Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2021 N 306-ЭС21-1128 отказано в передаче дела N А57-31428/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2020 N Ф06-67831/2020 по делу N А57-31428/2019
Требование: О признании недействительным предписания административного органа в части.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки общества выявил нарушения требований пожарной безопасности, выдал предписание устранить выявленные нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт нарушения обществом обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании административного органа.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2020 N Ф06-67831/2020 по делу N А57-31428/2019
Требование: О признании недействительным предписания административного органа в части.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки общества выявил нарушения требований пожарной безопасности, выдал предписание устранить выявленные нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт нарушения обществом обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании административного органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2020 г. N Ф06-67831/2020
Дело N А57-31428/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Открытого акционерного общества "Балашовслюда" - Инамова М.М., доверенность от 01.10.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балашовслюда"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020
по делу N А57-31428/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Балашовслюда" (412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Карла Маркса, д. 26, ОГРН 1026401584516, ИНН 6440000725), заинтересованные лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, пл. Соборная, д. 7, ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733), заместитель главного государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору полковник внутренней службы Степанов Виктор Александрович (410028, г. Саратов, пл. Соборная, д. 7), о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
открытое акционерное общество "Балашовслюда" (далее - ОАО "Балашовслюда", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 2, 6, 12, 15, 18, 20 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области, административный орган, Управление) от 03.10.2019 N 68/1/68.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2020 оставлено без изменения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.08.2019 N 68 ГУ МЧС России по Саратовской области проведена плановая выездная проверка ОАО "Балашовслюда", по результатам которой составлен акт от 03.10.2019 N 68.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (далее - СНиП 21-01-97*), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР в РФ), норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009), свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, здесь и далее по тексту имеется в виду Государственный стандарт "ГОСТ 25772-83. Государственный стандарт Союза ССР. Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия", утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 18.04.1983 N 72.
03.10.2019 административным органом обществу выдано предписание N 68/1/68 об устранении нарушений выявленных требований пожарной безопасности, согласно которому ОАО "Балашовслюда" надлежит в срок до 01.07.20120 устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, в том числе административное здание, здание корпуса N 2 и здание сторожки не в полном объеме оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, таблицы 2 СП 3.13130.2009, таблицы 2 НПБ 104-03) (пункт 2); в административном здании по периметру кровли отсутствует ограждение, выполненное в соответствии с ГОСТ 25772 (нарушение части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 8.11* СНиП 21-01-97*) (пункт 6); в зданиях учреждения не обозначено место, специально отведенное для курения табака, знаком "Место для курения", а также в лестничных клетках, на цокольном этаже, в чердачных помещениях и на территории не размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (пункт 14 ППР в РФ) (пункт 12); здания не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением с расходов воды не менее 15 л/с (нарушение пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 5.2 СП 8.13130.2009) (пункт 15); зданиях учреждения все системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре локальны и не взаимосвязаны между собой (нарушение части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 12.48 НПБ 88-2001) (пункт 18); в зданиях учреждения тип систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям (выполнен 2-и тип СОУЭ для оповещения 3 этажа, 3-й тип СОУЭ для оповещения части помещений 1-го этажа (нарушение части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, таблицы 2 пункта 5 НПБ 104-03) (пункт 20).
Общество, полагая, что пункты 2, 6, 12, 15, 18, 20 выданного административным органом предписания являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанные пункты предписания являются законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности, в частности Сводом правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, здесь и далее по тексту имеется в виду примечание 7 к таблице 2 СП 3.13130.2009.
Согласно требованиям СП 3.13130.2009 здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа, тип системы оповещения выбирается в соответствии с таблицей 2. В соответствии с примечанием к таблице 2 допускается не оснащать СОУЭ, одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 кв. м без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей.
Как верно указали суды, материалы дела не содержат доказательств отнесения административного здания, здания корпуса N 2 и здания сторожки к объектам, которые допускается не оснащать СОУЭ.
Согласно пункту 8.11 СНиП 21-01-97* в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
В ходе выездной проверки объекта ОАО "Балашовслюда", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. К. Маркса, 26, заместителем главного государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору майором внутренней службы Алферьевым А.А. осуществлен замер высоты здания при помощи электронной лазерной рулетки, максимальная высота здания составила 14,7 м, а минимальная 12,8 м при ширине здания 18,8 м, и расчетном уклоне кровли 11%.
Доказательств того, что высота здания не превышает 9,9 м, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, административное здание должно быть оборудовано ограждением по периметру кровли, предписание административного органа в данной части является законным.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака: в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.
В силу пункта 14 ППР в РФ специально выделенные места и изолированные помещения должны быть выделены знаками "Место для курения", а в лестничных клетках, на цокольном этаже, в чердачных помещениях и на территориях не предназначенных для курения должны быть размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено".
Административным органом установлено, что на территории общества не определены места для курения.
В соответствии с пунктом 5.2 СП 8.13130.2009 расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблице 2.
В силу статьи 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения ОАО "Балашовслюда", а также территории организации должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров с расходом воды не менее 15 л/с, наружное водоснабжение для нужд пожаротушения.
В ходе проверки установлено, что здания ОАО "Балашовслюда" не обеспечены наружным водоснабжением для нужд пожаротушения.
В соответствии с требованиями частей 4, 5 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием; автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Согласно разделу 2 НПБ 88-2001 система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста; установка пожарной сигнализации - совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технические устройства.
В ходе проверки административным установлено, что вывод сигнала о срабатывании всех локальных систем автоматической пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения Росгвардии, не осуществляет автоматическое срабатывание системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, на объекте система оповещения и система обнаружения пожара не взаимосвязаны и в случае возникновения пожара автоматическое обнаружение и оповещение людей о пожаре не произойдет.
В соответствии с пунктом 5 таблицы 2 НПБ 104-03 предприятия торговли должны оборудоваться системами СОУЭ по типам. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя (площадь или этажность здания). Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания. Торговые помещения, расположенные на первых этажах трех и четырех этажных зданиях должны быть оборудованы 4 типом СОУЭ.
Административным органом установлено, что имеющаяся на объекте заявителя система оповещения не соответствует требуемому типу.
Выявленные ГУ МЧС России по Саратовской области нарушения требований противопожарной безопасности обществом не опровергнуты.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суды в ходе судебного разбирательства пришли к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом обязательных требований пожарной безопасности указанных в предписании административного органа от 03.10.2019 N 68/1/68.
Отклоняя доводы общества о том, что здание сторожки не подлежит оснащению СОУЭ 2 типа, поскольку является проходным, без постоянного присутствия людей, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно примечанию к таблице 2 СП 3.13130.2009 для признания здания не подлежащим оснащению СОУЭ требует одновременное соблюдение следующих условий: здание является одноэтажным складским или производственным зданием, состоит из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 кв. м без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду примечание 7 к таблице 2 СП 3.13130.2009, а не примечание 2.
Судами установлено, что для здания сторожки категория по взрывопожарной и пожарной опасности обществом не определена, заявителем не представлены доказательства того, что здание сторожки отвечает критериям, указанным в примечании 2 СП 3.13130.2009.
Принимая во внимание названные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
В этой связи излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Балашовслюда".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А57-31428/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Балашовслюда" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 30.09.2020 N 467). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ