Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2022 N Ф07-20369/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 N 13АП-29436/2021 по делу N А21-4213/2021
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что заявителем на лестничной клетке здания устроены помещения, в которых хранились вещи и горючие материалы, открыто проложены кабели и провода, не представлены документы, подтверждающие применение материалов на путях эвакуации соответствующих классов пожарной безопасности, не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационных выходов.
Решение: Отказано.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 N 13АП-29436/2021 по делу N А21-4213/2021
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что заявителем на лестничной клетке здания устроены помещения, в которых хранились вещи и горючие материалы, открыто проложены кабели и провода, не представлены документы, подтверждающие применение материалов на путях эвакуации соответствующих классов пожарной безопасности, не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационных выходов.
Решение: Отказано.


Содержание


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2021 г. N 13АП-29436/2021
Дело N А21-4213/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Иваница А.Г., по доверенности от 19.04.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29436/2021) Калининградского областного Союза Рыболовецких колхозов на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021 по делу N А21-4213/2021, принятое
по заявлению Калининградского областного Союза Рыболовецких колхозов
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области
о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Калининградский областной союз рыболовецких колхозов (далее - Союз, КОСРК, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Калининградской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 7/1/1 от 29.01.2021, в части нарушений, указанных в пунктах 6, 7, 11, 12, 13, 16, 18 и 20.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Союз обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Калининградской области N 7 от 11.01.2021, была проведена плановая выездная проверка в отношении Калининградского областного союза рыболовецких колхозов.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте N 7 от 29.01.2021.
Калининградскому областному союзу рыболовецких колхозов выдано предписание N 7/1/1 от 29.01.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Не согласившись с указанным предписанием в части нарушений, указанных в пунктах 6, 7, 11, 12, 13, 16, 18 и 20, Калининградский областной союз рыболовецких колхозов обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания, в связи с чем, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя этот Закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно положениям статей 37, 38 Закона N 69-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с абзацем 1 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено требование для должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункты 1 части 1).
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент), должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Таким образом, в силу указанных норм права внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований. Грубых нарушений при проведении проверки административным органом не допущено.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 5 данного закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Таким образом, при отсутствии расчетов пожарного риска либо в случае, если пожарный риск превышает допустимые значения, условием соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности будет одновременное выполнение обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, и требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу частей 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Приказом Росстандарта от 03.06.2019 N 1317 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 212 указанного Перечня к таким документам отнесен Свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
В силу пункта 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 624 Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - разработчик) и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Таким образом, своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер. Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Согласно пункту 6 предписания: в лестничной клетке здания устроены помещения (п. п. к) п. 16 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479)).
В соответствии с требованиями п. п. к) п. 16 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479) на объектах защиты запрещается, в том числе устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
При проведении проверки установлено, что в лестничной клетке здания устроены помещения, в которых хранились вещи и горючие материалы.
Факт наличия указанных помещений подтверждается фотографиями, сделанными в период проведения проверки и техническим паспортом здания.
Пункт 7 предписания: в лестничной клетке здания размещаются встроенное шкафы, открыто проложенные кабели и провода (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479), п. 4.4.9. СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утвержден Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 3 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона применяются ранее действовавшие требования.
В соответствии с требованиями пункта 4.4.9. СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утвержден Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194) (далее - СП 1.13130) в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В соответствии с требованиями п. 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие с 01.01.19 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7) (далее - СНиП 21-01-97) в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств), для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования п. 4.4.9. СП 1.13130 не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений N 123-ФЗ.
Факт отсутствия встроенных шкафов в лестничной клетке здания подтверждается техническим паспортом здания, в котором они отсутствуют. Наличие встроенных шкафов и открыто проложенных электрических кабелей подтверждается фотографиями.
Пункт 11 предписания: на материалы (ламинат, линолеум), примененные для покрытия полов на путях эвакуации из здания отсутствуют документы, подтверждающие их пожарную опасность не более, чем - КМ 3 для лестничной клетки, - КМ 4 для общих коридоров (ч. 6 ст. 134 N 123-ФЗ 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Пункт 12 предписания: на каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации здания отсутствуют документы, подтверждающие их негорючесть (ч. 5 статьи 134 N 123-ФЗ 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Пункт 16 предписания: на люк выхода из лестничной клетки на чердак, отсутствует документ, подтверждающий его предел огнестойкости не менее EI 30 (2-го типа) (ст. 88, ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.7. СП 4.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" (утвержден Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288)) (далее - СП 4.13130).
В соответствии с пунктом 6 ст. 134 N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных at спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различного функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (то есть установлены требования пожарной безопасности к материалам и определенные ограничения по их использованию).
В соответствии с частью 1 статьи 32 N 123-ФЗ здание относится к классу функциональной пожарной Ф4.3 (здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов).
Исходя из таблицы 28 N 123-ФЗ для здания класса функциональной пожарной Ф4.3, для покрытия полов на путях эвакуации не допускается применять материалы класса пожарной опасности не более, чем: КМ 3 для лестничной клетки, КМ 4 для общих коридоров.
В соответствии с частью 1 статьи 133 N 123-ФЗ производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 134 N 123-ФЗ техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
При проведении проверки заявителем не были представлены документы, подтверждающие применение материалов на путях эвакуации соответствующих классов пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями п. 7.5. СП 4.13130 на чердаках зданий и сооружений, за исключением зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размером не менее 0,6 х 0,8 метра.
В соответствии с требованиями п. 7.6. СП 4.13130 выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра.
В соответствии с требованиями п. 7.7. СП 4.13130 в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.
В соответствии с требованиями п. 8.4* СНиП 21-01-97* в чердаках зданий кроме зданий класса Ф 1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 x 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 x 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам
Пункт 13 предписания: частично запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, п. 26 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
В период проведения проверки на дверях эвакуационных выходов были установлены запоры, не обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа, что подтверждается фотоматериалами.
Пункт 18 предписания: не проведена проверка внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу, а также проверка работоспособности задвижки с электроприводом (п. 48, п. 52 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
В период проведения проверки документов (акта проверки, журнала эксплуатации систем противопожарной защиты), подтверждающих проведение проверки внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу, а также проверки работоспособности задвижки с электроприводом заявителем представлено не было, что подтверждается объяснением председателя правления Калининградского областного союза рыболовецких колхозов от 29.01.2021.
Пункт 20 предписания: на путях эвакуации частично отсутствуют знаки пожарной безопасности (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479)).
В период проведения проверки частично знаков пожарной безопасности в здании не имелось, что подтверждается фотографиями.
Судом первой инстанции установлено, что в пункте 20 предписания речь идет не о световых знаках пожарной безопасности применяемых в составе системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а о знаках пожарной безопасности, размещаемых на путях эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (далее - ГОСТ 12.4.026-2015) знак пожарной безопасности: Знак безопасности, предназначенный для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара).
В соответствии с пунктом 6.1.1 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки безопасности по видам применяемых материалов могут быть несветящимися, световозвращающими и фотолюминесцентными.
В соответствии с пунктом 6.1.2 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки безопасности по конструктивному исполнению могут быть плоскими или объемными.
В соответствии с пунктом 6.1.2.1 ГОСТ 12.4.026-2015 плоские знаки имеют одно цветографическое изображение на плоском носителе и хорошо наблюдаются с одного направления, перпендикулярного к плоскости знака.
В соответствии с пунктом 6.1.2.2 ГОСТ 12.4.026-2015 объемные знаки имеют два и более цветографических изображений на сторонах соответствующего многогранника (например, на сторонах тетраэдра, пирамиды, куба, октаэдра, призмы, параллелепипеда и т.д.). Цветографическое изображение объемных знаков может наблюдаться с двух и более различных направлений.
Таким образом, учитывая, что указанные в выданном предписании нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайной ситуации техногенного характера, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Судом также установлено, что по факту выявленных нарушений постановлением заинтересованного лица N 10/4-5-51 от 12.02.2021 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда по делу N 12-118/21 указанное постановление оставлено без изменения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого предписания Управлением соблюдены, порядок его вынесения не нарушен.
Действия ГУ МЧС по Калининградской области основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2021 по делу N А21-4213/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.И.ТРОЩЕНКО