Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2023 N Ф05-3309/2023 по делу N А40-119372/2022
Требование: Об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявитель считает, что оспариваемое предписание вынесено необоснованно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание содержит конкретное нарушение, мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить заявителю.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2023 N Ф05-3309/2023 по делу N А40-119372/2022
Требование: Об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заявитель считает, что оспариваемое предписание вынесено необоснованно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание содержит конкретное нарушение, мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить заявителю.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2023 г. по делу N А40-119372/22
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Холодковой Ю.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Таскаева Я.А., доверенность от 10.10.2018;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены;
от третьего лица: Гончаров А.С., доверенность от 26.02.2023;
рассмотрев 02 марта 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - "Северный Народный Банк" (АО) с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 10 октября 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-119372/22
по заявлению "Северный Народный Банк" (АО)
об оспаривании предписания
к 3 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве, Главному управлению МЧС России по г. Москве,
третье лицо: ООО "ТРАНСГАЗ",
установил:
"Северный Народный Банк" (АО) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к 3 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве и Главному управлению МЧС России по г. Москве об оспаривании предписания Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - Управление) от 03.03.2022 N 48/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ТРАНСГАЗ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, "Северный Народный Банк" (АО) обратилось с кассационной жалобой, в которой просит
решение и
постановление изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными пунктов 2, 4, 6, 9, 11 - 16 предписания Главного управления МЧС России по г. Москве от 03.03.2022 N 48/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 25.02.2022 по 03.03.2022 Управлением проводилась плановая выездная проверка в отношении общества по адресу: г. Москва, Петровский бульвар, д. 11.
В ходе проверки выявлены факты нарушения обязательных требований пожарной безопасности, по итогу проверки составлен акт проверки от 03.03.2022 N 48, выдано предписание от 03.03.2022 N 48/2 (сроком до 10.06.2022).
Выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. Помещение насосной станции не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях -
пункт 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
2. Для предотвращения распространения продуктов горения при пожаре в помещениях различных этажей по воздуховодам систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования не предусмотрены воздушные затворы и противопожарные нормально открытые клапаны -
статья 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);
часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);
пункт 25 Правил противопожарного режима;
пункты 6.10 и
6.19 Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013).
3. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями -
пункт 15 Правил противопожарного режима.
4. Допущено применение дверей помещений производственного и складского назначения, а также помещений для инженерного оборудования и технического обслуживания, подлежащих категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, не соответствующих типу заполнения проемов (с неопределенном пределом огнестойкости) в противопожарных перегородках, а именно: пом. 4, пом. 2 на цокольном этаж, пом. 8, пом. 7, пом. 1, пом. 2 на первом этаже -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
части 2 и
3 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 25 Правила противопожарного режима;
пункт 5.1.2 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013).
5. Не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ помещений (пожарных отсеков) складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, а именно: пом. 4, пом. 2 на цокольном этаж, пом. 8, пом. 7, пом. 1, пом. 2 на первом этаже -
пункт 12 Правил противопожарного режима.
6. Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничных площадок. Ширина лестничных площадок менее ширины марша, а именно: ширина лестничного марша в уровне 1 этажа составляет 0,494 м -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
статья 89 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 4.4.2 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020).
7. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа -
пункт 26 Правил противопожарного режима.
8. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке -
пункт 54 Правил противопожарного режима.
9. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с требованиями
части 4 статьи 4 и
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов), из коридоров подвального (цокольного) этажа без естественного проветривания при пожаре отсутствует система противодымной защиты здания, обеспечивающая защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения, система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
часть 1 статьи 53,
статья 56 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 23 Правил противопожарного режима;
пункт 7.2 СП 7.13130.2013.
10. Декоративно-отделочные и облицовочные материалы, окраска (отделка) стен, а также покрытие полов и лестничных клеток на путях эвакуации выполнены с применением материалов, не имеющих сертификаты в области пожарной безопасности, подтверждающие характеристики пожарной опасности, установленных требованиями нормативных документов, а именно: отделка пола на 2 этаже -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
статьи 134,
144 -
146 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 25 Правил противопожарного режима;
пункт 4.1.2 СП 1.13130.2020.
11. Отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (табло "ВЫХОД"), а именно: выход на лестничную клетку на втором этаже, выход из цокольного этажа -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
статья 84 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункты 23,
36,
37 Правила противопожарного режима;
пункты 3.3,
5.1,
5.3,
6 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
пункты 3.1 и
3.14 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных
приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03).
12. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с требованиями
части 4 статьи 4 и
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов), а именно: лестница, предусмотренная для сообщения между подвальным и первым этажом не отгорожена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; подвальный этаж не обеспечен эвакуационным выходом непосредственно наружу и не обособлен от общей лестничной клетки здания; выход из подвала через общую лестничную клетку в тамбур с обособленным выходом наружу, не отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
часть 1 статьи 53,
часть 4 статьи 89,
часть 5 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 23 Правила противопожарного режима;
пункт 4.18 СП 4.13130.2013;
пункт 7.23* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.
13. Помещения банка для хранения ценностей и архивы не оборудованы автоматической установкой пожаротушения -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
статья 84 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 54 Правила противопожарного режима;
пункт 10,
таблица 3 пункта 31.1 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных
приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03);
пункт 4.10 Ведомственных норм проектирования ВНП-001-95 "Здания учреждений Центрального банка Российской Федерации", утвержденных приказом Банка России от 11.10.1995 N 02-214 (ВНП-001-95).
14. Пути эвакуации проходят через коридоры, имеющие выходы из лифтовых шахт, ограждающие конструкции которых (включая двери шахт лифтов) не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам не менее Е 30, противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4,
части 1,
15 и
16 статьи 88,
часть 14 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 23 Правил противопожарного режима;
пункт 6.1.37 СП 4.13130.2013.
15. Пространство за подвесными потолками (при высоте от перекрытия до подвесного потолка 0,4 метра) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 54 Правил противопожарного режима;
таблица 2 пункта 11 НПБ 110-03.
16. При удалении продуктов горения из коридоров дымоприемные устройства размещены на шахтах под потолком коридора, ниже верхнего уровня дверного проема -
статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ;
часть 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 23 Правила противопожарного режима;
пункт 7.7 СП 7.13130.2013.
В силу
статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
При этом государственные инспекторы по пожарному надзору вправе давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (
статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ,
подпункт "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Суды правомерно указали, что действующее законодательство устанавливает, что условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации. При этом само предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования реально исполнимы.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Суды обоснованно отметили, что задачами проверки являются: осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки. Мероприятие по контролю связанное с обследованием зданий, строений сооружений, помещений, посредством их визуального осмотра, направленное на соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Мероприятие по контролю связанное с анализом документов проверяемого лица, изданных и (или) полученных им, в целях проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
статья 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
Согласно
частям 2 и
3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями Федерального закона N 123-ФЗ (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 184-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Суды обоснованно отметили, что выявленные Управлением нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Суды правомерно указали, что приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Дальнейшая эксплуатация проверенных объектов без устранения указанных в предписании нарушений может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
При этом суды обоснованно указали, что устранение нарушений требований пожарной безопасности не связано с необходимостью реконструкции, капитального ремонта или с вмешательством в объемно-планировочное решение зданий.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предписание содержит конкретное нарушение, а также мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить обществу.
По вопросу ответственности арендатора судами обоснованно принято во внимание, что на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.08.2021 N СНБ/21-22 собственник - ООО "ТРАНСГАЗ" (далее - арендодатель) передал обществу (далее - арендатор) во временное возмездное пользование нежилые помещения, общей площадью 461,92 кв. м (-1 этаж (цокольный), общей площадью 92 кв. м; 1 этаж, общей площадью 210,39 кв. м, 2 этаж, общей площадью 159,53 кв. м), расположенные по адресу: г. Москва, Петровский бульвар, д. 11.
Из акта приема-передачи от 01.08.2021 помещений по адресу: г. Москва, Петровский бульвар, д. 11 (к договору аренды недвижимого имущества от 01.08.2021 N СНБ/21-22) следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает вышеуказанное помещение, претензий по передаваемому имуществу в аренду у арендатора к арендодателю нет. В соответствии с пунктом 2.2.13 договора аренды от 01.08.2021 N СНБ/21-22 ответственность за своевременное обслуживание пожарной сигнализации в помещении обязан нести арендатор.
В соответствии с пунктом 1.2 арендодатель передал помещения в состоянии, пригодном для его нормальной эксплуатации, в соответствии с пунктом 2.2.2 арендатор обязан поддерживать имущество в состоянии, пригодном для его нормальной эксплуатации.
На первом и втором этажах помещения арендатором возведены временные перегородки, которые внесли изменения в объемно-планировочные решения и послужили основанием для создания условий по ухудшению безопасной эвакуации людей в случае пожара.
Безопасность жизни и здоровья людей с точки зрения пожарной безопасности обеспечивается комплексом мероприятий, направленных, с одной стороны, на минимизацию вероятности возникновения пожара, а с другой, на безусловное обеспечение безопасности людей в случае, если пожар произошел. В этой связи, как обоснованно отметили суды, вопрос обеспечения безопасности жизни и здоровья людей заключается в принятии мер конструктивного, объемно-планировочного, инженерно-технического и организационного характера, необходимых и достаточных для предотвращения влияния на людей опасных факторов пожара при проведении процесса эвакуации людей в случае пожара из объекта.
Суды указали, что нарушения, содержащиеся в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 03.03.2022 N 48/2, указывают на отсутствие условий безопасной эксплуатации помещений, относятся к путям эвакуации, работоспособности противопожарных систем, ограничению распространения опасных факторов пожара.
Судами установлено, что из пункта 5.5 договора аренды от 01.08.2021 N СНБ/21-22 следует, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующим законодательством.
Согласно
статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе, несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Изложенное, как правомерно отметили суды, свидетельствует о том, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Суды обоснованно указали, что наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что договор аренды регулирует гражданско-правовые обязанности сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства. Ответственность арендодателя за противопожарное состояние помещения (с учетом разграничения правами на владение имуществом) не освобождает арендатора от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и ответственности за нарушение указанных правил перед государством и разграничивается имущественными правами.
Также судами правомерно учтено, что в соответствии с
пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 N 1346 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467"
НПБ 110-03 и
НПБ 104-03 считаются действующими до 01.03.2022, то есть действующими на момент проведения проверки. В соответствии с
пунктом 10 НПБ 110-03, здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий
Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, а в
пункте 31.1 таблицы III указано, что помещения хранилищ ценностей в банках оборудуются автоматической системой пожаротушения по
ВНП-001-95 (действующих на момент введения в эксплуатацию объекта защиты).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предписание исключает возможность двоякого толкования, изложение является кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами, в связи с чем в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных
статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая необходима для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений
статьи 286 и
части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных
статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь
статьями 284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2022 года и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2022 года по делу N А40-119372/22 оставить без изменения, кассационную жалобу "Северный Народный Банк" (АО) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Ю.Е.ХОЛОДКОВА