236006, Калининград, Ленинский пр., д. 13 А, ОГРН 1023900994985, ИНН 3906008967, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 24.11.2021 N 376.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ
Судьи
А.Г.КУДИН
С.В.СОКОЛОВА