Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2023 N Ф05-3309/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 N 09АП-83084/2022 по делу N А40-119372/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания ГУ МЧС России об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки ГУ МЧС России были выявлены факту нарушения обязательных требований пожарной безопасности, по итогу проверки составлен акт проверки, выдано оспариваемое предписание. Оспариваемое предписание вынесено обоснованно, содержит конкретное нарушение, а также мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить обществу.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 N 09АП-83084/2022 по делу N А40-119372/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания ГУ МЧС России об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки ГУ МЧС России были выявлены факту нарушения обязательных требований пожарной безопасности, по итогу проверки составлен акт проверки, выдано оспариваемое предписание. Оспариваемое предписание вынесено обоснованно, содержит конкретное нарушение, а также мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить обществу.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2022 г. N 09АП-83084/2022
Дело N А40-119372/22
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: С.Л. Захарова, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Северный народный банк" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-119372/22(93-918)
по заявлению АО "Северный народный банк"
к 1) 3 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве; 2) ГУ МЧС России по г. Москве
третье лицо: ООО "Трансгаз"
о признании недействительным предписание,
при участии:
от заявителя: Саидова О.Н. по дов. от 12.08.2020;
от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
от третьего лица: Таскаева Я.А. по дов. от 01.12.2022;
установил:
АО "Северный народный банк" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 03.03.2022 N 48/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он поддерживает апелляционную жалобу заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица поддержал апелляционную жалобу заявителя, привел свои доводы.
В судебное заседание ответчики своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 25.02.2022 по 03.03.2022 3 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве проведена плановая выездная проверка в отношении "СЕВЕРНЫЙ НАРОДНЫЙ БАНК" (АО) по адресу: г. Москва, Петровский бул., д. 11.
В ходе проверки были выявлены факту нарушения обязательных требований пожарной безопасности, по итогу проверки составлен акт проверки от 03.03.2022 N 48, выдано предписание от 03.03.2022 N 48/2. (сроком до 10.06.2022).
Так были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. Помещение насосной станций не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях - п. 51 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
2. Для предотвращения распространения продуктов горения при пожаре в помещения различных этажей по воздуховодам систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования не предусмотрены воздушные затворы и противопожарные нормально открытые клапаны - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 25 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 6.10, п. 6.19 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности";
3. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями - п. 15 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
4. Допущено применение дверей помещений производственного и складского назначения, а также помещений для инженерного оборудования и технического обслуживания, подлежащих категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, не соответствующих типу заполнения проемов (с неопределенном пределом огнестойкости) в противопожарных перегородках, а именно: пом. 4, пом. 2 на цокольном этаж, пом. 8, пом. 7, пом. 1, пом. 2 на 1-ом этаже - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ч. 2, 3 ст. 88 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 25 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям";
5. Не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, а именно: пом. 4, пом. 2 на цокольном этаж, пом. 8, пом. 7, пом. 1, пом. 2 на 1-ом этаже - п. 12 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
6. Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничных площадок. Ширина лестничных площадок менее ширины марша, а именно: ширина лестничного марша в уровне 1 этажа составляет 0.494 м - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
7. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа - п. 26 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
8. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. - п. 54 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
9. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 и части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемнопланировочным решениям эвакуационных путей и выходов), из коридоров подвального (цокольного) этажа без естественного проветривания при пожаре отсутствует система противодымной защиты здания, обеспечивающая защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения, система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: - использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; - использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; - использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; - использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; ч. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ч. 1 ст. 53, ст. 56 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 23 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 7.2 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование; п. 7.7* СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения";
10. Декоративно-отделочные и облицовочные материалы, окраска (отделка) стен, а также покрытие полов и лестничных клеток на путях эвакуации выполнены с применением материалов не имеющих сертификаты в области пожарной безопасности, подтверждающие характеристики пожарной опасности установленных требованиями нормативных документов, а именно: отделка пола на 2 этаже - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 134, ст. 144, ст. 145, ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический 5 регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 25 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации; п. 4.1.2 СП 1.13130.2020 "Эвакуационные пути и выходы";
11. Отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (табло "ВЫХОД"), а именно: выход на лестничную клетку на 2-ом этаже, выход из цокольного этажа - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 23, п. 36, п. 37 Правила противопожарного режима в Российской Федерации; п. 3.3, п. 5.1, п. 5.3, п. 6 СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" п. п. 3.1, 3.14 НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях";
12. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 и части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов), а именно: - лестница, предусмотренная для сообщения между подвальным и первым этажом не отгорожена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; - подвальный этаж не обеспечен эвакуационным выходом непосредственно наружу и не обособлен от общей лестничной клетки здания; - выход из подвала через общую лестничную клетку в тамбур с обособленным выходом наружу, не отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; ч. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ч. 1 ст. 53, ч. 4 ст. 89, ч. 5 ст. 89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 23 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 4.18 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; п. 7.23* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
13. Помещения банка для хранения ценностей и архивы не оборудованы автоматической установкой пожаротушения - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункты 54 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 10, табл. 3 п. 31.1 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; п. 4.10, ВНП-001-95;
14. Пути эвакуации проходят через коридоры имеющие выходы из лифтовых шахт ограждающие конструкции которых (включая двери шахт лифтов) не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам не менее Е 30, противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ч. 1, ч. 15, ч. 16 ст. 88, ч. 14 ст. 89 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 23 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 6.1.37 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
15. Пространство за подвесными потолками (при высоте от перекрытия до подвесного потолка 0,4 метра) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 54 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; табл. "2" п. 11 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
16. При удалении продуктов горения из коридоров дымоприемные устройства размещены на шахтах под потолком коридора, ниже верхнего уровня дверного проема - ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 23 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 7.7 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
При этом государственные инспекторы по пожарному надзору вправе давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Действующее законодательство устанавливает, что условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации. При этом, само предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования реально исполнимы.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Задачами проверки являются: осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки. Мероприятие по контролю связанное с обследованием зданий, строений сооружений, помещений, посредством их визуального осмотра, направленное на соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Мероприятие по контролю связанное с анализом документов проверяемого лица, изданных и (или) полученных им, в целях проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Выявленные управлением нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Дальнейшая эксплуатация проверенных объектов без устранения указанных в предписании нарушений может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
При этом устранение нарушений требований пожарной безопасности не связано с необходимостью реконструкции, капитального ремонта или с вмешательством в объемно-планировочное решение зданий.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что предписание содержит конкретное нарушение, а также мероприятия, подлежащие исполнению, ссылки на нормы права, выполнение которых необходимо обеспечить Заявителю.
По вопросу ответственности арендатора принято во внимание, что на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.08.2021 N СНБ/21-22 собственник ООО "ТРАНСГАЗ" (далее - Арендодатель) передал АО "СЕВЕРНЫЙ НАРОДНЫЙ БАНК" (далее - Арендатор) во временное возмездное пользование нежилые помещения общей площадью 461,92 кв. м (- 1 этаж (цокольный) общей площадью 92,0 кв. м; 1 этаж общей площадью 210,39 кв. м, 2 этаж общей площадью 159,53 кв. м), расположенные по адресу: г. Москва, Петровский бульвар, д. 11.
Из акта приема-передачи от 01.08.2021 помещений по адресу: г. Москва, Петровский бульвар, д. 11 (к Договору аренды недвижимого имущества от 01.08.2021 N СНБ/21-22) следует, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает вышеуказанное Помещение претензий по передаваемому имуществу в аренду у Арендатора к Арендодателю - нет. В соответствии с п. 2.2.13 договора аренды от 01.08.2021 N СНБ/21-22 ответственность за своевременное обслуживание пожарной сигнализации в Помещении обязан нести Арендатор.
В соответствии с п. 1.2 Арендодатель передал помещения в состоянии пригодном для его нормальной эксплуатации, в соответствии с п. 2.2.2 Арендатор обязан поддерживать имущество в состоянии пригодном для его нормальной эксплуатации.
На первом и втором этажах Помещения Арендатором возведены временные перегородки, которые внесли изменения в объемно-планировочные решения и послужили основанием для создания условий по ухудшению безопасной эвакуации людей в случае пожара.
Безопасность жизни и здоровья людей с точки зрения пожарной безопасности обеспечивается комплексом мероприятий, направленных, с одной стороны, на минимизацию вероятности возникновения пожара, а, с другой, на безусловное обеспечение безопасности людей в случае, если пожар произошел. В этой связи, вопрос обеспечения безопасности жизни и здоровья людей заключается в принятии мер конструктивного, объемно-планировочного, инженерно-технического и организационного характера, необходимых и достаточных для предотвращения влияния на людей опасных факторов пожара при проведении процесса эвакуации людей в случае пожара из объекта.
Нарушения, указанные в Предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 03.03.2022 N 48/2, указывают на отсутствие условий безопасной эксплуатации Помещений, относятся к путям эвакуации, работоспособности противопожарных систем, ограничению распространения опасных факторов пожара.
Из п. 5.5 договора аренды от 01.08.2021 N СНБ/21-22 следует, что взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором, регламентируются действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закон N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством в том числе несут: собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Изложенное свидетельствует о том, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
Договор аренды регулирует гражданско-правовые обязанности сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства.
Ответственность Арендодателя за противопожарное состояние помещения (с учетом разграничения правами на владение имуществом) не освобождает Арендатора от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и ответственности за нарушение указанных правил перед государством и разграничивается имущественными правами.
Также суд учитывает, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 N 1346 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" НПБ 110-03 и НПБ 104-03 считаются действующими до 01 марта 2022 года, то есть действующим на момент проведения проверки. В соответствии с п. 10 НПБ 110-03 здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, а в п. 31.1 таблицы III - указано, что помещения хранилищ ценностей в банках оборудуются автоматической системой пожаротушения по ВНП 001-95/Банк России (действующих на момент введения в эксплуатацию объекта защиты).
Таким образом, суд считает, что предписание исключает возможность двоякого толкования; изложение является кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-119372/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА