Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2015 N Ф05-4979/2015 по делу N А41-52612/14
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за неисполнение обязанности по уборке порубочных остатков, предписания об устранении нарушения лесного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, общество обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки и, следовательно, на нем лежит обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2015 N Ф05-4979/2015 по делу N А41-52612/14
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за неисполнение обязанности по уборке порубочных остатков, предписания об устранении нарушения лесного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, общество обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки и, следовательно, на нем лежит обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N А41-52612/14
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецовым А.М.
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "МОЭСК" - Бирюкова О.В. доверенность от 23 января 2015 года N 23/08,
от заинтересованного лица: Комитет лесного хоз-ва - Пензин А.В. доверенность от 30 декабря 2014 года N 26дов-573,
рассмотрев 12 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства МО
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 ноября 2014 года,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 29 января 2015 года,
принятое судьями Мищенко Е.А., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК") об оспаривании постановления и предписания Комитета лесного хозяйства МО
установил:
ОАО Московская объединенная электросетевая компания филиал Восточные электрические сети (далее - заявитель, общество, ОАО "МОЭСК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, комитет) по делу об административном правонарушении от 11 августа 2014 года N 17-147/2014 и предписания от 28 мая 2014 года б/н об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Комитет лесного хозяйства МО, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, вина Общества, установленная по материалам дела об административном правонарушении, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, ОАО "МОЭСК" не принял все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательства принятия таких мер в материалах дела отсутствуют).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ОАО "МОЭСК", в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области по делу об административном правонарушении от 11 августа 2014 года N 17-147/2014 ОАО "МОЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 185 000 рублей. В качестве противоправного деяния вменено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима выразившееся в том, что на лесных участках в составе лесного фонда в квартале 48 выдел 10; квартале 60 выдел 3; квартале 38 выдел 19; квартале 59 выдел 20 (лесопарковой зоны) Мишеронского участкового лесничества в 250 м юго-восточнее п. Мишеронский Шатурского муниципального района, на которых расположены линии электропередач Вл 110 кВ Рошаль - Мишеронь, Мишеронь - Ундол, заготовленная древесина в виде спиленных деревьев оставлена на месте рубки с необрубленными кронами и неопиленными сучьями, не складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой. Факт нарушения требований пунктов 19, 21, 35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, пп. "а" пункта 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в группах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 подтверждены актом осмотра территории от 15 мая 2014 года и фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 28 мая 2014 года N 17-147/2014. Одновременно обществу выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства в срок до 28 июня 2014 года, которым предписано произвести очистку просек на вышеуказанном земельном участке под линии электропередач Вл 110 кВ от горючих материалов (порубочных остатков, древесины с необрубленными кронами и неопиленными сучьями) согласно правил пожарной безопасности в лесах.
Полагая, что постановление и предписание не соответствуют закону, вынесены без достаточных на то оснований ОАО "МОЭСК" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Признавая незаконным постановление суд сделал вывод о том, что обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО "МОЭСК". Между тем, суды исходя из того, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, пришел к выводу о том, что решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества. Заявитель, так и подрядная организация, осуществляющая работы по договору, не наделены правом распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственником и не могут нести затраты по содержанию чужого имущества, в связи с чем судами сделан вывод об отсутствии вины общества. Предписание же признано незаконным, поскольку не отвечает требованиям исполнимости.
Выводы судов ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет административную ответственность по части 3 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения выражается в деянии как активного (действие), так и пассивного (бездействие) характера, нарушающем требования правил пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Из пункта 21 вышеуказанных Правил следует, что места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, ОАО "МОЭСК" как собственник линий электропередач ВЛ 110 кВ Рошаль - Мишеронь, Мишеронь-Ундол с отпайками должен постоянно содержать просеки указанных ЛЭП в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение пунктов 19, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, заготовленная древесина в виде спиленных деревьев оставлена на месте рубки с необрубленными кронами и неопиленными сучьями, не складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, ОАО "МОЭСК" обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Таким образом, ОАО "МОЭСК", как справедливо отмечено судами, является субъектом вмененного административного правонарушения.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд исходили из того, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Между тем, из оспариваемого постановления следует, что вмененное обществу нарушение выражено в том, что после проведения работ по вырубке и опиловке деревьев для содержания просек под линиями электропередачи в безлесном состоянии, порубочные остатки не убраны, заготовленная древесина в виде спиленных деревьев оставлена на месте рубки с необрубленными кронами и неопиленными сучьями, не складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой.
Таким образом, обществу вменено неисполнение обязанности по уборке порубочных остатков, а не заготовленной древесины, в связи с чем является ошибочным вывод судов об отсутствии вины. Ссылка суда первой инстанции на изложенные выше нормы, исключающие возможность общества распоряжаться заготовленной древесиной не свидетельствует об отсутствии у ОАО "МОЭСК" обязанности по соблюдению требований пунктов 19, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
В силу пункта 61 "Правил заготовки древесины", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года N 337 (далее - Правила заготовки древесины), содержащемуся в четвертом разделе "Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины", очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО "МОЭСК".
Привлекая общество за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, комитет указал в качестве основания для такой квалификации на несоблюдение обществом режима повышенной пожароопасной обстановки, которым предусмотрено введение особого противопожарного режима на территории Московской области с 01 мая 2014 года.
Согласно пункту 7 Постановление Губернатора Московской области от 30 апреля 2014 года N 80-ПГ оно вступает в силу с момента подписания.
Исходя из положений Закона Московской области от 23 апреля 2003 года N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области", Постановления Губернатора Московской области от 13 апреля 2001 года N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области", постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Официальными источниками опубликования постановлений Губернатора Московской области являются Информационный вестник Правительства Московской области и газета "Ежедневные новости. Подмосковье" (пункт 1 Постановления Губернатора Московской области от 13 апреля 2001 года N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области").
Постановление Губернатора Московской области от 30 апреля 2014 года N 80-ПГ опубликовано 30 апреля 2014 года на Интернет-портале Правительства Московской области, а правонарушение выявлено 15 мая 2014 года, то есть после официального опубликования данного постановления Губернатора Московской области.
Поскольку данное Постановление Губернатора Московской области от 30 апреля 2014 года N 80-ПГ на момент выявления правонарушения (15 мая 2014 года) было официально опубликовано, ответственность за допущенное обществом административное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления незаконным. Нарушения процедуры и сроков привлечения к ответственности судами не установлено.
Признавая незаконным оспариваемое предписание об устранении нарушений лесного законодательства суды указали в качестве единственного основания незаконности его неисполнимость.
Частью 1 статьи 96 ЛК РФ предусмотрено осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
В силу части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области (пункт 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22).
Основной целью деятельности ГКУ МО "Мособллес" является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
Согласно Уставу, утвержденного Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 03 августа 2012 года N 13, в границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области, учреждение осуществляет, в том числе, федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 15 августа 2012 года N 5 утвержден перечень должностных лиц ГКУ МО "Мособллес", имеющих право осуществлять государственный лесной контроль и надзор, к которым относятся и инженеры организации лесной охраны.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом ГКУ МО "Мособллес" в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора.
Предписанием предложено устранить допущенное нарушение путем произвести очистку просек на вышеуказанном земельном участке под линии электропередач Вл 110 кВ от горючих материалов (порубочных остатков, древесины с необрубленными кронами и неопиленными сучьями) согласно правилам пожарной безопасности в лесах. В связи с тем, что обязанность по очистке просек, как следует из закона и установлено судами возложена на ОАО "МОЭСК", предписание обязательно к исполнению.
Ввиду доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, выразившееся в нарушении пунктов 19, 21, 35 Правил пожарной безопасности, то и требования общества о признании незаконным и отмене предписания от 28 мая 2014 года удовлетворению не подлежат.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, комитет) по делу об административном правонарушении от 11 августа 2014 года N 17-147/2014 и предписания от 28 мая 2014 года б/н об устранении нарушения лесного законодательства.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года по делу N А41-52612/14 отменить. В удовлетворении заявленных требований ОАО "МОЭСК" - отказать.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ