Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2017 N Ф07-6400/2017 по делу N А52-2752/2016
Требование: Об оспаривании предписания управления МЧС.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты (многоквартирный дом), находящемся под управлением общества.
Решение: Требование удовлетворено частично, признан недействительным пункт предписания в части указания по второму эвакуационному выходу из здания, заблокированному решеткой и кирпичом, поскольку обществом не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода, запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2017 N Ф07-6400/2017 по делу N А52-2752/2016
Требование: Об оспаривании предписания управления МЧС.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты (многоквартирный дом), находящемся под управлением общества.
Решение: Требование удовлетворено частично, признан недействительным пункт предписания в части указания по второму эвакуационному выходу из здания, заблокированному решеткой и кирпичом, поскольку обществом не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода, запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N А52-2752/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области Матченя Ю.А. (доверенность от 26.04.2017), рассмотрев 11.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "Пароменское" на
решение Арбитражного суда Псковской области от 07.02.2017 (судья Самойлова Т.Ю.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Потеева А.В., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А52-2752/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью управляющая организация "Пароменское" (место нахождения: г. Псков, ул. Киселева, д. 8; ОГРН 1076027009563; ИНН 6027108161; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (место нахождения: г. Псков, ул. Инженерная, д. 92; ОГРН 1046000322961; ИНН 6027085570; далее - Отдел) от 27.05.2016 N 151/1/1.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2017 пункт 2 предписания Отдела в части предписывающего указания по второму эвакуационному выходу из здания, заблокированному решеткой и кирпичом, признан недействительным. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и
постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержат неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отдел на основании распоряжения от 20.05.2016 N 151 в период с 25.05.2016 по 26.05.2016 провел внеплановую выездную проверку соблюдения Обществом требований пожарной безопасности на объекте защиты (многоквартирный дом), расположенном по адресу: г. Псков, ул. Народная, д. 19, находящемся под его управлением.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 26.05.2016 N 151, что на указанном объекте защиты руководителем Общества не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода; эвакуационные выходы с поэтажных коридоров и из здания на первом этаже слева относительно центрального входа заблокированы (закрыты на ключ, 2-й выход закрыт решеткой и кирпичом), на 2 этаже дверь с поэтажного коридора заколочена, запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 1,2 м.
Об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.10.2016 Отдел выдал Обществу предписание от 27.05.2016 N 151/1/1.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности предписания Отдела (за исключением пункта 2 в части указания по второму эвакуационному выходу из здания, заблокированному решеткой и кирпичом), в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный
Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в силу требований которых руководитель организации обеспечивает исправность внутреннего противопожарного водопровода
(пункт 55); запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа
(пункт 35); при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, блокировать двери эвакуационных выходов (
подпункты "а",
"б" пункта 36).
Как предусмотрено
пунктом 6.16 строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в нарушение упомянутых требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности Обществом на указанном объекте защиты не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода; эвакуационные выходы с 1 по 5 этажи с поэтажных коридоров, а также из здания на первом этаже левая сторона относительно центрального входа заблокированы (закрыты на ключ), на 2 этаже дверь с поэтажного коридора заколочена, запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 1,2 м.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции, исходя из того, что ширина выхода с лестницы N 2 составляет 0,74 м (том 1, л.д. 144), а выход с лестницы N 1 заблокирован кирпичом и ДВП (том 1, л.д. 140), пришел к выводу о правомерности и обоснованности предписания Отдела в указанной части, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами не принят во внимание довод заявителя о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям
СНиП 21-01-97*, введенных в действие после введения в эксплуатацию объекта защиты.
В соответствии с
пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Исходя из того, что Общество, обязанное в силу
части 5 статьи 6 и
части 7 статьи 64 Закона N 123-ФЗ предоставить декларацию пожарной безопасности, не представило доказательств отсутствия недопустимого риска для безопасности жизни или здоровья людей в связи с несоответствием размеров эвакуационных выходов установленным требованиям, суды отклонили данный довод заявителя.
Довод подателя жалобы об отсутствии на объекте защиты внутреннего противопожарного водопровода рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, как противоречащий имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с
частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 07.02.2017 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по делу N А52-2752/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "Пароменское" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО