Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 N Ф05-1912/2020 по делу N А41-20589/2019
Требование: Об обязании очистить территорию лесного фонда от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Обстоятельства: Истцом в связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах в адрес ответчика направлена претензия с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить. Указанная претензия ответчиком не исполнена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт нарушения истцом лесного законодательства РФ, которое может привести к возникновению лесного пожара.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 N Ф05-1912/2020 по делу N А41-20589/2019
Требование: Об обязании очистить территорию лесного фонда от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Обстоятельства: Истцом в связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах в адрес ответчика направлена претензия с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить. Указанная претензия ответчиком не исполнена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт нарушения истцом лесного законодательства РФ, которое может привести к возникновению лесного пожара.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2020 г. по делу N А41-20589/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2020 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Комитета лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Стикачев А.С., представитель по доверенности от 19 июля 2018 года;
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2020 года кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 19 июля 2019 года
Арбитражного суда Московской области.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019, а не Девятого арбитражного апелляционного суда. | |
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-20589/2019,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
об обязании очистить территории лесного фонда от порубочных остатков,
установил:
решением Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2019 года, оставленным без изменения
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года, удовлетворены требования Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) об обязании публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество) очистить территорию лесного фонда в квартале 8 выделе 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке
статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке
статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами, общество является балансодержателем линии электропередач "ЛЭП КВ Л 500 кВ Западная-Очаково", расположенной в просеке 8 выдела 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи городского округа Красногорск Московской области.
При проведении сотрудником Комитета патрулирования выявлен факт нарушения лесного законодательства: на просеке ЛЭП КВ Л 500 кВ Западная-Очаково в 8 выделе 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи городского округа Красногорск Московской области, спиленная древесина оставлена на месте рубки, разбросана в хаотичном порядке по всей площади просеки.
В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах, Комитетом в адрес ответчика было направлена претензия с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить, а также выдано предписание об устранении нарушений закона.
В связи с тем, что претензия в досудебном порядке исполнена не была, истец обратился в суд.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с
частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные нормы также содержатся в
пунктах 9 и
11 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила) использования лесов.
Согласно
пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно
статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно
пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу доказанности указанных нарушений обществом лесного законодательства Российской Федерации, отметили, что названное бездействие общества может привести к возникновению лесного пожара.
Доводы заявителя об отсутствии у Комитета полномочий на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями, неправомерен.
Согласно
статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в
статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении требований
Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 38 Правил).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из
пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со
статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
(пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с
Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета, в соответствии с
пунктом 11 его Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области перечислен в
пункте 12 указанного Положения.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указали суды.
Факт привлечения ответчика к административной ответственности и вынесения предписания, в настоящем случае, значения не имеет, поскольку факт нарушения требований лесоохранного законодательства, а равно обязанность ответчика, как пользователя леса, его соблюдать, подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, учитывая, что основанием заявленных исковых требований явилось не неисполнение ответчиком законного предписания административного органа, а факт нарушения требований Лесного
кодекса Российской Федерации,
Правил и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий, кассационная коллегия соглашается с выводами судов.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь
статьями 176,
284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2019 года и
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года по делу N А41-20589/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА