Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 10.03.2020 N 306-ЭС20-1390 отказано в передаче дела N А55-35537/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2019 N Ф06-53117/2019 по делу N А55-35537/2018
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что заказчик неправомерно в аукционной документации установил требование о предоставлении во второй части заявок документа, подтверждающего статус мониторинговой организации, или документа, подтверждающего наличие договора с мониторинговой организацией на предоставление данных о срабатывании систем противопожарной защиты. Антимонопольный орган жалобу заявителя признал необоснованной.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные условия не противоречат антимонопольному законодательству и направлены на соблюдение требований, предусмотренных законодательством по пожарной безопасности.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2019 N Ф06-53117/2019 по делу N А55-35537/2018
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что заказчик неправомерно в аукционной документации установил требование о предоставлении во второй части заявок документа, подтверждающего статус мониторинговой организации, или документа, подтверждающего наличие договора с мониторинговой организацией на предоставление данных о срабатывании систем противопожарной защиты. Антимонопольный орган жалобу заявителя признал необоснованной.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные условия не противоречат антимонопольному законодательству и направлены на соблюдение требований, предусмотренных законодательством по пожарной безопасности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2019 г. N Ф06-53117/2019
Дело N А55-35537/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Москалева С.Ю., доверенность от 11.02.2019,
ответчика - Догушкиной А.Ф., доверенность от 01.10.2019, Крицкой Е.О., доверенность от 13.09.2019, Липатова А.С. (директор),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория безопасности" на
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019
по делу N А55-35537/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория безопасности" (ОГРН 10556312013746 ИНН 6312060905) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, третьи лица: Государственное казенное учреждение Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений", Главное управление организации торгов Самарской области, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория безопасности" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании решения комиссии управления по контролю в сфере закупок от 21.09.2018 по делу N 1222-13129-18/4 недействительным и обязании антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения жалобы общества по существу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - заказчик), а также Главное управление организации торгов Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0142200001318011773 о проведении открытого аукциона в электронной форме с наименованием объекта закупки "Техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации".
В аукционной документации заказчик установил требование о предоставлении во второй части заявок участников электронного аукциона следующих документов: документ, подтверждающий статус Мониторинговой организации, с осуществлением своей деятельности на территории г.о. Самара; прямой договор с ФГКУ "3 отряд ФПС по Самарской области" на эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования ПАК систем мониторинга, расположенного в г.о. Самара; документ, подтверждающий наличие Договора с Мониторинговой организацией на предоставление данных о срабатывании систем противопожарной защиты, полученных в круглосуточном режиме на 2018 год, на территории г.о. Самара.
На участие в электронном аукционе было подано восемь заявок, по результатам рассмотрения первых частей заявок одна заявка была отозвана и 7 заявок допущено к участию в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок к участию в электронном аукционе допущено 3 участника, снижение составило 4,00%.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на конкурсную документацию заказчика, указывая на необоснованное установление заказчиком в аукционной документации требований о предоставлении вышеуказанных документов, которые, по мнению общества, направлены на ограничение конкуренции. В жалобе общество также указало на то, что
ГОСТ Р 56935-2016,
ГОСТ Р 57974-2017 применяются на добровольной основе и просило признать незаконным уклонение в ходе процедуры разъяснения раскрыть информацию о списке организаций, которые выполняют функции "Мониторинговой организации" на территории г.о. Самара.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 21.09.2018 по делу N 1222-13129-18/4 о признании жалобы необоснованной.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно
части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе разрешает заказчику в описании объекта закупки использовать требования, изложенные, в том числе, в документах национальной системы стандартизации (ГОСТ).
Согласно
пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным
пунктом 1 части 1,
частями 2 и
2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным
пунктами 3 -
9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу пункта 2.5 Технического задания во второй части заявки участник обязан предоставить один из нижеперечисленных документов: документ, подтверждающий статус Мониторинговой организации, с осуществлением своей деятельности на территории г.о. Самара; прямой договор с ФГКУ "3 отряд ФПС по Самарской области" на эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования ПАК систем мониторинга, расположенного в г.о. Самара; документ, подтверждающий наличие Договора с Мониторинговой организацией на предоставление данных о срабатывании систем противопожарной защиты, полученных в круглосуточном режиме на 2018 год, на территории г.о. Самара.
Общество считает, что действующим законодательством не установлены требования о наличии данных документов для участия в вышеуказанном открытом аукционе.
Вместе с тем суды пришли к выводу о том, что правомерность включения спорного условия в аукционную документацию не противоречит требованиям закона, а именно,
статье 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом
Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868,
распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р,
Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, Своду правил "
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного
приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/10, Регламенту подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров "Стрелец-Мониторинг" (приложение к приказу ГУ МЧС России по Саратовской области от 30.06.2015 N 313),
пункту 9.2.2. ГОСТ Р 53325-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", утвержденный
приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст,
ГОСТу Р 56935-2016 и направлено на соблюдение заказчиком и исполнителем работ требований, предусмотренных нормативно-техническими документами Российской Федерации по пожарной безопасности.
Аналогичные выводы содержатся и в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 306-КГ17-3454 по делу N А57-1796/2016.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду ГОСТ Р 56935-2016, утвержденный приказом Росстандарта от 31.05.2016 N 447-ст, а не ГОСТ Р 569-2016. | |
Включение в документацию
ГОСТ Р 569-2016,
ГОСТ Р 57974-2017, подлежащих добровольному применению, также не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно пояснениям заказчика использование данных ГОСТов направлено на соблюдение государственным заказчиком и исполнение исполнителем государственного контракта (победителем закупки) требований, предусмотренных нормативно-техническими документами Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Применение вышеуказанных ГОСТов обеспечивает надлежащее выполнение требований пожарной безопасности, не является нарушением, влекущим какую-либо ответственность, и не противоречит требованиям
Закона о контрактной системе и позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением требований технического регламента.
Данная правовая позиция соответствует также
определению Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629 по делу N А56-115357/2018.
В части доводов заявителя о незаконности бездействия заказчика, выразившемся в уклонении на стадии разъяснении документации раскрыть информацию о списке организаций, которые выполняют функции "Мониторинговой организации" на территории г.о. Самара, антимонопольным органом нарушений не установлено. При этом заказчик по сути поступившего запроса указал на невозможность дачи разъяснений в силу того, что предоставление данного списка не является компетенцией заказчика.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о том, что решение антимонопольного органа соответствует нормами действующего законодательства и не подлежит отмене.
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А55-35537/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ